Древние иноческие уставы
Содержание
1. Устав преподобного Пахомия Великого 1. Жития св. великих Авв Тавеннисиотских 1) Житие пр. Пахомия Великого 2) Житие Аввы Орсисия 3) Житие пр. Феодора Освященного 2. Устав Тавеннисиотского общежития 1) Общий строй Тавеннисиотских монастырей 2) Главный Авва 3) Аввы монастырей 4) Вторствующий по Авве в обители 5) Смотритель дома 6) Вторствующий по смотрителе 7) Эконом и расходчик 8) Прочие служебные и распорядительные лица по обителям 9) Прием в обитель 10) Иноческое одеяние 11) Молитвословие 12) Причащение Святых Христовых Таин 13) Работы 14) Пища 15) Сон 16) Внутренняя жизнь: созидание духа истиною 17) Нравственное преспеяние 18) Больные и больница 19) Странноприимство 20) Посещения и отлучки 21) Похороны братий 22) Замечание о детях воспитывавшихся в монастыре 23) О благочинии отроковиц или инокинь 24) Епитимии Краткие наставления пр. Пахомия 3. Преподобного Орсисия аввы Тавеннисиотского наставления 1) Об устроении монашеского жительства 2) О шести помышлениях святых 4. Уставные иноческие правила других св. Отцов подвижников 1) Три небольшие сборника правил св. отцев а) Правило св. Отцев, Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев б) Другое подобное св. отец правило для монахов в) Третье такое же св. отец правило для монахов 2) Два начертания правил св. Макария Александрийского а) Правила св. Макария Александрийского б) Послание блаженного Макария к монахам 2. Устав святого Василия Великого, содержащий теорию и практику подвижничества вообще 1. Иночество св. Василия Великого и устроение им монастырей. 1. Устав Св. Василия Великого. А. Предначертание подвижничества 1. Первое дело наше теперь – взойти опять в живой союз с богом чрез очищение себя от страстей. 2. В безбрачной и мироотречной жизни удобнее достижение такой цели. Из видов мироотречной жизни общежитие прямее ведет к последней цели нашей Б. Правила для общежительников, или самый Устав св. Василия Великого 1. О настоятелях. 11. Помощники настоятеля в деле управления 3. О приеме в обитель 4) Одежда. Иноческая одежда должна быть особенная. 5) Молитвословие. 6. О святом причащении. 7) Изучение божественных писаний для умудрения во спасение. 8) Пример старших и взаимные собеседования. 9. Иноческая пища, – воздержание, – постничество. 10. Рукоделия и другие случайные работы по монастырю – послушания. 11. Соотношения братий. а) общий закон. б) Послушание и покорность настоятелю беспрекословные в) Между собою братская любовь, – искренняя и ко всем равная. г) Взаимное друг друга исправление, как плод любви, ревнующей о совершенстве брата и всего братства. д) Опасение – соблазнить кого из братий. е) Бегать всякого разлада, – не оскорблять и не оскорбляться. ж) Не искать чести, предпочтений, начальства. з) Употребление слова. 12. Не должно отделяться от духовного братства (Уст. 21). 13) Относительно выходов и отлучек из монастыря. 14. Не без осторожности входит в сношение с сторонними, особенно с женщинами. 15. Отношения к родным. 17. Странноприимство. 18. Законы внутренней духовной жизни. а) Покаяние. б) Ревность о Богоугождении. в) Трезвенное хождение пред Богом. г) Украшение души всеми добродетелями, чрез которое душа делается храмом достойным Боговселения. д) Иноческие добродетели, или начертание образа совершенного инока. 19. Меры исправления и эпитимии. а) общие законы. б) Эпитимии. (Patrol, graec. t. 31, стр. 1305–). 20. О детях, воспитываемых при обителях. 21. О женских обителях. 22. Соотношения братств. 23. Заключительное увещание – возревновать наконец о строгой жизни (Стр. 87–95). 3. Устав преподобного Иоанна Кассиана Краткое сведение о жизни пр. Иоанна Кассиана Устав иноческого общежития или порядки общежительных монастырей. Предисловие к епископу Кастору Книга первая. Принадлежности монашеского одеяния Глава 1-я. Монашеские одежды – образ внутренней красоты иноков. Глава 2-я. О препоясании инока. Глава 3-я. Об одежде иноков вообще. Глава 4-я. О кукуллие. Глава 5-я. О коловие. Глава 6-я. О нарамнике. Глава 7-я. О мафорте. Глава 8-я. О милоти. Глава 9-я. О жезле. Глава 10-я. О сандалиях. Книга вторая. О положенных уставом ночных молитвах и псалмопениях Глава 1-я. Указывается предмет сей книги. Глава 2-я. В разных местах разные уставы молитвенные. Глава 3-я. Разность уставов от того, что в аввы избирают таких, кои не навыкли еще установленному чину молитвословия. Глава 4-я. В вечерних и ночных собраниях поют по 12 псалмов и по два чтения имеют на каждом. Глава 5-я. Строгость жизни в Александрии и около от св. Марка; чин молитвословии показан делом чрез Ангела. Глава 6-я. Указанный Ангелом чин молитвословия совет отцов обратил в закон; приложил 2 чтения из В. и Н. Завета; в субботу же и в воскресенье оба чтения из Нового Завета. Глава 7-я. После каждого псалма молитва и коленопреклонение. Глава 8-я. Что в чине молитвы было на западе несогласное с востоком? Глава 9-я. Почему при указании внешнего чина молитвы считает нужным теперь же сказать и о внутреннем ее качестве? Глава 10-я. Молчание и тишина на собраниях молитвословных. Глава 11-я. Иные, псалмы разделяют на 2 и на 3 статьи; назначаются для пения не 1, а 2, 3 и 4 брата. Глава 12-я. Стоит на молитве только поющий; прочие сидят на стульцах и после ночной службы до рассвета не спят. Глава 13-я. Почему держится такое неспание? Глава 14-я. Днем с работою соединяют непрерывно умные делания. Глава 15-я. Возвращаясь из церкви, не заводят речей; ни когда днем встретятся вне келлии. За это штраф. Глава 16-я. Кто в наказание отлучен от общей молитвы, с тем никто уже не молится. За это штраф. Глава 17-я. Будильщик будит братию на молитву в определенный час. Глава 18-я. С вечера субботы до вечера воскресенья не преклонят колен. Книга третья. О положенных уставом дневных молитвах и псалмопениях Глава 1-я. Дневные молитвенные часы. Глава 2-я. Египтяне днем не собираются на молитву, а весь день совершают ее непрерывно, сидя за рукоделием. Глава 3-я. Почему молитвы совершаются в 3, 6 и 9 часы; также вечером и утром? Глава 4-я. О первом часе. Глава 5-я. После первого часа запрещается спать. Глава 6-я. Какие псалмы назначены на первый час. Глава 7-я. Штраф за опаздывание на часы и ночные службы. Глава 8-я. Образ совершения бдений. Глава 9-я. Почему установлено это бдение и почему отменен пост в субботу? Глава 10-я. Установление поста в субботу неосновательно. Глава 11-я. Чем воскресное богослужение отличается от службы других дней. Глава 12-я. В воскресенье полагается ужин; и с простою молитвою в начале и конце. Книга четвертая. О порядках принятия в обитель отрекающихся от мира. И об обучении новоначальных Глава 1-я. Правила эти заимствуются иные у Египтян, а иные у Тавеннисиотов. Глава 2-я. Они смиренно пребывают в послушании до глубокой старости. Глава 3-я. Испытание вне монастыря, и отобрание всякой собственности по впущении в него. Глава 4-я. Почему ничто не принимается в монастырь от вступающего в него? Глава 5-я. Свои одежды скидают и одеваются в монастырские руками аввы. Глава 6-я. Скинутая одежда бережется для чего? Глава 7-я. Принятый не оставляется среди братий, а отсылается к старцу гостиницы на год; и затем уже вводится внутрь и отдается старцу десятнику над новоначальными. Глава 8-я. Первые упражнения в подавлении своей воли. Глава 9-я. Юный инок должен все открывать своему старцу. Глава 10-я. Все делать по спросу и все повеленное исполнять. Глава 11-я. Не все заимствовать у Египтян. Глава 12-я. Послушание всему предпочитаться должно. Глава 13-я. Не иметь никакой собственности и не сметь назвать что-либо своим. Глава 14-я. Хотя всякий трудом своим доставляет доход монастырю, но никто никакого притязания на что-либо не изъявляет. Глава 15-я. Обличение западных иноков в несоблюдении заповеди нестяжательности, или ничего неимения. Глава 16-я. Исправительные наказания погрешностей. Глава 17-я. Чтение за трапезой и молчание. Глава 18-я. Кроме общей трапезы вкушать ничего не позволяется. Глава 19-я. Как на Востоке ведутся чередные послушания? Глава 20-я. Строгость хранения монастырских вещей; три чечевицы. Глава 21-я. Пример усердия чередных в доставании покоя братии. Глава 22-я. У Египтян нет чередных. Глава 23-я. Смиренное послушание – путь к совершенству, пример Иоанн Ликопольский. Глава 24-я. Сей Иоанн в новоначалии целый год поливал сухую ветвь утром и вечером. Глава 25-я. Он же сосудец елея бросил за окно, не рассуждая, потому что старец велел. Глава 26-я. Огромный камень напрягся прикатит, как приказал старец. Глава 27-я. Авва Муций из послушания сына родного бросил в реку. Глава 28-я. Брат Муций дело Авраама совершил; и по смерти аввы обители на его место избран. Глава 29-я. Брат из высокородных продает корзины из послушания в своем городе. Глава 30-я. Авва Пинуфий, оставя обитель свою поступил в другую, как новоначальный, смирения ради, но узнан и возвращен в свою обитель. Глава 31-я. Немного спустя он опят удалился и поступил послушником. в Вифлеемский монастырь, – но опят узнан и возвратился. Глава 32-я. Наставление новоначальному, какое дал Пинуфий только что принятому в обитель в присутствии И. Кассиана. Глава 33-я. Не скоро приняли в обитель по великости дела. Глава 34-я. Отречение от мира есть взятие креста, распятие миру и самоумерщвление. Глава 35-я. Распинаемся на кресте страхом Божиим, который не дает нам двигаться по влечению страстей. Глава 36-я. Отрекся? Не возвращайся вспять. Глава 37-я. Чтобы успеть в этом, блюди начатки помыслов, сию главу змия. Глава 38-я. Дан обет? – Блюди и ревнуй восходит к совершенству. Глава 39-я. Как восходят к смирению, – какие признаки его и какие плоды. Глава 40-я. Для подражания избирай не многих, а одного или двух. Глава 41-я. Среди братства будь как глухой, немой, слепой и буий. Глава 42-я. Не почитай себя терпеливым, когда другие по добродетели своей ничем не раздражают тебя, но свою старайся показать добродетель, когда встретятся неприятности. Глава 43-я. Перечень уроков, как востечь к совершенству. 4. Устав преподобного Венедикта Нурсийского Жизнь преподобного Венедикта Предисловие Глава 1. Роды жизни христианской Глава 2. Каков должен быть авва? Глава 3. О том, что надобно братий приглашать на совещания Глава 4. Виды добрых дел Глава 5. О послушании Глава 6. О молчаливости Глава 7. О смирении Глава 8. О ночном богослужении Глава 9. Сколько псалмов петь на ночном богослужении? Глава 10. Как летом совершать ночное молитвословие? Глава 11. Как совершать бдения во дни воскресные? Глава 12. Как совершать утреннее богослужение Глава 13. Как в простые дни совершать утреню Глава 14. Как совершать бдения во дни святых? Глава 15. В какие времена петь аллилуйя? Глава 16. Сколько каждый день совершать богослужений? Глава 17. Сколько псалмов петь на каждом богослужении? Глава 18. В каком порядке петь псалмы? Глава 19. О чине псалмопения Глава 20. О благоговеинстве в молитве Глава 21. О деканах (десятниках) монастырских Глава 22. Как стать монахом? Глава 23. Об эпитимиях за провинности Глава 24. Какого рода должны быть эпитимии? Глава 25. О важных погрешностях Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъэпитимийными Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъэпитимийных? Глава 28. О тех, которые после частых эпитимий не исправляются Глава 29. Должно ли принимать братий, выходящих из монастыря? Глава 30. Как исправлять маловозрастных детей? Глава 31. Каков должен быть монастырский келарь? Глава 32. О работных орудиях и других вещах монастырских Глава 33. Могут ли монахи иметь какую-либо собственность? Глава 34. Все ли равно должны получать необходимое? Глава 35. Все ли равно должны получать на поварне Глава 36. О больных братьях Глава 37. О престарелых и детях Глава 38. О недельном чтеце Глава 39. О количестве и мере яств Глава 40. О мере питья Глава 41. В какие часы предлагать трапезу? Глава 42. О том, что после повечерия никто не должен говорить Глава 43. О тех, которые опаздывают на Богослужение или к трапезе Глава 44. Как нести эпитимии тем, которые отлучаются от сообщества с братиями? Глава 45. О тех, которые погрешают чем-либо в храме Глава 46. О тех, которые провиняются в другом чем Глава 47. О подавании знака на Богослужении Глава 48. О каждодневном рукоделии Глава 49. Как проводить Четыредесятницу Глава 50. О братиях, которые работают далеко от храма, или находятся в дороге Глава 51. О братиях, которые отправляются не так далеко Глава 52. О монастырской молитвеннице Глава 53. О принятии странных Глава 54. Можно ли монаху получать письма или другое что Глава 55. Об одежде и обуви братий Глава 56. О столе аввы Глава 57. О монастырских мастерах (из братий) Глава 58. Об образе принятия братий в монастырь (новоначалие) Глава 59. О детях знатных или бедных, посвящаемых Богу Глава 60. О священниках, желающих жить в монастыре Глава 61. Как принимать монахов странников? Глава 62. О монастырских священниках Глава 63. О месте, какое каждый брат занимать должен и о взаимных отношениях Глава 64. О поставлении аввы Глава 65. О препозите монастыря. (Наместнике, втором по авве) Глава 66. О привратнике монастыря Глава 67. О братиях, отправляющихся куда по делам обители Глава 68. О тяжелых не по силам послушаниях Глава 69. В монастыре никто другого защищать не должен Глава 70. Чтобы никто не смел наказывать другого Глава 71. О том, что и взаимно друг друга должны слушаться братия Глава 72. О доброй ревности, какую должны иметь монахи Глава 73. Что в настоящем уставе не все показаны законы подвижничества и духовной жизни
Предисловие
Первоначально предполагалось из древних иноческих уставов составить второй том Добротолюбия: и они тогда же были заготовлены. Но потом старцы Русского на Афоне монастыря взявшие на себя издание Добротолюбия, нашли более пригодным дать уставам сим место в конце Добротолюбия, или издать их особою книгою: что теперь и исполняется.
От пр. Антония по Египту и вообще по Востоку пошло отшельническое иночествование. Уставные правила для него собраны из записанных и до нас дошедших изречений пр. Антония и в виде устава помещенных в первом томе Добротолюбия.
Параллельно с отшельничеством распространялось и общежительное иночествование. Началовождем его был пр. Пахомий, которым начертан и устав для сего рода иночества, ставший потом нормою для всех общежительных обителей не на Востоке только, но и на Западе.
В самом цветущем периоде общежительного иночества, заведенного пр. Пахомием, посетил Египет св. Василий великий с прямою целью увидеть на деле иночество, каким оно должно быть. И увидел. После посещены им обители и иноки Палестинские и Сирские, – и тоже узрено. Все виденное и испытанное напечатлело в высоком и глубоком уме св. Василия идеальный образ иночествования, не как особое что от христианства, а как полнейшее и точнейшее его осуществление, или как истинный образ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем. Возвратясь к себе, он избрал его нормою для своей жизни, и, приняв обеты иночествования, стал не только сам жить по требованию его, но и других учить тому же; и сделался таким образом началовождем общежительного иночествования в своей стране, а потом и повсюду. Вместе с тем, как заводились у него общежительные порядки в основываемых им обителях, он и письменно излагал их, во всем заботясь представить не одну внешнюю форму такой жизни, а более дух ее, давая видеть начертание ее в Слове Божием с указанием и полного соответствия ее духу жизни о Христе Иисусе. Его писания о сем (том 5) предмете содержат потому самое рациональное и высшее руководство к истинно иноческой и христианской жизни.
Почти современно с св. Василием обходил восточные монастыри, – Египетские и Сирские, – пр. Иоанн Кассиан с другом своим Германом, с единственною целью иноческого образования. Он был не легким обозревателем виденного, но все внимательно изучал и запоминал не случаи только и изречения какие, но и целые беседы старцев. По сему виденному и слышанному, возвратясь на родину, и он, подобно св. Василию вел., устроил в своей стране два монастыря – мужеский и женский, которые привлекли внимание тамошних настоятелей и епископов, похвальными сторонами заведенной им жизни иноков и инокинь, скоро обнаружившимися. Желая, по образцу его обителей и у себя завесть такие же, или преобразовать существующие уже, они просили пр. Кассиана письменно изложить и порядки общежительного иночествования, и требования внутренней жизни иноков какие видел он на Востоке. – Написанная им по сему случаю книга служит ответом на сие благое желание любителей и чтителей истинного иночествования.
Это было на юге Франции; но Италия, имея обители, еще не имела авторитетного устава иночествования. Его дал им, спустя несколько десятков лет, пр. Венедикт, основатель многих монастырей, и установитель в них добрых порядков иноческой жизни, и с внешней и с внутренней ее стороны. Из правил его устава видно, что он заимствовал их, иные у св. Василия вел., а иные у пр. Кассиана. Он сам об этом говорил.
Таким образом пр. Венедикт препровождает нас к св. Василию вел. и пр. Кассиану, а они оба – к пр. Пахомию Вел. От пр. Пахомия нетрудно взойти к Аскетам, а от них к св. Апостолам, и к Самому Господу нашему Иисусу Христу. Вот где источник нашего иночествования.
Итак, древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании. Предлагая их вниманию иноков и всех благочестивых, христиан, надеемся доставить им чрез то не малое духовное утешение, давая им возможность удостовериться, что 1) иночество не новость какая недавняя и произвольная, а также древне, как само христианство, и требуется самым духом христианства, которое чает видеть себя явленным в нем в совершеннейшем виде; – и что 2) наш образ иночествования согласен с первоначальным и с тем, в каком оно было держимо в церкви во все время – от начала до нас. Да порадуются иноки, увидев, как древен иноческий род наш и да воодушевятся ревностью быть иноками, как следует им быть. Сколько у нас родоначальников и какое неисчетное родство! Поревнуем же не положить пятна на преславный род наш. Да порадуются и все благочестивые христиане, что имея среди себя св. обители и общества иноков, не лишнее что терпят, но блюдут нечто такое, что сходно с приточным сокровищем, сокрытым на селе, которое сильно обогатить духовным богатством всякого, кто сумеет найти себе доступ к нему.
Уставы предлагаются в том же порядке, в каком они являлись на свет: 1) пр. Пахомия Великого, 2) св. Василия Великого, 3) пр. Кассиана и 4) пр. Венедикта. – Особенности каждого из них, не в духе, а в образе изложения, увидит всякий при чтении их. Заметим только относительно устава пр. Пахомия Вел., ту особенность, что устав его так тесно связан с его жизнью и жизнью ближайших его преемников, Орсисия и Феодора Освященного, что впереди его належала нужда поместить начертание жизни их. Тоже самое, впрочем, можно сказать и об уставе св. Василия вел., а отчасти и о последних двух уставах, хотя не в такой мере.