блаженный Феодорит Кирский

Толкование на первое послание к Фессалоникийцам

Оглавление Глава 1 Глава 2

Глава 1

1Сол.1:1. Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

«Павел и Силуан и Тимофей, церкви Солунстей о Бозе Отце, и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа». Думаю, что Силуаном назван Сила. Ибо Сила был вместе с Павлом и в Филиппах, и в Фессалонике, и в Беррии, и его с треблаженным Тимофеем оставив, Апостол отправился в Афины. Их ожидал к себе во время пребывания в Афинах; они были при Апостоле, когда проповедовал он в Коринфе.

1Сол.1:2. Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших.

«Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших». Научаемся сперва благодарить за блага, предварительно нам дарованные, а потом уже просить благ недостающих. Ибо можно найти, что так везде поступает божественный Апостол. Дает же знать, за что песнословит он Бога всяческих.

1Сол.1:3. Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпе­ние упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим.

«Непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим». Дело веры – твердость в опасностях. Ибо не только во время мира и тишины надлежит показывать веру, но должно держаться ее и во время волнения и бури. Так и любовь заключает в себе не только самое приятное наслаждение, но и все превосходящий труд. Ибо надлежит переносить прегрешения брата, хотя бы он ненавиствовал, или гневался, или превозносился, или страдал неблагодарностию. Посему-то Апостол с любовию сочетал труд и с упованием сопоставил терпение. Владыка же Христос даровал нам упование воскресения мертвых, бессмертной жизни, Царства Небесного. Но приявшему сие упование надлежит терпеливо ждать и мужественно переносить встречающиеся горести. Над всем этим, говорит Апостол, надзирает Бог всяческих. Ибо сие выражается словами: «пред Богом и Отцем нашим».

1Сол.1:4. Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.

1Сол.1:5. Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

«Ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше»: «яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте, какови быхом в вас ради вас». Вы сами свидетели силы Евангелия. Ибо не только предложили мы вам поучительное слово, но и чудесами доказали истину слов. Сообщили же вам и благодать, которой сами причастны; ибо сие означают слова: и «в Дусе Святе». Да и великость опасностей, которым не уступили мы, убедила вас в том, что предлагаемое нами Божественно. Ибо слова: «какови быхом в вас ради вас», указывают на опасности, каким подвергались за них, предлагая им спасительную проповедь.

1Сол.1:6. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго.

«И вы подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостию Духа Святаго». Великая похвала для фессалоникийцев соревновать апостолам; но гораздо большая, лучше же сказать, всех похвал высочайшая – подражать страданиям Самого Владыки, не смущаться, не упадать духом в опасностях, но исполняться духовного услаждения.

1Сол.1:7. Так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

«Яко быти вам образ всем верующым в Македонии и Ахаии». Усилил похвалу, сказав, что они соделались образцом благочестия для народов великих и возбуждавших удивление своею мудростию.

1Сол.1:8. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

1Сол.1:9. Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному

«От вас бо промчеся слово Господне не токмо в Македонии и Ахаии, но и во всяко место вера ваша, яже к Богу, изыде». И что говорю, продолжает Апостол, о Македонии и Ахаии? Повсюду восхваляется горячность веры вашей. Сие же: от вас промчеся слово Господне, сказал не в том смысле, что отсюда прияла начало проповедь, но что усердие их к Божественному, соделавшись всюду известным, подвигло многих к ревности о благочестии.

«Яко не требовати нам глаголати что». «Тии бо о нас возвещают, каков вход имехом к вам». Молва предварила нас, и от других слышим, что хотели сказать сами. Ибо добрые плоды нашего у вас учения соделались для вас известными.

«И како обратистеся к Богу от идол, работати Богу живу и истинну». Ясно научил нас божественный Апостол, как надлежит разуметь сказанное: «да знают Тебе единаго истиннаго Бога» (Ин. 17, 3). Ибо, не с Сыном, но с несуществующими богами сравнивая Сущего Бога, нарек Его Апостол «живым и истинным». И наименовал живым, потому что те боги не «живы», а «истинным», потому что те ложно называются богами.

1Сол.1:10. И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

«И ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси из мертвых, Иисуса, избавляющаго нас от гнева грядущаго». Освободив от идольской прелести и приведя под Свое владычество, повелел нам, говорит Апостол, ждать Второго пришествия Единородного, который соделает нас не подлежащими угрожающему наказанию. При сем надлежит знать, что из мертвых воскрешено не Божественное естество Единородного (оно бесстрастно) и Иисус не другой Сын, кроме Сына Единородного, но Тот же Самый; Он и пострадал, как человек, и воскрес, как человек.


Оглавление Глава 1 Глава 2


Источник: Первое послание к Фессалоникийцам писано из Афин.