блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Осию

Глава 14

Ос.14:1. Погибнет Самария,

отважившись поступать вопреки Божией воле. Будет она истощена войною, и жители ее увидят грудных младенцев разбиваемыми о землю, и носящих во чреве умерщвляемыми вместе с плодом их чрева. Но чтобы не испытать сего самым делом,

Ос.14:2. Обратися Исраилю ко Господу Богу твоему;

потому что много времени провел ты в беззакониях. Потом Пророк научает их, какие слова надлежит произносить умилостивляющим Бога. Ибо говорит:

Ос.14:3. Рцыте: можеши всяк отверщи грех.

Ибо, принося молитву сию Богу, не приимете воздаяния за неправду, но насладитесь всеми благами. Умоляя же Спасителя и Благодетеля, присовокупите к словам сим и следующее: не будем более возлагать упования ни на кого из людей, ни на Ассириян, ни на Египтян, ни на множество коней, и рукотворных идолов не станем признавать богами. Как скоро скажешь это; всегда пребывающий с тобою Господь помилует сироту, то есть, тебя, подобно сироте оставленного без призора и попечения, сподобит всякого промышления. И исцеление подам тебе, говорит Бог, избавляя от облежащих зол, искренно возлюблю тебя, положу конец всякому наложенному на тебя наказанию; как некую росу, буду подавать тебе дары Мои, чтобы процвел ты подобно крину. Ибо сие выразил, сказав:

Ос.14:6. Буду якоже роса Исраилю, процветет яко крин.

Божественное писание многократно упоминает о семь цвете; так Исаия взывает: «да веселится пустыня, и да цветет яко крин» (Ис.35:1). И в песни песней жених говорит о невесте: «якоже крин, в тернии, тако сестра моя посреде дщерей» (Песн.2:2). И Господь в священном Евангелии сказал: «смотрите крин сельных, аминь глаголю вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» (Мф.6:28–29). Из всего этого дознаем, что в цвете сем кроме благоухания восхваляется его белизна. С ним сравнивается душа, очистившаяся от греховной скверны и облеченная в светлую ризу крещения, о которой взывает Исаия: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия» (Ис.61:10). Сему-то крину подобно, говорит Пророк, процветет и Израиль, познавший Бога.

И прострет корение свое якоже Ливан.

Разумеет же гору, увенчанную кедрами. Потом дает видеть и будущую многочисленность народа.

Ос.14:7. Пойдут ветви его.

Предвозвещает и плод благочестия.

И будет якоже маслина плодовита, и обоняние его аки Ливана.

Указует же и причину благ.

Ос.14:8. Обратятся и сядут под кровом Его,

то есть, под кровом Божиим,

и поживут и утвердятся пшеницею, и процветет яко виноград память его, якоже вино Ливаново.

Ибо, отрекшись от идольской прелести и возложив упование на Мою попечительность, в обилии примут всякого рода блага, и подобно благовонному вину, производимому на Ливане, будут благоухать добродетелью, и тем приобретут добрую о себе славу.

Ос.14:9. Ефремови что ему еще и кумиром?

Посему дознав, каково приобретение благочестия, беги, Ефрем, от идольской прелести. На сей-то конец вразумляя, смирил Я тебя, и водясь человеколюбием, соделаю сильным, и буду для тебя

аки смерчие учащеное,

и соберешь у Меня плоды. Ибо "смерчие"5 есть растение всегда зеленое, не гниющее, покрытое тернистыми иглами. А сим выражает Бог следующее: сподобив тебя всякого о тебе промышления, соблюду невредимым, как бы некими иглами уязвляя нападающих на тебя. Так оканчивая все пророчество, Пророк присовокупил заключение, полезное для всех читающих:

Ос.14:10. Кто премудр и уразумеет сия, и смыслен и увесть сия? яко правы путие Господни, и праведнии пойдут в них: а нечестивии изнемогут в них.

Так заключил песнопение свое и божественный Давид, исчислив Божии благодеяния в сто шестом псалме: «кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни» (Пс.106:43)? Ибо подлинно нужны мудрость и благоразумие, как для познания и уразумения словес Божиих, так для их исполнения и соблюдения. Не возможно и уразуметь их не приявшим озарения от Духа Божия, и сохранить не пользующимся помощью свыше. Оказывающие великую и в великой мере любовь к Богу и пользующиеся Его помощью идут путями правыми и именуются праведными; а живущие в злочестии и идущие путем противоположным пpиeмлют воздаяние за свое нечестие.

Бог всяческих, «иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим.2:4), да дарует и нам принадлежать к части благочестивых, а не злочестивых, чтобы, жительствуя по Его божественным законам, прославлять нам Его, по слову священного Апостола, и телом и духом (1Кор.6:20). Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с единородным Его Сыном и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

* * *

5

Можжевельник.


Комментарии для сайта Cackle