блаженный Феодорит Кирский

Толкование на второе послание к Коринфянам

 Глава 8Глава 9Глава 10 

Глава 9

2Кор.9:1. Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым.

2Кор.9:2. ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

«О службе бо яже ко святым лишше ми есть писати вам. Вем бо усердие ваше, имже о вас хвалюся Македоняном, яко Ахаиа приготовися от мимошедшаго лета». Апостол, сказав подробно о служащих в необходимо потребном, назвал излишним увещание о щедрости, не в самом деле почитая оное излишним, но таким способом речи возбуждая к большей щедрости. Посему-то засвидетельствовал об их усердии и указал, что давно уже он известил об оном македонян, чтобы от сего сделались они еще усерднее. Сие-то и присовокупил Апостол:

«И яже от вас ревность раздражи множайших». Достоин удивления божественный Апостол для взирающих на духовную его мудрость; примерам коринфян к доброму деланию возбуждал он македонян, а примером македонян возбуждал коринфян.

2Кор.9:3. Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены.

2Кор.9:4. и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью.

«Послах же братию, да не похваление наше, еже о вас, испразднится в части сей: но да, якоже глаголах, приготовани будете; да не како, аще приидут со мною Македоняне и обрящут вас неприготованных, постыдимся мы, да не глаголем вы, в части сей похваления». Апостол показал, что сам о себе беспокоится и опасается обличений в ложных похвалах, чтобы, заботясь о собственной своей славе и о славе учителя, сделались они более щедрыми в денежном подаянии.

2Кор.9:5. Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед по­шли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

«Потребно убо умыслих умолити братию, да прежде приидут к вам, и предуготовят прежде возвещенное благословение ваше, сие готово быти тако, якоже благословение, а не яко лихоимство». Апостол нигде не наименовал подаяния человеколюбием, называет же благодатию, общением и благословением и повелевает делать оное с радостию; ибо сие выразил словами: «якоже благословение, а не яко лихоимство»; потому что лихоимец печалится, щедрый же радуется. А поелику меру подаяния вверил Апостол свободе произволения, то по необходимости и в рассуждении сего дает приличный совет.

2Кор.9:6. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

«Се же глаголю, сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет.» Апостол весьма кстати употребил переносный образ речи и таковую щедрость назвал сеянием, указывая на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева. Потом снова предоставляет произволу.

2Кор.9:7. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

«Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог». Апостол сказал это и в Послании к Римлянам: «милуяй с добрым изволением» (Рим. 12, 8); ибо денежному подаянию, должно предшествовать благодушие. Потом молится о коринфянах, выказывая отеческое сердоболие.

2Кор.9:8. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.

«Силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас, да о всем всегда всяко доволство имуще, избыточествуете во всяко дело благо».

2Кор.9:9. Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

«Якоже есть писано: расточи, даде убогим, правда его пребывает в век века» (Пс. 111, 9). Испросил им и богатства Божественных дарований, и обилия преспеяний в добродетели, ибо словами «всяку благодать» означает дарования, а словами «дело благо» – виды добродетели. Благовременно же привел и пророческое свидетельство, ясно научающее, что презрение имуществ порождает вечную правду.

2Кор.9:10. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей.

2Кор.9:11. Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

«Даяй же семя сеющему и хлеб в снедь, да подаст и умножит семя ваше и да возрастит жита правды вашей: да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу». Апостол не просто с увещанием соединил молитву, но научая богатству могущества Божия, что силен Бог преизобильно подавать всем блага; потому что и в начале Он дал человекам семя, и Он же питает семя, вложенное в землю, и доставляет из него пищу людям; а также, промышляя о вашей пользе, хочет, чтобы от вас нуждающиеся пользовались необходимым. «Семенем» же Апостол назвал опять благотворительность, а «житами правды» – произрастающую от нее пользу и «простотою» – щедрость; потому что водящийся излишними расчетами приемлет в себя страсть скупости.

2Кор.9:12. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу.

2Кор.9:13. Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми.

2Кор.9:14. Молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

«Яко работа сего служения не токмо есть исполняющая лишения святых, но и избыточествующая многими благодареньми Богови, искушением служения сего славяще Бога». Не думайте, говорит Апостол, что чрез это преуспеете только в одном и послужите единственно нуждам святых. Сие порождает и другие гораздо большие плоды, именно, приводит к тому, что прославляется Бог всяческих; говорит же Апостол, за что именно прославляется Бог.

«О покорении исповедания вашего в благовествовании Христове и о простоте сообщения к ним и ко всем, и о тех молитве о вас, возжелеющих вас за премногую благодать Божию на вас». Ибо те, которые видят, как приняли вы Божественную проповедь, как самих себя покорили Владыке, – а также примечают щедрость вашу к святым, и не только к живущим в Иерусалиме, но и к пребывающим повсюду, возносят славословие виновнику сего Богу; и вы приобретете плод в молитвах, приносимых ими за вас; потому что сильно вас любят, дознав щедрость Божию к вам.

2Кор.9:15. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

«Благодарение же Богови о неисповедимем Его даре». Апостолу обычно прославлять Бога, когда ведет речь о каком-либо домостроительстве Божием. Когда же дар неисповедим, удобопостижима ли сущность? Сказав сие о служении святым, Апостол начинает наконец излагать обвинения на оных обманщиков; касается же и самих коринфян, давая разуметь, что некоторые из них увлеклись лживыми речами обольстителей.


 Глава 8Глава 9Глава 10