блаженный Феодорит Кирский

Толкование на первое послание к Коринфянам

Глава 2 Глава 3 Глава 4

Глава 3

1Кор.3:1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

«И аз, братие, не могох вам глаголати яко духовным, но яко плотяным». Апостол коринфян назвал «плотяными», как пристрастных к жизни сей, домогающихся того, что славно по людскому мнению, и обращающих внимание на богатство и красноречие учителей. И поелику сказанного было достаточно, чтобы поразить их, смягчает наносимый удар некоторым подобием. «Яко младенцем о Христе», то есть вы плотяны, как новорожденные и несовершенные. Потом продолжает тот же переносный образ речи и говорит:

1Кор.3:2. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах.

«Млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте»: учение, говорит он, соразмерял я с немощию слуха и подражал отцу, который новорожденным младенцам предлагает сообразную с их возрастом пищу. «Но ниже еще можете ныне».

1Кор.3:3. Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

«Еще же плотстии есте». Потом яснее излагает обвинение: «Идеже бо в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте и по человеку ходите?» Все это доказывает, что вы не размышляете ни о чем духовном, но привязаны к земному.

1Кор.3:4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

«Егда бо глаголет кто: аз убо есмь Павлов, другий же: аз Аполлосов: не плотстии ли есте?» Апостол опять выставляет свое имя и присоединяет к имени Аполлосову, показывая тем неприличие дела. Если, говорит, весьма неприлично именоваться Павловым, хотя я сподобился апостольской благодати и сделался вашим насадителем, то тем паче именоваться по имени других и злочестиво, и преступно.

1Кор.3:5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

«Кто убо есть Павел, кто же ли Аполлос, но точию служителие, имже веровасте». Иной есть Владыка, а мы Его рабы и служители вашего спасения. «И комуждо якоже Господь даде». Между нами есть и разность. Если и участвуем друг с другом в общем деле служения, то благодать на сие приемлем каждый в своей мере.

1Кор.3:6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.

«Аз насадих», потому что я первый проповедовал вам. «Аполлос напои» – после меня поддержал мое учение. «Бог же возрасти», потому что успех зависел от Божией благодати.

1Кор.3:7. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

«Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог». Ибо без содействия Божия напрасен наш труд.

1Кор.3:8. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

«Насаждаяй же и напаяяй едино еста». «Едино» по участию в понесении труда, потому что оба служат Божией воле, но не «едино» по исполнению дела или по усердию, потому что в этом большое различие между служащими. Сие говорит и сам Апостол: «Кийждо… свою мзду приимет по своему труду». Не просто, говорит, по исполнению дела, но по труду в деле. Один часто с большим удобством приводит к Спасителю двести, а другой, подъяв больший труд, одного или двоих освобождает от прелести. То же видеть можно в рассуждении поста и целомудрия. Один, вспомоществуемый природою, без трудов преспевает в целомудрии; другой, борясь с естественными наклонностями, с великими трудами достигает желаемого. Один, имея горячее сложение, с большим мучением ждет вечера, не вкусив пищи. Другой проводит два и три дня и, хотя не вкушает пищи, не терпит большого труда. Посему-то правдивый Судия взирает не на дело, но на труд.

1Кор.3:9. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

«Богу бо есмы споспешницы». Единомышленники Ариевы и Евномиевы Сыну не усвояли сего названия, именуют же Его работником, а божественный Апостол и проповедников истины называет споспешниками Божиими. Но и в сем великая разность: один споспешествует, как сын, а другиё, как благонамеренные рабы, исполняют Божию волю. «Божие тяжание, Божие здание есте». И здание, и тяжание не того или другого, но Бога всяческих.

1Кор.3:10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, кaк строит.

«По благодати Божией данней мне, яко премудр архитектон основание положих». Апостол, указав сперва на Божественную благодать, потом самого себя назвал премудрым архитектоном и говорит: «Я первый положил в вас основания благочестия». «Ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает»:

1Кор.3:11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

«Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос». Должно назидать, а не основание полагать, потому что намеревающемуся созидать разумно невозможно положить другого основания. Сие основание положил и блаженный Петр, лучше же сказать – Сам Владыка. Ибо, когда Петр сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16), Господь ответствовал: «На сем камени созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Посему не по человеческим именам именуйте себя, так как основание есть Христос.

1Кор.3:12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы.

1Кор.3:13. Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

«Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие», «когождо дело явлено будет». Иные утверждают, что сие у Апостола сказано о догматах, а я думаю, что сие говорит он о деятельной добродетели и о пороке и предуготовляет обвинение впадшему в блуд. Златом же, сребром, камением честным называет виды добродетели, а дровами и сеном и тростием – дела, противные добродетели, которым уготован огонь геенский. Зависит же это не от неразности учителей, но от произволения учеников. Ибо учители предлагают Божественные наставления, а из слушающих одни уготовляют себя кто в злато, кто в сребро, кто в камение честное, тщательно внимая тому, что говорят им, другие же, живя опять в беспечности, подражают удобосгораемости дров, сена и тростия, избирая порок. А различие веществ обличит не настоящая, но будущая жизнь. Ибо сие сказал Апостол: «День бо явит», то есть день Суда.

«Зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит».

1Кор.3:14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

1Кор.3:15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но тaк, как бы из огня.

«И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: [а] егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем». Учители обучают Божественному, а слушающие по свободному произволу избирают, что им делать. Но в день пришествия Спасителева будет истязание и точное исследование: и тех, которые жили хорошо, как золото и серебро, огонь сделает более блистательными, а делателей порока истребит наподобие дров, сена и тростия; учитель же, учивший, чему надлежало, не потерпит наказания, но удостоится спасения: ибо сие значат слова: «сам же спасется», то есть учитель; дело же сгорит, то есть сгорят уготовавшие из себя лукавое дело. Так читая, с точностию найдем смысл сих письмен: а егоже «дело сгорит, отщетится…, такожде якоже огнем», то есть дело его сгорит от огня; сам же спасется, именно учитель; ибо неповинен в обращении их на худшее, так как преподал надлежащее учение: Если же кому угодно слова «якоже огнем» разуметь в связи не с делом, но с учителем, то пусть разумеет так, что учитель за них не потерпит наказания, но спасется, будучи и сам испытан огнем, точно ли жизнь его сообразна с учением. А что сказано это не о догматах, но о делах, свидетельствует и присовокупляемое. Ибо Апостол говорит:

1Кор.3:16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

1Кор.3:17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

«Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы». Ибо если храму, построенному из дерев, воздаем подобающее чествование, то гораздо справедливее посвящать Богу храмы словесные. Должно же заметить, что храмами Божиими назвал тех, в ком обитает благодать Духа. Ибо слово сие свидетельствует, что Всесвятой Дух есть Бог.

1Кор.3:18. Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

«Никтоже себе да прельщает», то есть высоко думая о красноречии и знатности рода. Ибо сие и присовокупляет Апостол: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет».

1Кор.3:19. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

«Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть». Премудростию мира Апостол называет мудрость, лишенную благодати Духа, водящуюся одними человеческими помыслами. Ей-то повелевает не на себя полагаться, но хвалиться так именуемым буйством проповеди. К обвинению же такой мудрости присоединяет и свидетельства Писания. Писано бо есть: «запинаяй премудрым в коварстве их» (Иов. 5, 13).

1Кор.3:20. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

«И паки: Господь весть помышления мудрых, яко суть суетна» (Пс. 93, 11). Так обличив суетную похвальбу учителей, обращает речь к тем, которые высоко о сем думают.

1Кор.3:21. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше.

«Темже никтоже да хвалится в человецех: вся бо ваша суть». А что же именно?

1Кор.3:22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше.

1Кор.3:23. Вы же – Христовы, а Христос – Божий.

«Аще Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая, вся ваша суть: вы же Христовы. Христос же Божий». Указал истинное богатство и Подателя богатства и научил презирать ничтожное. Ибо и мы, апостолы, говорит он, ради вас сподобились апостольской благодати, чтобы вам проповедать слово; вам дана и настоящая, и ожидаемая жизнь; да и самая смерть внесена в естество к вашей же пользе; и все видимое создано на вашу потребность, и ради вас уготовано ожидаемое. Посему надлежит вам быть в единении с Владыкою Христом, Который есть податель сих благ, а чрез Него в единении с Богом всяческих. Ибо с нами в единении Он по естеству, которое от нас восприял, и со Отцом по Божественной Своей сущности, потому что от Отца рожден по естеству. Христос Божий не как Божия тварь, но как Сын Божий. Если же прекословят единомышленники Ариевы и не хотят допустить разности отношения, то пусть и настоящее, и грядущее, и апостолов, и жизнь, и смерть назовут нашими творениями, потому что божественный Апостол сказал: «вся ваша суть». Но не могут они сказать сего. Итак, сие наше по Божественной щедроте. Мы же Христовы, мы члены Христа как человека и твари Его как Бога. Христос же Божий как преискренний Сын, рожденный от Него по Божеству.


Глава 2 Глава 3 Глава 4


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.