Азбука верыПравославная библиотекаблаженный Феодорит Кирский » Толкование на первое послание к Коринфянам
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


блаженный Феодорит Кирский

Толкование на первое послание к Коринфянам

Глава 12 Глава 13 Глава 14

Глава 13

1Кор.13:1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

    «Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи или кимвал звяцаяй». Апостол, делая сравнение дарований, первым из всех поставил дарование языков, потому что оно, по мнению коринфян, было важнее других. Важнейшим же почитали оное, потому что прежде всех других дано апостолам в день Пятидесятницы, при Сошествии Всесвятого Духа. Посему говорит: если узнаю все человеческие языки, а сверх того, и языки невидимых Сил, но любви к ближнему иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий. Под ангельскими же языками разумеет не чувственные, но некие мысленные, на которых песнословят Ангелы Бога всяческих и беседуют между собою. Ибо Исаия слышал их поющих, а Иезекииль, также Даниил, Захария и Михей слышали их беседующих. Выразил же это божественный Апостол преувеличенно, в намерении показать преимущество любви.

1Кор.13:2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

    «И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь». Апостол опять, сравнив с любовию в подлинном смысле большие из дарований, пророчество и веру, показал превосходство любви. Выразил же сие не просто, но с усилением речи, ибо о пророчестве сказал: «аще вем тайны вся и весь разум», а о вере: «яко и горы преставляти». Но и в сем отношении показал, что превосходнее приобретение любви.

1Кор.13:3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

    «И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть». Здесь, сравнивая любовь с самыми высокими видами добродетели — презрением имущества, и самопроизвольною нищетою, и подвигами за благочестие, Апостол показывает, что любовь и оные превосходит. Но и это выразил он опять с усилением речи. Ибо об имении сказал: «аще раздам вся имения моя», то есть своими руками буду раздавать свою собственность и услуживать нуждающимся, — и говоря о мученичестве, не просто представил смерть, но сожжение тела, ибо это страдание почитается мучительнейшим других казней. И, может быть, иной спросит, возможно ли совершившему это не иметь любви. Посему надлежит знать, что праведный Судия взирает не только на праведное дело, но и на цель сего дела. Многие же весьма многое делают ради славы человеческой; и отрекающемуся от имения естественно делать сие для уловления славы от людей, а также по причине Божия закона и по желанию Небесного Царствия, а не из попечения о нуждающихся и желания услужить им. Надлежит также знать, что божественный Апостол многое выражает преувеличенно, придавая тем большую силу предлагаемому учению. Так и в Послании к Галатам сказал: «И аще я, или Ангел с небесе благовестит вам паче… еже приясте, анафема да будет» (Гал. 1:8—9). И хотя знал, что невозможно какому-либо Ангелу учить тому, что противно Божией проповеди, однако употребил выражение сие, уча не верить всякому, предлагающему какое-либо иное учение, хотя бы он был и весьма достоин веры.

1Кор.13:4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

    «Любы долготерпит», великодушно переносит недостатки ближнего.
    «Милосердствует», водится кротостию и благодушием.
    «Любы не завидит», не допускает страсти зависти.
    «Любы не превозносится», не входит в пытливые разыскания, о чем не должно, ибо таково значение слова: «превозноситься» — (περπερεύεσθαι действовать легкомысленно), не меряет ощупью Божией сущности, не судит о Божиих домостроительствах, как обыкли делать некоторые. Любящий ни в чем не соглашается поступать опрометчиво, ибо слово «любы» употреблено здесь вместо «имеющий любовь».
    «Не гордится», не превозносится пред братиями.

1Кор.13:5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

    «Не безчинствует», не отказывается для пользы братий сделать что-либо неважное и унизительное, почитая такое действие неблагоприличным.
    «Не ищет своих си». Сие неоднократно говорил уже божественный Апостол: «не иский своея пользы, но многих, да спасутся» (1 Кор. 10:33).
    «Не раздражается». Если и прискорбное что встречает от кого-либо, переносит великодушно по горячности любви, какую имеет в себе.
    «Не мыслит зла», извиняет погрешительные поступки, предполагая, что сделано это не с худым намерением.

1Кор.13:6. Не радуется неправде, а сорадуется истине.

    «Не радуется о неправде, радуется же о истине». Ненавидит противозаконное, веселится о том, что хорошо.

1Кор.13:7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

    «Вся покрывает» . По любви терпит и прискорбное. «Всему веру емлет», любимого почитает нелживым. «Вся уповает». Если видит его склонным к худому, ожидает в нем перемены на лучшее. «Вся терпит». Что ни бывает с любящим, не может отторгнуть его от любви. Божественный Павел, изобразив сие в чертах частных и приметив, что язык его недостаточен к тому, чтобы восхвалить любовь, вкратце присовокупляет:

1Кор.13:8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

    «Любы николиже отпадает», то есть не уклоняется, но всегда остается постоянною, непоколебимою, неподвижною, пребывающею вечно. Ибо сие дает видеть Апостол в присовокупляемых словах:
    «Аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится». Будущая жизнь не имеет в сем нужды: излишне пророчество, когда самые вещи налицо; и знание языков бесполезно по уничтожении их различия; прекратится и меньшее ведение, когда будет преподано большее. Ибо сие и присовокупил Апостол:

1Кор.13:9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем.

1Кор.13:10. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

    «От части бо разумеваем и от части пророчествуем: егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится». Ибо для совершеннолетних излишне знание отроческое. Сие подобие употребил и божественный Апостол.

1Кор.13:11. Когда я был младенцем, то помладенчески говорил, помладенчески мыслил, помладенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

    «Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая». Ибо по достижении совершенного возраста украшающиеся сметливостию и благоразумием не имеют нужды в отроческом знании. И так Апостол в настоящей жизни данное нам знание уподобил знанию детей, ожидаемое же в жизни будущей — знанию мужей совершенных, научая опять этим невысоко думать о своем знании рассекающих тело Церкви.

1Кор.13:12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познaю, подобно как я познан.

    «Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу». Настоящее, говорит Апостол, есть тень будущего, ибо во всесвятом крещении усматриваем образ воскресения, а тогда увидим самое воскресение. Здесь видим вместообразная Владычнего тела, а там узрим Самого Владыку. Сие значат слова: «лицем к лицу». Увидим же не невидимое Его естество, для всех незримое, но воспринятое Им от нас.
    «Ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых». Не то говорит Апостол, что познаю Его, как сам Им познан, но что определеннее узрю Его, как соделавшийся Ему своим. Ибо слово «познан» употребил Апостол вместо слова «присвоен». Так и Моисею сказал Господь: «Вем тя паче всех» (Исх. 33:17), и Апостол говорит: «Позна Господь сущыя Своя» (2 Тим. 2:19), то есть удостаивает их большего промышления.

1Кор.13:13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

    «Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: болши же сих любы». Апостол показал, что дарования престают, пребывает же одна любовь, показал также, что любовь преимуществует пред нравственными преспеяниями. Ибо излишня вера в будущей жизни, когда явными соделаются самые вещи. И если «вера — уповаемых извещение» (Евр. 11:1), то, по явлении самих вещей, нет уже потребности в вере. Так же излишня там и надежда. Ибо «упование видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает?» (Рим. 8:24) Но любовь там паче имеет силу, когда упокоятся страсти, тела соделаются нетленными, а души не будут избирать ныне то, а заутра другое.

Глава 12 Глава 13 Глава 14


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.