блаженный Феодорит Кирский

Толкование на первое послание к Коринфянам

 Глава 7Глава 8Глава 9 

Глава 8

1Кор.8:1. О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

О «идоложертвенных же вемы: яко вси разум имамы». С некою насмешливостию Апостол засвидетельствовал об их разуме. А что не действительно приписал им разум, дает о том знать после сего. Ибо говорит: «аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети». Посему в насмешку сказал это: «вемы: яко вси разум имамы». Потом присовокупляет:

«Разум кичит, а любы созидает». Любовь выше знания. Ибо знание, нехорошо им пользующихся, часто доводит до превозношения, а любовь промышляет о благодеянии ближнему, ибо сие выражает Апостол словом «созидает». Обвиняет же слово сие коринфян в том, что не имеют любви, потому что если бы приобрели ее, то прилагали бы попечение о пользе немощных.

1Кор.8:2. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

«Аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети». Сим показал Апостол, что коринфяне не только не имеют любви, но лишены и знания, которое приписывая себе, высоко о себе думали. Обвинение же выражает неопределенно, потому что хочет более врачевать, нежели поражать.

1Кор.8:3. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

«Аще же кто любит Бога, сей познан бысть от Него». Много потребно нам ведения, и в настоящей жизни приобрести совершенное ведение есть нечто невозможное. Посему возлюбим Бога, чтобы сподобиться Его о нас промышления. И сие выразил Апостол с великою точностию, ибо не сказал: «Кто любит Бога, тот познал Его», но: «познан бысть от Него», то есть сподобляется Его попечения. Так и блаженный Моисей сказал Самому Богу всяческих: «Ты… мне рекл еси…: обрел еси благодать предо Мною, и вем тя паче всех» (Исх. 33, 12, 17). Итак, сие: «познан бысть от Него» означает великое Божие попечение.

1Кор.8:4. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

О «ядении же идоложертвенных вемы, яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо Един» Знаю, говорит Апостол, что обыкли вы говорить, потому что у меня научились говорить это; знаю, что идолы неодушевленны и бесчувственны и что Творец и Владыка всяческих есть единый Бог.

1Кор.8:5. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много.

«Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли: якоже суть бози мнози и господие мнози». Божественный Апостол намерен предуготовить сим иное.

Поелику сказал: «яко никтоже Бог ин, токмо Един», но проповедовал, что Христос Бог, а также и Всесвятого Духа сопричислил к Отцу и Сыну; не научившимся же еще точному богословию подавало сие повод к сомнению, как Бог Един, когда есть и Сын Божий, и сопричисляемый Всесвятой Дух, то Апостол тем самым, что говорят противники, предуготовляет собственное свое учение и дает видеть, что эллины утверждают бытие многих богов, их же именуют и господами, но они вовсе не существуют, известны же по одним именам. Ибо сие сказал он: «Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли: якоже бо суть бози мнози и господие мнози»: потому что одних и тех же называли и богами, и господами. А сие: «или на небеси, или на земли», говорит по эллинскому баснословию. Ибо одних богов называли небесными, как-то: Дия, Аполлона, Иру, Афину, а других земными, как-то: источники, реки, так называемых Нимф, Иракла, Диониса, Асклипия и тысячи других.

1Кор.8:6. Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

«Но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем». Итак, эллины, объятые мглою неведения, заблуждаются, признавая многих, и притом не существующих богов, а мы ведаем единого Бога Отца и единого Иисуса Христа. И здесь достойна удивления мудрость апостольская. Ибо в сказанном выше показав, что наименованию Бог наименование «Господь» равносильно, теперь Апостол разделил сии наименования и одно приложил к Отцу, а другое к Сыну, врачуя тем немощь коринфян. А что многократно именует Сына Богом, нетрудно дознать сие желающему из его посланий. Ибо говорит: «Ждуще… явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 13); и: «От нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог» (Рим. 9, 5), и: «В Царствии Христа Бога» (Еф. 5, 5), и многое сему подобное. А здесь Отца наименовал Богом, а Сына Господом, чтобы недавно избавившимся от эллинской прелести и познавшим истину не подать повода возвратиться к обольщению многобожия.

Если же последователи Ария и Евномия скажут, что сказанное: «един Бог», поставляет Сына вне Отчего Божества, то пусть выслушают и последующее за сим: «и един Господь». Ибо если потому, что един Бог Отец, Сын не Бог, то и Отец не Господь, потому что един Господь – Иисус Христос. Но на их главу да обратятся хуления! Ибо божественный Апостол доказывает равенство, и об Отце и Сыне одинаково употребив речение «един» и показав, что слово «Господь» равносильно слову «Бог». Так и ветхозаветное Писание показывает именования сии соединенными. Ибо сказано: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския» (Исх. 20, 2); и: «Слыши, Израилю: Господь Бог твой Господь един есть» (Втор. 6, 4); и: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело» (Пс. 103, 1), и многое сему подобное. Посему истинный Бог, без сомнения, и Господь: и истинный Господь, без сомнения, и Бог. Сверх сего нет иного Бога Отца, потому что един Бог Отец; и нет иного Господа Иисуса Христа, потому что един Господь Иисус Христос. А сие: «и мы у Него», значит: к Нему должны мы обращаться, на Него взирать, Его непрестанно песнословить. И слова «и мы» тем дают разуметь не создание, но спасение, потому что сотворено Им все, а мы, уверовавшие, улучили Им спасение.

1Кор.8:7. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

«Но не во всех разум». Не все знают это, говорит Апостол. Из сего явствует, что выше в насмешку сказал: «вемы: яко вси разум имамы».

«Нецыи же совестию идолскою даже доселе якоже идоложертвенное ядят, и совесть их, немощна сущи, сквернится». Не вкушение сквернит, но сквернится совесть, не прияв совершенного ведения, а будучи еще одержима идольскою прелестию.

1Кор.8:8. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

«Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся». Высоко думающих о сем знании учит Апостол поставлять служение Богу не в том, чтобы на идолов смотреть с пренебрежением, равнодушно же вкушать идоложертвенное и пренебрегать немощию терпящих от того вред. Ибо сие дают видеть последующие за сим слова.

1Кор.8:9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

«Блюдите же, да не како власть ваша сия преткновение будет немощным». Объясняет же, как происходит вред.

1Кор.8:10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

«Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти?» Показал также и великость вреда.

1Кор.8:11. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

«И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре». Апостол усилил обвинение, чтобы прекратить тем вред. За сего брата, говорит он, которым ты пренебрегаешь, Христос подъял смерть; а ты, прияв от Христа ведение, сим даром умерщвляешь спасенного Христом. Опять выражение «в разуме» Апостол употребил в насмешку, потому что приписывает ему не знание, но братоненавидение, чревоугодие и тому подобное.

1Кор.8:12. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

«Такожде согрешающе в братию и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете». Ибо это есть слово Самого Владыки: «Блюдите, да не презрите единаго малых сих», наименьших из верующих в Меня (Мф. 18, 10). Дает же слово сие разуметь и иное, а именно, что и немощный брат принадлежит телу Владыки, потому что причащается Владычнего тела; Глава же обиду, оказанную члену, присвояет Себе. Потом Апостол себя самого поставляет в образец пользы и дает знать, чего именно, хотя мог это делать, не делал для пользы других.

1Кор.8:13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

«Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего». Не только от идоложертвенного, но и от всех других мяс не теперь только, но навсегда решусь отказаться ради спасения братий.


 Глава 7Глава 8Глава 9 

Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская.