блаженный Феодорит Кирский

Толкование на видения Пророка Даниила

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

 
Предисловие

Если бы всякому удобно было объяснять провещания божественных Пророков, и, простираясь далее буквального смысла, погружаться в глубину и уловлять сокровенный там бисер разумения; то, может быть, и справедливо было бы признать излишним писать толкование на пророчества, потому что всякому не трудно при самом чтении постигать пророческую мысль. Но поелику, хотя у всех нас одна природа, однако же не всем дано равное ведение; ибо сказано: «комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости , иному же слово разума» , о «томже Дусе: другому же вера, темже Духом» (1Кор. 12, 7–9) , а равно и все прочее сообщается раздольно; то думаю, что не худо поступлю, если незнающим божественных пророческих писаний письменно сообщу их учение, из детства будучи вскормлен ими, и собрав хотя малое некое сведение у многих благочестивых писателей.

Ибо и закон Божий повелевает, чему научились у отцов, обучать тому потомков. Сказано: научи этому «сыны твоя и сыны сынов твоих» (Втор. 4, 9). Поэтому и великий учитель Давид говорит: «внемлите людие мои закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих: отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперви» (Псал. 77, 1, 2). Потом показывая, откуда дознал это, продолжает: «елика слышахом и познахом я, и отцы наша поведаша нам: не утаишася от чад их в, род инь» (3, 4.). И объясняя причину сего знания, говорит еще: «закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим: яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим» (5, 6.). И показывая пользу сего обучения, присовокупляет: «да положат на Бога ynoвание свое, и не забудут дел Божиих, и заповеда Его взыщут» (7.). Поэтому, прияв учение сие от отцов, обязаны мы воздать справедливый долг младшим себя и тем, которые будут после нас; и притом справедливость требует воздать долг сей благопризнательно. И не закон только Божий побуждает нас к этому; многие, люди значительные, ко мне близкие, усердными и настоятельными просьбами понуждали меня отважиться на сей подвиг.

Посему, пророчество божественного Даниила постараемся сделать, сколько можно, более ясным для незнающих. А, может быть, труд сей не будет бесполезен и для удостоившихся ведения; потому что они, или найдут нечто большее того, что сами уразумели, или в нашем находя свое, таким общением подтвердят постигнутое ими самими. Ибо согласие многих обыкновенно утверждает наши мысли.

Предприемлем теперь толковать сего Пророка, не поточу, что пренебрегаем других Пророков, – (да не будет сего! ибо знаем, что все они – орудия Божия Духа), – но во первых по тому, что близкие к нам требовали толкования сего Пророка, и почли мы приличным удовлетворить просивших в том, о чем они просили. А сверх того безумие и бесстыдство Иудеев располагают нас оставить на сей раз других Пророков, раскрыть же и привести в ясность предречения Даниловы; поточу что Иудеи дошли до такого бесстыдства, что Даниила исключают из сонма Пророков, и даже лишают его и самого наименования Пророком. И сие ухищрение их, сверх бесстыдства их, имеет особую цель. поелику Даниил гораздо яснее всех прочих Пророков предвозвестил пришествие великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, не только предсказав, что совершит Он, но предрекши и время, означив даже число лет до Его пришествия и ясно изобразив все скорби, какие постигнут их самих за неверие; то, как богоненавистные и враги истины, не без причины осмеливаются они бесстыдно утверждать, что предсказавший сие и многое другое не пророк, такой приговор свой почитая достаточными к подтверждению лжи. И ни мало не удивительно, если с неистовством восстав против Единородного, клевещут на усердных слуг Владыки; последнее сообразно с первым. Потому и Господь говорит: «аще Мене изгнаша, и вас изженут» (Иоан. 15, 20); и еще: «аше господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его» (Матф. 10, 25).

Чтобы в большей мере, обличить бесстыдство Иудеев, спросил их так: что называете свойственным Пророку? Может быть, скажут: предузнавать и предсказывать будущее. Посему посмотрим, не предузнал ли, и не предрек ли будущее блаженный Даниил? Не коснемся пока слова о Владыке Христе, представим же на вид другие его пророчества. Итак находим, что предрек он многое о царстве вавилонском, многое о царствах персидском и македонском, многое и о царстве римском; предрек, что случится с царем вавилонским, как царством его возобладают Персы, а потом царь македонский, сокрушив их, сам вскоре кончит жизнь, и вместо одного наследуют царство четыре царя, – происшедшие от одного из них причинить Иудеям тысячи зол, но воспользовавшись Божией помощью, избавятся они от его зверства. Потом, переходя к дальнейшему, Даниил предсказываете могущество Римлян, предсказывает, что они, преодолев все царства, со всех будут собирать дань. Должно ли говорить о том, что предрек он о царях египетском, и сирийском? Сколько зла причинят они друг другу? Как после этого вступят в мирные договоры, супружества и родственные узы, потом снова после бывшего замирения начнут непримиримые войны? Посему, кто предузнал и предрек все сие и оставил на память им в писании, того не злочестиво ли и но беззаконно ли исключать из сонма Пророков? Ибо, если: это чуждо пророчеству, то что же ему свойственно? Если же на том основами, что пророческие речи свои не начинает словами: «сия глаголет Господь,» лишают его звания Пророка, то пусть скажут нам: что подобное изречено Патриархом Авраамом, которого Бог всяческих нарек Пророком? ибо об Аврааме сказано: «ныне отдаждь жену мужу, яко Пророк есть, и помолится» о «тебе, и жив будеши ты и» весь дом твой (Быт. 20, 7). И блаженный Давид об Аврааме, сыне и внуке его говорит: «и обличи о них цари, глаголя: не прикасайтеся помазанными Моим, и во Пророцех Моих не лукавнуйте» (Псал. 104, 14, 15). И великий Пророк Самуил, с детства служивший во храме, не имеет отличительных признаков пророчества подобно другим Пророкам, но или в сновидениях, или в каких либо откровениях, бывших днем, удостаивался предвидений, проразумений и провещаний. Посему и им объявите открытую войну, и их явно извергните из сонма Пророков. Если же отрекаетесь нанести такое оскорбление им, то избегните и клеветы на Даниила; потому что он – Пророк, и Пророк, по сильному желанию и усердию приявший ведение грядущего, потом и трудами, постом и злостраданием достигший того, что научен будущему, предузнал и предвозвестил не только, что будет с Иудеями, но домостроительство общих событий во вселенной. Посему рассудите, не крайне ли несправедливо, – причислять к Пророкам Авдия, предрекшего бедствия, какие постигли только Идумеев, также Иону и Наума, предвозвестивших об одном городе Ниневии, а блаженного Даниила, предсказавшего не об одном только городе, не о малочисленном народе, но о величайших царствах, халдейском, персидском, македонском, римском, о том, что совершено каждым из них, – лишать пророческого именования и утверждать, что он чужд духовной благодати? И вам, при крайней вашей неблагодарности, должно было устыдиться Навуходоносора, этого злочестивого, зверонравного варвара, не посвященного в божественные тайны, который: однако же взывает и говорит о Данииле: «Духа Божия Свята имать в себе» (Дан. 4, 5 ). Ибо подлинно Духа Божия делом было рассказать сон, который другому виделся и забыт им, и в подробности и истинно истолковать оный. Но вас не убеждает и это прекратить свое неистовство против Пророка; напротив того в лице Пророка восстаете вы на Владыку сего Пророка. Впрочем от ухищрений ваших не потерпит вреда Пророк. Ибо божественные Писания показывают в нем Пророка, подтверждается же предвидение его и исполнением пророчества. И мы ныне, рассматривая события, понимаем оные древние предвещания, и, руководимые самыми событиями, легко доходим до уразумения письмен1; а вы и сим обнаруживаете свое безумие. Но теперь вкратце изложили мы обличение вашего бесстыдства, подробное же истолкование еще сильнее изобличает ваше неразумие. Посему, достаточно сказав, что служит к оправданию нас самих и к осуждению Иудеев, сперва приведем в ясность содержание пророчества, а потом коснемся истолкования пророческих изречений.

После Иoсиии (а это был царь благочестивый), сын его, Иоахаз царствовал в Иудеи три полные месяца и несколько дней; имел же он два имени; в книгах Царств и Паралипоменон именуется Иоахазом; а блаженный Пророк Иеремия называл его Селлимом (Иер. 22, 11). Царь египетский, фараон Нехао, взяв его в плен, отвел пленником в Египет, вместо же его поставил царем Елиакима, брата его, которого назвал Иоакимом: последний царствовал одиннадцать лет и несколько месяцев. В третий год его царствования, царь вавилонский, Навуходоносор, ополчившись на него, взял не малое число пленников, отличавшихся знатностью рода; взял и несколько священных сосудов, употреблявшихся при Богослужении, и наложив некоторую дань на Иоакима, возвратился в Вавилон. Потом, когда Иоаким не захотел платить определенную дань, Навуходоносор снова ополчился на Иерусалим, и взяв город, умертвив царя, вместо его поставляет, царем сына его, который у Иудеев именовался Иоакимом, но также переименован Елиакимом. И сего блаженный Пророк Иеремия называет Иехониею. Ибо говорит: «живу Аз, глаголет Господь: аще будет Иехония сын Иоакима царь Иудин, перстень на руце десней Моей, оттуду» «исторгну тя, и предам тя в руки ищущих души твоея, ихже ты боишися лица их, и в руки Халдеом» (Иерем. 22, 24, 25). Но после того, как три месяца и несколько дней правил он царством, царь вавилонский Навуходоносор, снова послав войско и военачальника, отвел его пленником в Вавилон, царство же вручил дяде его по отцу, Седекии. И когда Седекия, царствовав одиннадцать лет, не внес наложенной дани, царь вавилонский с великою силою ополчился на Иерусалим, потом, осадив город, и вместе изнуряя Иудеев голодом, и к оградам придвинув стенобитные орудия, разрушает стены, весьма многих умерщвляет, а прочих, поработив, отводит пленниками, и город и храм предав огню. Но Бог всяческих, попустив, чтобы все сие претерпели Иудеи за великое беззаконие свое, и наказуя не лишил их вовсе своего о них попечения, но оставшимся в Иудеи, как бы некими пестунами, дал Урию, сына Самеева, и Иеремию, сына Халкиева, мужа отличенного священством и даром пророчества; а с теми, которые в первое пленение отведены пленниками в Вавилон, послал блаженного Даниила, Иезекииля, Ананию, Азарию и Мисаила, чтобы, имея точных наставников в житии по закону, не потерпели большого вреда от сообщения с варварами, но имели пред собою образцы, напоминающее им добродетель и любомудрие предков. Столько-то Бог всяческих промышляет о грешниках, что для пользы их усердно Ему работающим и готовым всегда служить попустил быть отведенными в плен, потерпеть тяжкое рабство, подвергаться многим опасностям и проводит жизнь среди бурь и волнений. Ибо так говорит чрез Пророка Oсию: за вас «убих Пророки ваша словесем уст, Моих» (Ос. 6, 5.). Так, содевая спасение вселенной, попустил святым Апостолам претерпеть страдания, какие известны нам из Писаний о них. Так, промышляя об Иудеях, устроил, что вместе с ними взят в Вавилон и блаженный Даниил, который, будучи юн и отличаясь красотою, вместе с оными Боголюбивыми отроками воспитанный в царских чертогах, из детства обилуя Божественною благодатью, когда исполнился всякой мудрости и разумения, снискал великое дерзновение пред державствовавшим и проповедав слово благочестия, и для него соделался полезным, и даже не для него только, по и для всех подданных; потому что, чему научился царь из его наставлений, то передал и своим подданным, постановив закон, которым ясно повелевалось, чтобы все подчиненные его власти покланялись Богу, чтимому Даниилом.

Итак кратко сказали мы, когда и для чего богомудрый сей Пророк отведен в Вавилон, и скольких благ был виновником не только для соплеменников, но и для варваров; силу же пророчества точнее покажем в подробном истолковании. Посему, призвав в помощь Божественную благодать, начнем изъяснение.

* * *

1

Здесь обыкновенному чтению: τήν τῶν πραγμἀτων κατἀληφιν , предпочтено чтение: τῆν πῶν γραμμἀιων κατἀληφιν

Комментарии для сайта Cackle