блаженный Феодорит Кирский

Толкование на второе послание к Коринфянам

 Глава 9Глава 10Глава 11 

Глава 10

2Кор.10:1. Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.

2Кор.10:2. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.

«Сам же аз Павел молю вы кротостию и тихоcтию Христовою, иже в лице убо смирен в вас, не сый же у вас дерзаю в вас. Молю же, да не присущ дерзаю надеянием, имже помышляю смети на некия непщующыя нас яко по плоти ходящих.» Уверовавшие из иудеев и требовавшие вести образ жизни, сообразный с законом, порицали божественного Апостола, называя его человеком, не стоящим внимания, и невеждою, говоря, что тайно сам он хранит закон, не делает же этого явно по немощи уверовавших язычников. Ибо выражение: «ходить по плоти», Апостол употребил в значении: жить по закону. А слова: «сам же аз Павел» – с особенною силою выражают апостольское достоинство. Ибо напоминают коринфянам совершенные у них Павлом чудеса и сообщенные им дарования. Упомянул же Апостол о «кротости и тихости Христовой», научая, что, будучи ревнителем сей кротости и тихости, водится он скромным о себе образом мыслей и не выказывает апостольской власти

2Кор.10:3. Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.

«Во плоти бо ходяще, не по плоти воинствуем». Ибо, и облеченные плотию, не следуем страстям плоти.

2Кор.10:4. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы.

2Кор.10:5. И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.

«Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем». Ибо наше оружие – духовные дарования, с помощию их делаемся победоносными и противящихся покоряем Владыке. Потом яснее показывает Апостол, какие разумеет твердыни.

«Помышления низлагающе и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово». Апостол как святых наименовал храмами Божиими, так порабощенных нечестию называет твердынями диавола. Их-то, говорит Апостол, как некиих пленников уводя с поля сражения, представляем Царю всяческих и доводим до того, что следуют Его законам.

2Кор.10:6. И готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.

«И в готовности имуще отмстити всяко преслушание, егда исполнится ваше послушание». Апостол изобразил причину долготерпения. Ожидаем того, говорит он, чтобы большую часть убедить словом и увещанием, а потом наказать тех, которые вознамерятся сопротивляться долее.

2Кор.10:7. На личность ли смoтрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

«Я же ли пред лицем, зрите?» Сие читать должно, как вопрос, то есть: хотите ли испытать каждого из нас и исследовать наше дело? Итак, делайте это со всею точностию.

«Аще кто надеется себе Христова быти, да помышляет паки от себе, зане, якоже он Христов, такожде и мы Христовы». Даже по самому наименованию, говорит Апостол, мы ничем не меньше, потому что и мы украшаемся именем Христовым. И весьма премудро сличение дел отложил на конец, а на первом месте поставил равенство наименования. Потом присовокупляет:

2Кор.10:8. Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

«Аще бо и лишше что похвалюся о власти нашей, юже даде нам Господь в создание, а не на разорение ваше, не постыжуся». Апостол показал, что охотно умалчивает о богатстве дарований, сказал же, что приял он власть на созидание, а не на разорение, показывая, что противники поступают вопреки сему и не созидать хотят, но покушаются разорять чужие труды.

2Кор.10:9. Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

2Кор.10:10. Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна.

«Да не явлюся, яко страша вас посланьми. Яко послания убо, рече, тяжка и крепка: а пришествие тела немощно, и слово уничиженно». Это обыкновенно говорили о Павле водившиеся клеветами на него, а именно, что заочно он велеречив, а на лице не стоит внимания и крайне несведущ.

2Кор.10:11. Такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

«Сие да помышляет таковый, яко яцы же есмы словом посланий отстояще, таковии и ту суще есмы делом». Мы в состоянии обнаружить величие апостольского достоинства и показать, что дела соответствуют писаниям.

2Кор.10:12. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

«Не смеем бо судити, или прикладовати себе иным хвалящым себе самех: но сами в себе себе измеряюще, и прилагающе себе самим себе, не разумевают». Весьма неясно написал место сие Апостол, не желая явственно обличить виновных. Разумеет же следующее: они, смотря на себя самих, предположили о себе, что они одни всех больше; а что касается до нас, то да не будет того, чтобы мы, подобно им, стали оценивать сами себя. Сие же яснее дает видеть в следующих словах.

2Кор.10:13. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

«Мы же не в безмерная похвалимся, но по мере правила, егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас». Апостол «мерою правила» назвал данную Богом благодать, потому что Великодаровитый разделил ее верующим. Сие же сказал и в Послании к Римлянам: «коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры» (Рим. 12, 3). Разумеет, же: мы отсекаем неумеренность в мыслях о себе, а взираем на дарованную благодать и знаем, что течение наше простерлось даже и до вас. Ибо сие дают видеть последующие слова:

2Кор.10:14. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

2Кор.10:15. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш.

2Кор.10:16. Так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

«Не яко бо не досяжуще до вас паче простираем себе, даже бо и до вас достигохом благовестием Христовым: не в безмерная хвалящеся в чуждих трудех, упование же имуще, растущей вере вашей, в вас величатися по правилу нашему изобилно, во еже и в дальших вас благовестити, не чужим правилом в готовых похвалитися». Мы употребили данную нам меру и ею измеряем дела свои; знаем же, что доходили и до вас и вам принесли Божественное Евангелие; но надеемся пройти и дальше, конечно, когда вы утвердитесь в вере и засвидетельствуете о наших трудах. Да не будет же того, чтобы стали мы превозноситься чужими трудами! Ибо сие выразил словами: «не чужим правилом в готовых похвалитися». Противникам же дает разуметь, что они не берут на себя труда проповедать еще не уверовавшим, а стараются только развращать принявших проповедь. Поелику же неоднократно повторял слово «хвалимся», то, чтобы не подумали они, будто бы действительно думает о себе высоко, по необходимости присовокупил:

2Кор.10:15. Хвалящийся хвались о Господе.

«Хваляйся же, о Господе да хвалится». Не сами собою величаемся, но хвалимся Божественными дарами.

2Кор.10:16. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

«Не хваляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет». Не самим надлежит свидетельствовать о своей добродетели, но ожидать Божия приговора. Потом, намереваясь распространиться в собственных своих похвалах, предохраняет слух коринфян, называя дело сие безумием.


 Глава 9Глава 10Глава 11