Глава двадцать вторая. Раскол Православной Церкви в России
Трудно сказать, кто кому подражал: Митрополит ли Сергий Евлогию или, наоборот, Митрополит Евлогий Сергию, скорее всего ни то ни другое, не было простого подражания, но сходство было. Недаром же обновленцы-живоцерковники российские и одного, и другого считали «своими». Роль Митрополита Евлогия за границей очень похожа на ту роль, которую сыграл Митрополит Сергий в подсоветской России. И если бы Митрополит Евлогий не оказался за границей, то нет сомнения, что он был бы рядом с Митрополитом Сергием. Настолько они оба схожи. Недаром же Митрополит Евлогий одобрил и принял всю программу Митрополита Сергия.
В жизни Православной Российской Церкви совершилось то, что предвидел Святейший Патриарх Тихон. Он на собственном тяжелом опыте убедился, что политические требования большевистской власти, предъявляемые Церкви, таковы, что исполнение их означает измену Христу и святотатственное предательство Его Святой Церкви. Власть это хорошо понимала и потому диктаторски настаивала на своем требовании.
Большевистская власть, будучи антинародной диктатурой, требовала от Церкви официального признания, что она – «народная», «законная» и, с точки зрения Церкви, – «Богом установленная». Для Святейшего было ясно, что Церковь, признавшая советское богоборное, антихристианское государство, тем самым отрекается от верности Христу.
Власть предлагала Патриарху Тихону неоднократно издать декларацию, подобную той, которую впоследствии выпустил Митрополит Сергий, взамен на «легализацию Церкви». Но Патриарх отказался это сделать. И его в конце концов отравили23... После смерти Патриарха опубликовать декларацию предлагали Местоблюстителю Митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Он со всею решительностью отверг это предложение. За этот отказ его приговорили к медленной смерти в Заполярье. Далее возглавление переходит к Заместителям Местоблюстителя. Но и Заместители Местоблюстителя Митрополит Петроградский Иосиф и Архиепископ Угличский Серафим, сохраняя святую преемственность исповедничества, погибли мученически: их расстреляли.
Эту мужественную и свыше благословенную традицию высшей российской иерархии в лице Святейшего Патриарха Тихона и его ближайших преемников, Митрополита Петра, Митрополита Иосифа и Архиепископа Серафима, самоотверженно, даже до пролития своей крови охранявших духовную свободу Православной Российской Церкви, – увы, нарушил иной Заместитель Местоблюстителя, Митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский).
Прежде всего Митрополит Сергий изменил самому себе. Первоначально, став Заместителем Местоблюстителя, он проявил похвальную твердость, не поддался провокации большевиков. Но вскоре после этого настал для него роковой год, 1927, Митрополит ослабел, не выдержал напора богоборной власти и из защитника Святой Церкви превратился в пособника врагов Её!.. Он окружил себя такими же малодушными иерархами, как и сам. Они образовали учреждение, угодное советской власти. И от своего имени Митрополит Сергий, – только сославшись на своих попутчиков, образовавших «при нем» ложно именуемый «Патриарший Синод», – обнародовал свою верноподданническую Декларацию, заявляя о том, что «Церковь» признает большевистскую власть в стране вполне «народной», «законной» и «богоустановленной»! Иными словами, заказ богоборной, антихристианской власти был выполнен Митрополитом Сергием в точности.
В том же году, в августе, после появления в газетах сообщения об опубликовании в СССР Декларации, Архиепископ Феофан отвечает на вопрос, как относится к «посланию» Митрополита Сергия, замещающего Местоблюстителя: «Большую тревогу, говорите вы, в нашей церковной семье и вообще в среде нашей русской колонии вызвал ультиматум Митрополита Сергия Нижегородского. В чем тут дело и как нам быть? Признавать послание Митрополита Сергия обязательным для себя никоим образом невозможно. Только что окончившийся Собор Епископов отверг это послание. Так и нужно поступать на основании учения Святых Отцев о том, ч т о нужно признавать законной властью, которой христиане должны повиноваться.
Св. Исидор Пелусиот, указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и бессловесных существ порядок подчинения одних другим, заключает: «Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-безбожник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае нести крайнее наказание или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, ч. 2, письмо 6).
Большевистская власть, по существу своему, есть антихристианская и признавать ее Богоустановленной никоим образом нельзя». (Письмо 31.8.–1.9.1927. София).
Здесь нужно заметить, что Митрополит Сергий (и на это указывает Архиепископ Феофан, близко знавший его по совместной работе в С.-Петербургской Академии), проявлял ту особую «гибкость», которая говорит едва ли не о достаточной принципиальности, а может быть, и о большем... Ибо он проидерживался той житейской «мудрости», чтобы быть всегда на стороне сильнейшего, власть имущего, или того, кто может прийти ко власти.
Нет никакого сомнения, что при монархическом строе он проявлял верноподданические чувства к Монарху. И поэтому был в числе фаворитов монархической власти. Но в первую революцию, когда подули ветры революционной «свободы» и обозначилась возможность перемены режима, он показал себя не только «свободомыслящим», но даже революционно настроенным – по меньшей мере – в области церковной. Он высказался за такие реформы в Православной Церкви, что предвосхитил революционные «идеалы» обновленцев.
Как-то при случае Владыка Феофан прочел выдержку из книги «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», отпечатаной в С.-Петербургской синодальной типографии 8 июля 1906: «Из отзыва причта Выборгского Кафедрального Собора о желательных церковных реформах, представленного Преосвященным Сергием, Архиепископом Финляндским, в Святейший Синод 18 января 1906 года.
О реформе Богослужебного языка и прочее. Необходимо на предстоящем Соборе обсудить вопрос об упрощении Богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать Богослужение на родном языке.
О сокращении и упрощении церковного устава, об отмене некоторых обрядов вроде дуновения и плюновения в чине крещения.
О неповторении несколько раз одних и тех же ектений на одной и той же службе, взамен чего желательно чтение вслух тайных молитв, помещенных в чине литургии.
О необходимости предоставить право вдовым священнослужителям вступать во второй брак, если овдовели до 45 лет».
Поэтому-то обновленцы и считали Митрополита Сергия «своим»!
В 1917 году Архиепископ Финляндский Сергий был членом Святейшего Синода. После отречения Государя от Престола и появления Временного правительства был назначен новый обер-прокурор, бывший князь Львов. Этот обер-прокурор, чтобы подчеркнуть свою революционность, грубо удаляет из Синода самых видных его членов. Протестуя против такой расправы, весь состав Синода подает в отставку, дав взаимную клятву не входить в состав Синода при этом обер-прокуроре. Но Архиепископ Сергий, получив предложение Временного правительства через упомянутого обер-прокурора организовать новый Синод, не посчитался со своим клятвенным обещанием и принял это предложение. Поведение Архиепископа Сергия вызвало открытое нарекание со стороны иерархии, что и было поставлено ему на вид на Поместном Всероссийском Соборе 1917–1918 годов. Став «первенствующим» членом Синода революционного времени, он быстро установил дружеские отношения с Временным правительством и получил разрешение на созыв Поместного Собора, имея, очевидно, личную цель... Но упомянутый выше инцидент на Соборе преградил путь к осуществлению этой мечты.
И вот, наконец, третья радикальная перемена в его «политическом курсе». Он признает «законной» и в политическом, и в религиозном смысле богоборческую антихристианскую советскую власть не как попущенную Богом, злодейскую (св. Исидор Пелусиот), а как «богоустановленную» и призывает Православную Российскую Церковь подчиниться этой власти. Мало того. Митрополит Сергий внушает всем христианам принять «радости и успехи» Советского Союза, который осуществляет цели предварительного, коллективного антихриста, как «наши (христианские) радости и успехи, а неудачи (богоборного государства), как – наши неудачи!»
А ведь так проповедуется и внушается мысль о том, что нет различия между «Христом и Велиаром», между Христом и антихристом (2Кор. 6, 15)!
Вот до каких «глубин сатанинских» (Апок. 2, 24) доводит Декларация Митрополита Сергия. И горе, великое горе, что многие, очень мтогие принимают эту гибельную проповедь за «истину»! И это не говоря уже об уклонении Митрополита в обновленчество. Так он опубликовал призыв ко всей Церкви: «Мы целиком разделяем мероприятия Высшего Церковного Управления, считаем его единственной канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него считаем вполне законными и обязательными.
Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий» (журнал «Живая Церковь», 1922, N 4–5, с. 1).
А Святейший Патриарх Тихон, находясь в заключении, предал анафеме обновленческое ВЦУ (Высшее Церковное Управление): «В тяжелую годину наших испытаний, в годы торжества сатаны и власти антихриста, когда на наших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается нешвенный хитон Христа, – Святая Православная Церковь, Мы... запрещаем признавать ВЦУ, это учреждение антихриста... Да ведомо будет всем вам, что властию, данною нам от Бога, анафематствуем ВЦУ и всех имеющих с ним какое-либо общение... » (Москва, Донской монастырь. 23 ноября/6 декабря 1922 г).
В различные периоды времени, при разных, противоположных режимах в стране, начиная с революционной эпохи 1906 года, при власти монархической, при Временном правительстве в 1917 году, в 1922 году, во времена расцвета обновленчества, в 1927 году, в апогей Сталина, всегда Митрополит Сергий был на стороне тех, кто казался ему сильнее. Духовная неустойчивость и приспособляемость не к лицу не только иерарху Церкви, но и всякому христианину. И если мы сами не имеем заповеданной твердости и мужества, если мы, по слову Христа, «трости, колеблемые ветром» (Лк. 7, 24), то это нас не освобождает от обязанности свидетельствовать правду. А правда Божия состоит в том, что каждый, носящий имя Христово на себе, обязан пред Богом там, где должно сказать «да», и говорить «да», а где – «нет», там и говорить «нет». И если в жизни нашей мы малодушные беззаконники, то мы обязаны свидетельствовать правду Христову и против нас самих. Ибо сказано: «Да будет слово ваше: «да, – да!», (а если) – «нет, (то) – нет!»; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37).
Для Архиепископа Феофана все то, что произошло с Митрополитом Сергием, вполне закономерно. Отвечая на жалобы одного иеромонаха Владыка Архиепископ пишет: «Вы жалуетесь на то, что происходит у Вас в Вашей церковной жизни. Не знаю в подробностях Ваших дел. Но думаю, что не лучше, если не хуже, обстоит дело в религиозно-нравственном отношении и в других православных странах. По крайней мере, с уверенностью могу сказать и о России подъяремной, и о России заграничной. Относительно положения там я располагаю огромным материалом: всего около 700 страниц. Не менее важными и также огромными материалами располагаю о жизни церковной здесь. Общий вывод получается ужасный. Но, разумеется, есть среди общей тьмы и «останок благодатный», которым и держится еще вера православная и там и здесь.
Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудее да бежат в горы!»
Лет шестьдесят тому назад такими словами характеризовали положение церковных дел великие русские Святители – Митрополит Филарет Московский и Епископ Игнатий Брянчанинов. Не с большим ли правом мы можем повторить эти грозные слова в настоящее время?!» (Письмо 9.12.1931. Клямар).
В пояснение вышесказанного Владыка Архиепископ через пять лет пишет: «Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас как на одно из самых поразительных явлений последних времен на то, что тогда «звезды спадут с небесе» (Мф. 24, 29).
По объяснению Самого Спасителя, «звезды» это суть «Ангелы Церквей», то есть епископы (Апок. 1, 20).
Религиозно-нравственное падение епископов является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они «хотят превратить благовествование Христово» (Гал. 1, 7). Таковым повелевает Апостол изречь анафему. «Кто будет благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – говорит он, – да будет анафема» (Гал. 1, 8). И медлить здесь не нужно, продолжает он: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, осуждая сам себя» (Тит. 3, 10–11). Иначе, за равнодушие к отступлению от истины тебя может постигнуть суд Божий: «поскольку ты тепл, а не горяч и не холоден, то изблевати тя от уст Моих имам» (Апок. 3, 16).
Тучи на мировом горизонте сгущаются, приближается суд Божий над народами и лицемерными христианами, начиная с еретических и теплохладных иерархов.» (Письмо 31. 3. 1936).
И вот в свете этого замечательного письма Владыки Архиепископа Феофана становится предельно ясно, что Митрополит Сергий «превращает благовествование Христово» (Гал. 1, 7), искажая его эсхатологический смысл: а именно, в отношении наступления последних времен, как предвозвестили это Богоносные Отцы ближайшего к нам времени и среди них дивный в пророческом духе, великий Серафим Саровский. Он прямо указывал на скорое пришествие антихриста: «Скоро антихрист будет кресты с церквей снимать, храмы Божии в вертепы обращать... Столько погибнет крещеного народа, что Ангелы Божии не будут успевать принимать души убиваемых...
Великая скорбь будет, такая, какой не было от начала мира и впредь не будет!... »
Это говорилось в начале прошлого века. А множество Духоносных Отцев Церкви, таких, как блаженной памяти Митрополит Гавриил Петербургский, Митрополит Филарет Московский, старцы Оптинские: иеросхимонахи Антоний, Амвросий, старцы Глинские: схиархимандрит Илиодор и иеросхимонах Порфирий, старцы Подмосковные: иеросхимонахи Исидор и Варнава, старцы Валаамские: игумен Назарий и иеросхимонах Алексий, Епископ Игнатий Брянчанинов и Епископ Феофан Затворник, св. Иоанн Кронштадтский, возвещали тоже, что вот-вот наступит время антихриста. И страшно подумать, что Митрополит Сергий в гордыне своей отрицает Богооткровенное понимание Святой Церкви и даже уверяет, что большевистская власть, или коллективный антихрист, «от Бога», что в ней, в этой власти, «действует десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели... Недаром ведь Апостол внушает нам, что «тихо и безмятежно жить» по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной (?!) власти (1Тим. 2, 2)... Мы уверены, что... изменилось лишь (наше) отношение к власти, а вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы (?!)» (Декларация).
Ведь это рассуждение Митрополита Сергия построено, как выражается Апостол, «по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4, 14). Это – неблаговидная софистика. Большевистскую власть он признает «законной»! В то время как Святой Дух вещает: не только «беззаконна», но она по своим целям – явный антихрист и не в каком-то иносказательном смысле, а в прямом, буквальном. Митрополит Сергий во всеуслышание заявляет, что это – «недопустимое преувеличение». А бесчисленный сонм святых новомучеников, преданных мучительной смерти антихристом за свидетельство, что «он – антихрист», Митрополит Сергий кощунственно и богохульно называет «не мучениками ради Господа Христа», а преступниками!...24
Но ввиду того, что Митрополит Сергий «похитил»25 не принадлежащую ему верховную власть в Церкви, очень многие как в подъяремной России, так и во всем мире верят ему, видя в нем «православного Митрополита» старого времени и «главу» Православия в Советском Союзе, который они называют Россией. И никто из них не задумается над тем, что невозможно в таком государстве существование истинной Православной Церкви, притом официально признанной этим государством.26 Вот почему ее «глава» отрицает святую правду и истину и свидетельствует явную безбожную ложь, что в Советском Союзе никогда не было и нет гонений на верующих и что Церковь там пользуется полной «свободой». И поэтому большевистская власть всячески помогает ему и его «иерархии», поощряя этот обман. Поэтому истинное слово о властвующем антихристе загнано ими в глубокое, немое подполье. И если бы не это лжесвидетельство Митрополита Сергия, то весь православный народ российский слышал бы истинное слово о том, что управляет им антихрист, и это вызвало бы всеобщее покаяние. И тогда тяжкая, многолетняя епитимия от Господа была бы снята, и измученный народ получил бы свободу.
Тяжкий грех взял на себя этот иерарх, Митрополит Сергий. «Ибо, – как говорит Святой Седьмой Вселенский Собор, – сущность иерархии нашей составляют Богопреданные словеса, то есть истинное ведение Божественных Писаний» (Правило 2). Святую правду он, Сергий, сделал «ложью», а антихристову ложь выдал за Божественную правду, но, говорит Господь, «так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4, 6).
* * *
Примечания
См. в дополнениях отрывок из воспоминаний катакомбного Схиепископа Петра (Лодыгина).
В интервью, опубликованном в газете «Известия» №46, 16 февраля 1930 г. Митрополит Сергий заявляет: «К ответственности привлекаются отдельные священнослужители не за религиозную деятельность, а по обвинению в тех или иных антиправительственных деяниях, и это, разумеется, происходит не в форме каких-то гонений и жестокостей, а в форме, обычной для всех обвиняемых. »
См. дополнение к гл. 22.
Оправдывая деятельность Митрополита Сергия (Страгородского) и свое собственное сотрудничество c богоборной властью, все его апологеты утверждают, что так де нужно было поступать для «спасения Церкви». Но совсем иначе учат действовать в подобной ситуации Святые Отцы Вселенского Православия. «Когда дело идет об явном нечестии, – говорит св. Григорий Богослов, – тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться (присоединяться) к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» (Творения, т. I, Слово 6). Преподобный Варсануфий Великий: «Хочу же и сие сделать известным вашему благородству, если бы тот, кому поручена власть, был язычником и противником веры и стал действовать (в этом духе), нам не оставалось бы сделать ничего другого, как разве затворить церкви, пока они не были бы отворены христолюбивыми царями». (Преподобных Отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 848. Университетская типография, М., 1855, с. 650).
