иеромонах Феофан (Адаменко)

Порядок погребения младенцев

После благословения священника поется Трисвятое по «Отец наш…», 90 псалом: «Живущий под кровом Всевышнего…».

Затем Аллилуйя на 8 гл. и стихи:

1. «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих».

2. «Память о нем в род и род».

Тропари 8 гл. «С глубочайшею мудростью…».

Слава и ныне: «В Тебе, Девственная Богородица, мы имеем…».

Тропари 8 гл.: «Все святые нашли источник жизни в Боге…» (стр. 93) с припевом «Благословен Ты, Господи…».

Ектения. 1. «Еще молимся об упокоении блаженного младенца (имя), чтобы Господь, по Своему истинному обещанию, удостоил его Царства Небесного». 2. «Помолимся, чтобы Господь Бог вселил душу его там, где покоятся праведные». 3. «Милости Божией, Царства Небесного и упокоения со святыми ему и самим себе у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего, просим».

Молитва: «Господи Иисусе Христе Боже наш, обещавший даровать Царство Небесное родившимся от воды и Духа и переселяющимся к Тебе в непорочной жизни и сказавший: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»! Мы смиренно молимся Тебе: даруй, по Твоему истинному обещанию, наследовать Царство Небесное рабу Твоему, непорочному младенцу (имя), ныне от нас переселившемуся, а нас удостой беспорочно провести и по христиански окончить свою жизнь и поселиться со всеми святыми в небесных чертогах. Ибо Ты – воскресение, жизнь и упокоение всех рабов Твоих и переселившегося ныне младенца (имя), Христе Боже наш, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

50 псалом и канон 6 гл. :

Песнь 1. Ирмос: «Пройдя через воду, как по суше, и избежав египетского зла, Израиль восклицал: воспоем Избавителю и Богу нашему».

Припев: «Господи, упокой младенца».

1. Молим Тебя, Слово, Сын Божий, обнищавший по плоти и благоволивший без изменения быть младенцем! Посели там, где Авраам, и принятого Гобою младенца.

2. Ты, Христе, прежде веков Существующий, был явлен Отроком и, как Милосердный, обещал детям Свое Царство, в котором посели и этого младенца.

Слава: Ты, Христос Спаситель, как Человеколюбец, принял этого непорочного младенца прежде познания им земных наслаждений, чтобы удостоить его вечного блаженства.

И ныне: Богородица Дева, непостижимо родившая Премудрость и Слово Отчее! Исцели тяжелую рану моей души и прекрати скорбь моего сердца.

Песнь 3. Ирмос: «Всевышний Создатель небесного свода и Основатель Церкви! Утверди меня в любви Твоей, Господи, высший предел моих желаний, утверждение верующих, Один Человеколюбец».

1. Ты, Совершеннейшее Слово, Сын Божий, явившийся совершенным Младенцем, переселил к Себе несовершенного возрастом младенца, которого и упокой со всеми праведными, угодившими Тебе, Единый Человеколюбец.

2. Молимся Тебе, Милосердный Господи; сделай участником небесного наслаждения нерастленного младенца, которого Ты, прежде вкушения мирских наслаждений, взял и переселил Своим Божественным повелением.

Слава: Непорочного младенца, переселенного по Твоему благоволению, Господи Спаситель, сделай участником священнейшего собора святых и светлого покоя в небесных чертогах.

И ныне: Оставленный всеми, я прибегаю к Тебе, Пречистая Владычица, помоги мне, моя Единственная Покровительница, ибо я, собравши многое греховное богатство, совершенно обнищал добродетелью.

Ектения и молитва (стр. 134) и тропарь: «О, поистине, все суета…» (стр. 96).

Песнь 4. Ирмос: «Услышал я тайну домостроительства Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество».

1. Не о младенцах будем мы плакать, но, как всегда согрешающие, наиболее возрыдаем о себе, чтобы избавиться нам от геенны.

2. Лишивши младенца земных наслаждений, Ты, Правосудный Владыка, удостой его небесного блаженства.

Слава: Тебя, воистину блаженного младенца, жителем рая являет и к числу святых присоединяет Господь, взявший тебя с земли.

И ныне: Все мы, просвещенные благодатью, исповедуем Богородицею Тебя, Всечистая, ибо Ты, Вечнодева, родила Солнце Правды, Христа.

Песнь 5. Ирмос: «Для чего Ты отверг меня от Лица Твоего, Свет Незаходимый, и враждебная тьма покрыла меня, несчастного? Но обрати меня и направь пути мои к свету заповедей Твоих, молюсь Тебе».

1. По Своему праведному определению, Ты, Господи, прежде произрастания окончательно пожал, как молодое растение, переселенного Тобою младенца, которого, Слово, Сын Божий, возведши, насади на Божественной горе вечного блаженства.

2. Нашедший на Тебя смертный меч, как молодую ветвь посек тебя, о блаженный младенец, еще не вкусившим мирских наслаждений. Но вот Христос, как Милосердный, открывает тебе небесные врата, причисляя тебя к Своим избранным.

Слава: «Не рыдайте обо мне, мои родные и друзья, – взывает младенец, – ибо я еще не предпринимал ничего достойного слез, но наиболее же непрестанно плачьте о самих себе, как всегда согрешающие, чтобы не подвергнуться вам мучениям».

и ныне: Взирая на множество своих злодеяний, я прихожу в отчаяние: но когда умом воспринимаю Тебя, Богоматерь, непостижимо родившую Бога, то окрыляюсь надеждой, имея Тебя Единственной Предстательницей.

Песнь 6. Ирмос: «Я пролью молитву к Господу и поведаю Ему мои печали, ибо душа моя полна зла, а жизнь моя приблизилась к аду. И молюсь я, как Иона: от погибели, Боже, спаси меня.

1. Образующий во чреве младенцев, Ты Сам, как младенец, возлег в яслях и благоволил быть в объятиях старца, Ты и этого младенца, прежде достижения им совершенного возраста, привел к вечной жизни. Поэтому мы с благодарностью Тебя прославляем.

2. «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо только уподобившиеся им получают Мое Царство», – говорил Ты, Слово, Сын Божий, Апостолам. Поэтому и переселенного Тобою младенца удостой Твоего света.

Слава: Ты, Господи, лишил земного наслаждения Твоего младенца, чтобы явить его, не нарушившего Твоих Божественных заповедей, участником Твоего небесного блаженства. Поэтому прославляем, Милосердный, неизмеримую глубину Твоих определений.

И ныне: «Имея Тебя, Отроковица, как стену защиты, совершеннейшее спасение душ и освобождение от скорбей, мы всегда радуемся Твоему свету, которым, Владычица, ныне спасай нас от страстей и бедствий».

Затем тот же ирмос.

Священник – ектению и молитву, (стр. 134).

Народ – Кондак: «Со святыми упокой…» и икосы: 1. «Сам Ты Один Бессмертный…» (стр. 98).

2. Никто не вызывает такого сострадания, как мать, и сожаления, как отец, когда они прежде себя провожают из этого мира своих младенцев, ибо все внутри их от страданий сжимается и сильная скорбь о детях охватывает их сердца, особенно, когда они вспоминают приятные детские слова, при пении: Аллилуйя.

3. Вот родители перед гробом, неоднократно ударяя себя в грудь, взывают: «о сын мой, сладчайшее мое дитя, не слышишь ли ты, что говорит твоя мать? Вот и чрево, носившее тебя; почему же ты ничего не говоришь нам, как говорил прежде? Но вот молчишь, не воспевая с нами: Аллилуйя».

4. «Боже, Боже, призвавший меня! – взывает младенец, – будь ныне утешением для моих домашних, ибо все они горько плачут, видя во мне как бы своего единственного. Но Ты, родившийся от Девы Матери; охлади внутренность моей матери и ороси сердце моего отца, при пении: Аллилуйя».

И кондак 8 гл. «Со святыми упокой…» (стр. 98).

Песнь 7. Ирмос: «Дети еврейские дерзновенно победили пламень в печи, а огонь превратили в росу, взывая: благословен Ты, Господи, Боже, во веки».

1. Как Милосердный и Человеколюбивый, Господи, впиши в книгу спасаемых Твоего младенца, чтобы он радостно восклицал могуществу Твоей славы: благословен Ты, Господи Боже.

2. Светом Твоего Лица просвети, Слово, Сын Божий, Твоего младенца, с верою ныне переселившегося к Тебе в незрелом возрасте и воспевшего Тебе: благословен Ты, Господи Боже.

Слава: «Ныне твое разлучение, младенец, с любящими тебя явилось причиной их скорби, для тебя же оно воистину служит радостью и веселием, ибо ты наследуешь вечноблаженную жизнь».

И ныне: «Милостиво воззри, Дева, на мою скорбь, навлеченную на меня множеством моего зла, и, прежде моей кончины, подай мне облегчение, склонив на милость ко мне Бога Своими Материнскими молитвами».

Песнь 8. Ирмос: «Халдейский мучитель в ярости семикратно разжег печь для благочестивых юношей, но, увидев их спасенными силою высшею, восклицал к Творцу и Избавителю: отроки благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите Его во все веки».

1. В обителях покоя, там, где Авраам, в местах отрады, где радость всегда торжествующих, где вода жизни, там да поселит тебя Христос, Сам бывший младенцем ради нас, непрестанно Ему воспевающих: священники, воспевайте, люди, превозносите Его во все веки.

2. Незабвенное разлучение с тобою, младенец, воистину явилось причиной всей нашей скорби и слез, ибо ты, не познавши красот этой жизни, оставил землю и объятия родителей, но вместо этого объятия Авраама приняли тебя, как незнающего никакой скверны младенца.

Слава: «Зачем оплакивать меня, переселившегося младенца? Я не должен вызывать слез», – таинственно взывает лежащий младенец, так как младенцам, не совершившим дел, достойных слез, определена радость всех праведных и они воспевают Христу: священники, воспевайте, люди, превозносите Его во веки».

И ныне: «Внемли моей молитве, Богородица, поспеши на помощь мне и избавь меня от жестокого осуждения, тяжкого испытания, тьмы, огня, скрежета зубов, бесовских козней и от всяких страданий, ибо Ты надежда безнадежных и жизнь отчаявшихся».

Песнь 9. Ирмос: «Ужаснулось небо и пределы земли удивились тому, что Бог явился к людям во плоти и чрево Твое сделалось пространнее небес. Поэтому чины ангельские и человеческие величают Тебя, Богородица».

1. Христе, Сам без изменения бывший Младенцем! Ты добровольно принял страдания и видел материнские скорби Родившей Тебя, облегчи же печаль и тяжелые страдания верующих родителей умершего младенца, чтобы мы прославляли Твое могущество.

2. Ты, Царь всего мира, послал с высоты и призвал опять к себе блаженного младенца, как чистую птицу в небесные гнезда и тем спас его душу от множества разнообразных сетей. Соедини же его, Владыка, с душами праведников, услаждая Твоим Царством.

Слава: Ты, Слово, Сын, Божий, даровал небесную обитель ничего не сделавшим младенцам; поэтому Ты, Милосердный, и благоволил причислить к ним и это Твое создание; Ты Сам же, как Милосердный и Человеколюбивый, облегчи и страдания родителей младенца, ныне перешедшего к Тебе.

И ныне: Я всегда устремляю свой сердечный взор на Тебя, Богородица, как имеющую материнскую молитву к Рожденному Тобою Христу, и Тебя, Пречистая, я воспеваю. Усыпи же страсти моей души, восстанови меня, Отроковица, к утру покаяния и Своим светом просвети меня.

Затем малая ектения и ексапостилларий: Теперь я успокоился и нашел полное освобождение, потому что перешел от смерти к жизни: Господи, слава Тебе.

Народ повторяет ексапостилларий.

Стихи: 1. «Дни человека, кад трава; как цвет полевой, так он цветет».

После каждого стиха ексапостилларий.

2. «Пройдет над ним ветер и нет его».

3. «Истина Господня пребывает вовек» (Пс. 102:15–16, 116:2).

Слава и ныне: Ныне я избрал своей защитницей Богоматерь Отроковицу, ибо от Нее родился Христос – Спасающий всех: Господи, слава Тебе.

Священник – молитву трисвятого (стр. 156).

Народ – трисвятое.

Прокимен 6 гл.: «Блажен путь, по которому ты, душа, идешь ныне, ибо тебе приготовлено место упокоения».

Стих: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7).

Читается Апостол: "Братья, не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а Последний Адам есть Дух Животворящий» (1Кор. 15:39–45).

Аллилуйя. Стихи:

1. Блажен, кого Ты избрали приблизил, Господи.

2. Душа его пребудет во благе.

Затем Евангелие (Иоан. 6:35–39), (см. стр. 115).

После чего прощаются с умершим при пении стихир 8 гл.:

1. О, кто не восплачет, дитя мое, об этом твоем достойном слез переселении из этой жизни, ибо ты несозревшим младенцем теперь, как птенец, улетел из материнских объятий и возвратился к Создателю всего. О, дитя, кто не прольет слез, видя увядающим твое светлое лицо, недавно цветущее, как лилия?

2. О, кто не восстенает, дитя мое, и с воплем не оплачет твоей цветущей жизни и тебя, исполненного красоты, ибо как корабль не оставляющий следа, так и ты быстро скрылся от взора. Приидите же, мои друзья, родные и близкие, поцелуем его вместе со мною и проводим на могилу.

3. «Я видел умирающего младенца…» (стр. 124).

4. Смерть для младенцев есть освобождение, ибо они, явившись непричастными житейскому злу, достигли покоя и радуются небесной радостью вместе с Авраамом и веселятся ныне с Божественным сонмом святых младенцев и воистину торжествуют, так как отошли неоскверненными грехолюбивым растлением.

Слава: В древности, в раю, когда змей испустил яд, Адам, вкусивши плод запрещенного дерева, воспринял болезнь и через это вошла в мир всеобщая смерть, съедающая человека; но вот пришел Владыка и, низложив змея, даровал нам бессмертие. Поэтому воззовем к Спасителю: пощади, Христе, и принятого Тобою младенца и упокой его с Твоими избранными.

И ныне: Утешение скорбящих, облегчение немощных, Истинная Богородица Дева, спасай город и людей, ибо Ты примирение враждующих, успокоение обуреваемых и единственная ходатайница верующих.

Затем Трисвятое – «Отец наш…». Тропари: «Спаситель, упокой душу раба Твоего…» (стр. 83).

Ектения и молитва (стр. 134).

Диакон: Премудрость.

Народ: «Честнейшую Херувимов…».

Слава и ныне: Господи помилуй (трижды). Благослови.

Отпуск: Воскресший из мертвых и владычествующий над мертвыми и живыми, Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери и всех Своих святых, душу переселившегося от нас младенца (имя) да вселит в жилище праведных и к святым причислит, как Милосердный и Человеколюбивый.

Народ: "Аминь".

После отпуска священник произносит: Вечная память тебе, младенец (имя), достойный вечного блаженства и воспоминания.

Диакон: В блаженстве праведных подай, Господи, вечный покой скончавшемуся рабу Твоему младенцу (имя) и сотвори о нем вечную память.

Народ: Вечная память (трижды).

Диакон: Господу помолимся.

Народ: Господи, помилуй.

Священник: Господи, хранящий младенцев в настоящей жизни и в будущем веке приготовивший им блаженство, селения Авраама и, по их чистоте, ангельские световидные места, где пребывают души праведных. Ты Сам, Владыка Христе, прийми с миром душу Твоего раба младенца (имя), так как Ты сказал: „ пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Ибо Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Затем в предшествии священника и диакона, тело умершего с пением «Святый Боже…» несут к могиле, где перед опусканием в могилу священник, взяв земли, крестообразно бросает ее на тело умершего, произнося: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее на ней». И, совершив погребение, все расходятся, благодаря Бога.


Вам может быть интересно:

1. Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб в 4-х выпусках (1873г.) протоиерей Андрей Хойнацкий

2. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств святитель Герман, патриарх Константинопольский

3. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке – VII. Из чина заупокойной службы (в мясопустную субботу), панихиды и погребения умерших иеромонах Феофан (Адаменко)

4. Таинства и обряды Православной Церкви – Глава VIII. Богослужение погребений и поминовения усопших протоиерей Геннадий Нефёдов

5. Отечник Проповедника – Подвиг мирянина и монаха игумен Марк (Лозинский)

6. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления – 1. Учение о естестве архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)

7. О стологадании святитель Филарет Московский (Дроздов)

8. Учение о молитве по Добротолюбию – Глава 9. Плоды молитвы игумен Варсонофий (Верёвкин)

9. История разделения церквей в IX-м, X и XI веках – VI. Нестроения второго патриаршества Игнатия и восстановление Фотия в патриаршем достоинстве, по смерти первого. Папы Адриан II и Иоанн... профессор Алексей Петрович Лебедев

10. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 3 – Часть I. Александрия профессор Алексей Иванович Сидоров

Комментарии для сайта Cackle