Толкование на пророка Осию

Источник

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

 

 

Когда при Ровоаме, сыне Соломоновом, произошло разделение народа; над десятью коленами воцарился Иеровоам, сын Иаватов. Он, опасаясь, чтобы, так как совершаемые по временами праздники призывают народ в храм иерусалимский, десять колен не присоединились опять к царству Давидову, злонамеренно положил начало нечестию пред Богом, и сделав двух золотых юниц, устроил капища одной в Дане, другой в Вефиле. Через это нечестие, открыв себе свободный доступ, научило Израильтян служить идолам соседних народов. Дошедши же до крайней степени беззакония, лишились они Божия о них промышления. И царь сирийский Азаил первый преследовал их войною. Потом Фула, обладавший тогда скипетром у Ассириян, собрал с них великую дань. После него Фелгаффелласар, разорив многие города, иных жителей умертвил, а иных отвел в плен. После того, прияв царство Салманассар, также поступил с городами, спасшимися от разорения, и обложил войском Самарию, взял ее со всеми жителями, и остаток десяти колен переселил в Ассирию. Последний же царь ассирийский Сеннахирим, ополчившись против Иудеи, некоторые города взял, но покусившись осадить Иерусалим, и погубив войско, пораженное Божиею карою, хотя остался сам невредим, чтобы стать провозвестником Божия могущества, но во дворце своем приял смерть от рожденных им; потому что и сам, получив бытие от Бога, безумно восстал на Сотворшего. Поэтому, божественный Осия, прияв дарование пророчества и издалека провидев сие духовными очами, получает повеление предсказать о сем народу, чтобы, убоявшись предречений, избегли наказания, и не испытали бедствий. Ибо не для того угрожает наказаниями Бог всяческих, чтобы привести в исполнение, чем угрожает, но для того, чтобы, поразив страхом, довести до раскаяния, и кто освободится от пороков, тому даровать спасение. Имея же намерение наказать, не стал бы угрожать наказанием. Тем самым, что угрожает, дает видеть, что желает спасти, а не наказать. Посему посылает блаженного Осию, десяти, а также и двум, коленам предсказать, что будет, и спасение от Сеннахирима предвозвестить, и предречь гибель, какой подвергнут их Вавилоняне. Называет же два колена Иудою, потому что, не из Вениаминова, но из Иудина колена произошел царский род, и местопребывание царей было в Иерусалиме, городе в иудейском. Притом Иудеи и многочисленностью и силою превосходили не только Вениамитян, но и прочие колена; почему имя сильнейшего и дает Пророк обоим коленам. А десять колен именует Ефремом; потому что из сего колена был первый их царь Иеровоам, и местопребыванием царей сделал город Самарию, который был лучшим городом в этом колене, и Ефремляне отличались многочисленностью и мужеством. Итак, изложив сии сведения, можем уже начать и подробное истолкование.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Осию. 248-317 с.

Комментарии для сайта Cackle