блаженный Феодорит Кирский

Толкование на первое послание к Коринфянам

Глава 13 Глава 14 Глава 15

Глава 14

1Кор.14:1. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

«Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете». Итак, поелику любовь есть достояние столько великое, приобретение ее почитайте делом великим, не оставаясь, однако ж, в нерадении о духовных дарованиях; и предпочтительно другим возлюбите пророчество. Ибо Апостол снова смиряет высокомерие, величающееся дарованием языков.

1Кор.14:2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом.

«Глаголяй бо языки не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны». Апостол производит вместе то и другое. Коринфян обвиняет в любочестии и дает видеть потребность дарования. Оно дано проповедникам по причине разных языков у людей, чтобы, пришедши к индам, предлагали Божественную проповедь, говоря их языком, а также, беседуя с персами, скифами, римлянами и египтянами, проповедали им евангельское учение на языке каждого из сих народов. Посему беседующим в Коринфе излишним делом было говорить на языках скифском, или персидском, или египетском, которых не могли коринфяне понимать. Поэтому-то божественный Апостол и сказал, что «глаголяй языки, не человеком глаголет, но Богу», ибо присовокупил следующее: «никтоже бо слышит». А чтобы не почли дарования бесполезным, прибавил еще: «духом же глаголет тайны».

1Кор.14:3. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

«Пророчествуяй же человеком глаголет созидание и утешение и утверждение», потому что все слышат, что говорит он.

1Кор.14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

«Глаголяй языки себе зиждет». Ибо присутствующие не понимали того, что говорил он.

«А пророчествуяй Церковь зиждет». Ибо, видя и откровение помыслов, и обнаружение тайно совершающегося, получали весьма великую пользу. И чтобы не пришло кому на мысль, будто бы Апостол говорит сие, побуждаемый завистию, по необходимости присовокупил он:

1Кор.14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь по­лучила назидание.

«Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще сказует, да Церковь созидание приемлет». Апостол ясно дал видеть, почему сказал: «паче». Я не умаляю, говорит он, дарования, но ищу его потребности: Когда нет переводчика (сказующего), тогда лучше пророчество, потому что от него больше пользы.

1Кор.14:6. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

«Ныне же, братие, аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?» Апостол снова ввел собственное свое лицо, утешая тем обвиняемых. Пришедши к вам и говоря разными языками, говорит он, какую пользу принесу вам, если не преподам учения, открывая вам сокровенные тайны, путеводя к Божественному и предлагая приличные для вас советы? Представляет же и подобие, соответственное предлагаемому слову.

1Кор.14:7. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать тo, чтo играют на свирели или на гуслях?

1Кор.14:8. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

«Обаче бездушная глас дающая, аще сопель, аще гусли, аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение? Ибо аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?» И сами вы знаете, что и свирель, и гусли имеют нужду в какой-то мерности и в искусстве. Ибо при этом, будучи и неодушевленными, издают некий стройный звук. Если же кто без этого употребит их в дело, исполнение не имеет значения. Так и труба, если прозвучит невоинственно, не вооружает воинов.

1Кор.14:9. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнaют, чтo вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

1Кор.14:10. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

«Так и вы, аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен». Что для гуслей стройная мерность и для трубы – военный знак, то для языков «сказание». Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе.

1Кор.14:11. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

«Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник». Апостол то же сказал иными словами.

1Кор.14:12. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

«Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете». В укоризну назвал Апостол коринфян «ревнителями духовом». Повелевает же им все делать для пользы церковной.

1Кор.14:13. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

«Темже глаголяй языком да молится, да сказует». Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви.

1Кор.14:14. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

«Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть». Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» (Рим. 1, 13). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы.

1Кор.14:15. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

«Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом». Духом называет Апостол дарование, а умом – изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.

1Кор.14:16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина кaк скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, чтo ты говоришь.

«Понеже аще благословиши духом, исполняяй место невежды како речет аминь, по твоему благодарению? Понеже не весть, что глаголеши?»

«Невеждою» (простолюдином) называет Апостол состоящего в чине мирянина, потому что и находящихся вне воинского чина обыкли называть простолюдинами.

1Кор.14:17. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

«Ты убо добре благодариши, но другий не созидается». Знаю, говорит Апостол, что, вдохновенный Божиею благодатию, песнословишь ты Бога; но не знающий языка не понимает произносимого. Потом Апостол, стыдя коринфян, говорит:

1Кор.14:18. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками.

1Кор.14:19. но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

«Благодарю Бога моего, паче всех вас языки глаголя. Но в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком». Прежде вас сподобился я сего дарования; чрез меня и вы прияли благодать сию. Однако же, заботясь о пользе многих, ясное учение предпочитаю неясному. Потом продолжает с упреком:

1Кор.14:20. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

«Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте». Не извращайте порядка и соревнуйте не малосмыслию, но незлобию детей; а у совершенных возрастом заимствуйте не лукавство, но сметливость.

1Кор.14:21. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

«В законе пишет: яко иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь». Пророческое это изречение (Ис. 28, 11); законом же наименовал Апостол ветхозаветное Писание. Приведя свидетельство, присовокупляет он и толкование.

1Кор.14:22. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

«Темже языцы в знамение суть не верующим, но неверным». Ибо различие языков поражает неверного. Сие и в день Пятидесятницы в Иерусалиме испытали собравшиеся там. Посему тотчас сказали: «Не вси ли суть глаголющии Галилеане? И како мы слышим» их «кийждо свой язык, в немже родихомся, Парфяне, Мидяне» и так далее (Деян. 2, 7–9)?

«А пророчество не неверным, но верующым». У Апостола одна цель – польза многих. Почему и коринфянам советует предпочитать пророчество, как доставляющее пользу всему обществу. Пользу же пророчества показывает в последующих словах:

1Кор.14:23. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

«Аще убо снидется Церковь вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же и неразумивии, или невернии, не рекут ли, яко беснуетеся?» Неразумивыми назвал здесь Апостол некрещенных и дает видеть, что не понимающие произносимого возымеют о них такое мнение, что они беснуются.

1Кор.14:24. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

1Кор.14:25. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

«Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, и истязуется от всех, и сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц, поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть». Так напал на всех страх, когда Анании и Сапфире сделано обличение. При сем должно заметить, что Апостол ясно наименовал здесь Богом Всесвятого Духа, потому что пророчество было действием Духа Божия: «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (1 Кор. 12, 11); между тем как Апостол выразился здесь: «пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть», Всесвятого Духа называя Богом. Так и блаженный Петр сказал: «Почто» прельстил (исполни») «сатана сердце твое, солгати Духу Святому? …Не человеком солгал еси, но Богу» (Деян. 5, 3–4). Так Апостол, показав различие дарований, учит коринфян и приличному для них благочинию.

1Кор.14:26. Итак чтo же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

«Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают». Апостол опять указал на тело и на члены тела, ибо словом «сходитеся» указал на единое тело, а словами «кийждо вас имать» то или другое – на различие членов; и потом опять приносимую каждым пользу всему обществу выражает словами: «вся к созиданию да бывают».

1Кор.14:27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и тo порознь, а один изъясняй.

«Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части». Не ведите общего собеседования, от чего происходят беспорядок и смятение, и не многие беседуйте: довольно для сего и двоих. Впрочем, пусть число беседующих так ограничится троими.

«И един да сказует». Ибо присутствующим надобно уразуметь, что говорится.

1Кор.14:28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

«Аще ли не будет сказатель, да молчит в церкви: себе же да глаголет и Богови». Ибо всего неуместнее дарование Божие употреблять в угождение любочестию, а не для пользы.

1Кор.14:29. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

«Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают». Божественный Апостол причислял уже к духовным дарованиям и разсуждение духовом (1 Кор. 12, 10). Посему то же говорит и здесь, а именно, что сподобившиеся сего дарования рассуждают о произносимом, по действию ли Божия Духа говорится это. Ибо диавол как пророкам противопоставлял лжепророков, так и апостолам – лжеапостолов; и сие дает видеть Апостол во Втором послании к Коринфянам, ибо говорит: «Таковии лживи апостоли делателе льстивии» (2 Кор. 11, 13).

1Кор.14:30. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

«Аще ли иному открыется седящу, первый да молчит». Если, говорит Апостол, иного подвигнет благодать Духа, то да уступит ему начавший говорить.

1Кор.14:31. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

«Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся и вси утешаются». Ничто да не делается беспорядочно и с замешательством, потому что может всякий из вас предложить пророчество собравшимся и чрез это принести им пользу. Этот порядок и до настоящего времени остался в церквах, и из учителей одни беседуют с народом в это торжественное собрание, а другие – в другое.

1Кор.14:32. И духи пророческие послушны пророкам.

И дух Пророков «Пророком повинуется». Духом называет Апостол дарования. Так повиновались Иисус Моисею, Елисей Илии, множество пророков – самому Елисею и сему самому Апостолу – Тимофей, Тит и прочие.

1Кор.14:33. Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Тaк бывает во всех церквах у святых.

«Несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых». Не новое что узаконяем, но учим вас тем законам церквей, какие установил Сам Охранитель мира. Поелику же духовною благодатию преисполнялись не мужи только, но и жены, ибо сие предвозвестил Бог устами пророка Иоиля: «И излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши» (Иоил. 2, 28), то Апостол по необходимости постановил закон и для жен.

1Кор.14:34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

«Жены ваша в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет». Ибо Еве сказал Бог: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт. 3, 16).

1Кор.14:35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

«Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати». Потом Апостол опять обращается к коринфянам с упреком.

1Кор.14:36. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

«Или от вас слово Божие изыде? Или вас единых достиже?» Не вы первые и не вы одни прияли евангельскую проповедь. Посему не своими довольствуйтесь законами, но следуйте законоположениям церковным.

1Кор.14:37. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, чтo я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

«Аще кто мнится пророк быти или духовен, да разумеет, яже пишу вам, зане Господни суть заповеди». Духовными наименовал Апостол тех, в ком обитает Божий Дух. А лишенный сей благодати не может разуметь. Посему Апостол присовокупил:

1Кор.14:38. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

«Аще ли кто не разумеет, да не разумевает». Потом предлагает советы.

1Кор.14:39. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками.

«Темже, братие моя, ревнуйте еже пророчествовати, и еже глаголати языки не возбраняйте». Апостол снова показал, что одно предпочтительнее, но и другое также потребно, ибо сие означается словом «не возбраняйте».

1Кор.14:40. Только всё должно быть благопристойно и чинно.

«Вся же благообразно и по чину да бывают» . Чин же этот Апостол дал видеть в сказанном прежде.

Будем же и мы хранить сие благочиние и последуем апостольским законоположениям, чтобы сподобиться нам общения с Законоположником по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Глава 13 Глава 14 Глава 15


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.