блаженный Феодорит Кирский

Толкование на первое послание к Коринфянам

Глава 3 Глава 4 Глава 5

Глава 4

1Кор.4:1. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.

«Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих». Кто хочет почтить нас, пусть почитает как слуг, уважает как строителей, соразмеряет чествование с нашим естеством. И божественный Апостол не только писал так, но и поступал. Ибо ликаонянам, покушавшимся принести жертву, возбранил это, вместе с Варнавою растерзав одежды и возопив: «Подобострастна есма вам человецы» (Деян. 14, 15). Так и блаженный Петр сказал Корнилию: «И аз сам человек есмь» (Деян. 10, 26).

1Кор.4:2. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

«А еже прочее ищется в строителех, да верен кто обрящется», не для того, чтобы восхитить достоинство Владыки, но чтобы сохранить благорасположенность к Владыке.

1Кор.4:3. Для меня очень мало значит, кaк судите обо мне вы или кaк судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

«Мне же не велико есть, да от вас истяжуся». Сугубое возводит на них обвинение: и что не соразмеряют чести, но чтут без меры, и что, не имея права судить, судят, и судят не кого-либо, но учителей. Ибо не предпочитали бы одни того, а другие другого, если бы не присвоили себе права судить. Посему-то лишил их права судить, назвав уничижением для учителей – подлежать в деле своем суду учеников. Потом к уврачеванию их предлагает общее слово: «Или от человеческаго дне», – человеческим же днем назвал кратковременность естественной жизни. «Но ни сам себе востязую».

1Кор.4:4. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

«Ничесоже бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя Господь есть». Что говорить о других? И я, в точности зная касающееся до меня и не сознавая за собою ничего законопреступного, не смею ни судить себя, ни признать себя невинным; ожидаю же Господня приговора. Никто же да не думает, что в словах «ни о сем оправдаюся» есть противоречие сказанному: «ничесоже бо в себе свем». Не противоречит одно другому, а, напротив того, одно из другого следует. Нередко случается согрешать и не зная, даже признавая в себе сделанное справедливым; но иначе взирает на то Бог всяческих. Ибо сие дают видеть последующие слова:

1Кор.4:5. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

«Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы, и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога»; то есть вы усматриваете видимое, а Богу явно и сокровенное. Но в настоящей жизни не все обнаруживает Он, в оной же все соделается явным. Посему ожидайте правдивого суда. Ибо тогда увидите правдивые приговоры. И поелику в сказанном прежде выставлял на среду себя самого, Аполлоса и Кифу, чтобы важностию лиц яснее показать неприличие сделанного, то наконец по необходимости в ясность приводит свое обвинение.

1Кор.4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

«Сия же, братие моя, преобразих на себе и Аполлоса вас ради, да от нас научитеся не паче написанных мудрствовати». Если мы учители учителей, от Бога приявшие проповедь, не возлагали на вас своих имен, но повелели называться от имени Христова, то вникните, какого нечестия исполнено ими сделанное! Ибо сие означают слова: «да от нас научитеся, не паче написанных мудрствовати». Написано же: «Аще кто хощет старей быти, да будет всем менший» (Мк. 9, 35), и: «Кийждо, в немже призван бысть,… в том да пребывает» (1 Кор. 7, 24). «Да не един по единому гордитеся на другаго». Ибо коринфяне, разделившись на толки и положив называться одни именем одного, а другие именем другого, препирались одни с другими, и каждый толк усиливался своему учителю отдать первенство пред другими. Потом Апостол обращается уже к самим учителям.

1Кор.4:7. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

«Кто бо тя разсуждает?» Какой толк тебя поставил учителем? Почему не называешься одинаково учителем всех?

«Что же имаши, егоже неси приял?» Почему так высоко думаешь о себе? По причине ли красноречия? Но Бог наделил тебя этим. По причине ли своего знания? И это – Божий дар. Или по причине совершаемых тобою чудес? И это – действие Духа. «Аще же и приял еси, что хвалишися яко не прием?» Никто не думает о себе высоко по причине чужих у него залогов, но неусыпно блюдет их, чтобы сохранить давшему.

1Кор.4:8. Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать.

«Се, сыти есте, се, обогатистеся». Ни в чем не имеете нужды, обильно насладились всеми благами. «Без нас воцаристеся». Мы еще бедствуем, подвергаемся страданиям за проповедь, а вы насладились Царством. И поелику Апостол сказал это, посмеиваясь над ними, то обнаруживает действительное свое к ним расположение. «И о дабы воцарилися есте!» Не только не завидую вам, но и желаю, чтобы насладились вы сими благами. Потом Апостол выражает безмерность смиренномудрия. «Да и мы быхом с вами царствовали». Так выражается всегда Апостол о Владыке Христе: «Аще терпим, с Ним и воцаримся» (2 Тим. 2, 11); потому что Христос истинно царствует, а искренние Его слуги причастники Его Царства; однако же и здесь по скромности употребил сие выражение, смиряя их гордыню.

1Кор.4:9. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

«Мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники». Если вы действительно ни в чем не имеете нужды и достигли уже обладания Царством, то мы, как видно, приведены в жизнь единственно на заклание. Ибо сие означается словом «насмертники». «Зане позор быхом миру и Ангелом и человеком». Дела наши выставлены на зрелище всем, Ангелы дивятся нашему мужеству; а из людей одни услаждаются нашими страданиями, другие состраждут, правда, но не имеют сил пособить нам.

1Кор.4:10. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

«Мы буии Христа ради». Проповедуем то, что неверные признают буйством. «Вы же мудри». И чтобы удар не был очень силен, Апостол присовокупил: о «Христе», то есть: «О если бы имели вы истинное благоразумие!» «Мы немощни, вы же крепцы: вы славни, мы же безчестни». Потом Апостол перечисляет виды страданий.

1Кор.4:11. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся.

1Кор.4:12. И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим.

До «нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся», и «труждаемся, делающе своими руками». Апостол всем этим обнаружил терпение, а в последующих словах изображает совершеннейшее любомудрие.

«Укаряемы, благословляем: гоними, терпим»,

1Кор.4:13. Хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

«Хулими, утешаемся». Потом показывает крайнее уничижение.

«Якоже отреби миру быхом», то есть ничем не отличаемся от того, что в домах выбрасывается, как излишнее, овощи ли то, или очистки, или другое что подобное. Так маловажными признает нас большая часть людей.

«Всем попрание доселе». Апостол как бы говорит сим: «Свидетельствую великую благодарность». Сказал же он сие не о гонителях, но о приявших проповедь, почему присовокупил:

1Кор.4:14. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

«Не срамляя вас сия пишу, но якоже чада моя возлюбленная наказую». И доказывает, что они действительно – порождение его.

1Кор.4:15. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

«Аще бо и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих». Прочих учителей Апостол назвал пестунами, а себя отцом, потому что он первый принес им евангельское учение.

1Кор.4:16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

«Молю же вас», братие, «подобни мне бывайте», то есть смиряйтесь, как смиряюсь я; терпите, что я терплю; хвалитесь страданиями, а не дарованиями.

1Кор.4:17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

«Сего ради послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюблено и верно о Господе, иже вам воспомянет пути моя, яже о Христе, якоже везде и во всяцей церкви учу». К коринфянам расположение свое выказал Апостол тем, что послал Тимофея, а к Тимофею – любовь свою тем, что наименовал его чадом возлюбленным; объявил и другую его добродетель, назвав верным о Господе. Он, говорит Апостол, расскажет, как я действую, ибо путями называет образ действий своих. Но не сказал, что Тимофей известит о них, а – «воспомянет»; сие же слово обвиняет их в забвении, потому что были они самовидцами апостольской добродетели. Присовокупил же, что и во всех церквах обыкновенно преподает то же учение; и, в том обвинив вообще всех, произносит наконец приговор на впадшего в блуд.

1Кор.4:18. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились.

«Яко не грядущу ми к вам, разгордешася нецыи». Предвидя его покаяние, богомудрый Павел не выставляет имени, чтобы не сделался известным всякому человеку, но сказал неопределенно: «нецыи».

1Кор.4:19. Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу.

«Прииду же скоро к вам, аще Господь восхощет, и уразумею не слово разгордевшихся, но силу». Подвергну исследованию не красноречие, но образ действий. Потом подтверждает сие:

1Кор.4:20. ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

«Не в словеси бо Царство Божие, но в силе». Ибо для спасения недостаточно проповедовать о Царстве Божии, но надлежит и поступать достойно Царствия.

1Кор.4:21. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?

«Что хощете? С палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости?». То и другое им отдает на выбор, ибо говорит: «Приду, как сами пожелаете, или духовно, или в виде судии». «Палицею» же называет карательную силу, ибо ею лишил света очи Елимы (Деян. 13, 11).


Глава 3 Глава 4 Глава 5


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.