иеромонах Феофан (Адаменко)

Порядок погребения умерших в Святую Пасху и в течение всей Пасхальной недели

Необходимо знать, что если кто умрет в Св. Пасху или в какой либо день Пасхальной недели, то при погребении его до недели Фоминой, большая часть из обычных песнопений о скончавшихся опускается, ради величия и чести торжественного праздника Воскресения, ибо это праздник торжества и радости, а не скорби. А поэтому Пасхально воскресным пением над умершим Церковь возвещает, что все умирающие во Христе Воскресшем, с надеждою на воскресение и вечную жизнь, через Христово Воскресение переходят от скорбей этого мира к торжеству и радости. Сокращенным же пением, ектениями и молитвами, положенными над умершими, возвещается, что умершему в покаянии, хотя он и не загладил добродетелями свои согрешения, они по молитвам Церкви прощаются и он освобождается от греховных уз.

Священник, придя с причтом в дом, где лежит тело умершего, облачается в епитрахиль и фелонь и, окадив тело умершего, начинает обычным возгласом: «Благословен Бог наш…».

Народ на 5 глас: «Христос воскрес из мертвых, смертию победил смерть и находящимся в гробах даровал жизнь».

Священник же возглашает обычные стихи: «Да воскреснет Бог…» и т. д. Во время этого пения священник освященною водою кропит тело умершего и его гроб снаружи и внутри, в который тотчас полагают умершего. По окончании пения диакон – заупокойную ектению, священник – молитву. «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84).

Народ: «Аминь» и «Воскресение Христово видя…» и, взяв гроб с телом умершего, в предшествии священника, диакона и причта, переносят его в храм с пением Пасхального канона: «Воскресения день...».

В храме, поставив тело, продолжают начатый канон.

Священник же совершает обычное по чину каждение.

Перед 4 песнью диакон – заупокойную ектению. Священник – молитву.

Народ: «Аминь». «Жены пришедшие с Марией до рассвета…» и продолжают канон.

После же шестой песни – ектения и молитва.

Народ: "Аминь".

Кондак: «Со святыми упокой…» и Икос: «Сам Ты – Один Бессмертный…» (стр. 98).

Затем вместо Трисвятого: «Все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись».

Дневной Апостол из «Деяний». Аллилуйя гл. 2, Евангелие первое Воскресное.

После чего: «Воскресение Христово видя…» и заканчивают канон.

Потом дважды поется ексапостилларий: «Плотию уснув…».

Затем: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим».

«Ангельский Собор удивился…». Потом пасхальные стихиры со стихами.

Слава и ныне: «Воскресения день, умилимся…» и «Христос воскрес…» (трижды). При пении которых обычное прощальное целование с умершим со словами: «Христос воскрес».

После стихир диакон – заупокойную ектению, священник-предстоятель возглашает около гроба молитву и совершается обычный отпуск, после которого разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос...» (стр. 106).

Затем, в предшествии священника и причта с пением: «Христос воскрес…», тело скончавшегося несут для погребения и погребают его с благодарением и радостью совершая все, как указано в погребении мирян (см. стр. 107).


Вам может быть интересно:

1. Евхаристия. Таинство Царства – Глава 8. Таинство возношения протопресвитер Александр Шмеман

2. Любовь – сущность христианства – Значение Таинств Церкви в жизни христиан священномученик Александр Миропольский

3. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке – VII. Из чина заупокойной службы (в мясопустную субботу), панихиды и погребения умерших иеромонах Феофан (Адаменко)

4. Таинство Исповеди – КАКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСАЮЩАЯ? архимандрит Лазарь (Абашидзе)

5. Основы православного воспитания – РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ОБЪЯТИЕ БОГА И ЧЕЛОВЕКА митрополит Амфилохий (Радович)

6. Великая суббота в святогробском храме профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

7. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БОГАТЫЕ праведный Иоанн Кронштадтский

8. Толкование на книгу пророка Иоиля – Глава 1 святитель Кирилл Александрийский

9. История разделения церквей в IX-м, X и XI веках – VI. Нестроения второго патриаршества Игнатия и восстановление Фотия в патриаршем достоинстве, по смерти первого. Папы Адриан II и Иоанн... профессор Алексей Петрович Лебедев

10. Русское монашество – Глава X. Монашество и церковная письменность XVI-XVII вв. доктор богословия Игорь Корнильевич Смолич

Комментарии для сайта Cackle