Источник

ДУХОВНИК

1. О праве иерея исповедовать послушников

Что вы исповедали послушников, в этом нет ничего грешного. В грамоте иереям по посвящении их означается, что ему дается власть исповедовать и разрешать кающихся, как все другое церковное совершать. Сия власть и вам дана в самом посвящении. Но употребление ее в монастыре подлежит монастырским уставам. В нашем монастыре кто у кого хочет исповедуется, хотя духовник есть определенный. Не лучше ли потихоньку спросить настоятеля (5, с. 181–182)?

2. Наставление о старчестве

Вы загадываете бросить старчество. О.N. хорошо сказал вам – не отсылать никого от себя. Хорошо, что приходят и каются. И не отсылайте никого, хоть бы 70 раз седмерицею кто приходил и каялся все в том же грехе. Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага. Воодушевляйте их на борьбу обещанием помилования и избавления от страсти, если строго станут держать себя и употреблять средства, какие вы предлагаете. Против страсти похотной – пост и молитва и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном, и под. Хорош труд телесный до утомления... Но главное – твердая решимость противостоять греховным позывам.

Пословица есть: взялся за гуж – не говори, что не дюж – и несите сию братнюю тяготу, не пятясь назад (5, с. 186–187).

3. Об откровении помыслов, чтении книг и принятии ищущих старческого совета

Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, весьма благотворно. Читать книги тоже хорошо; и это может при случае подать вразумленье. Но там пишутся общие указания, а на частные случаи лучше искать прояснение у живого знатока дела... Пристращаться к чтению дурно. Это не ведет к добру и восстановляет некую стену между сердцем и Богом. Развивается при сем любопытство и совопросничество пагубное.

Когда приходят к вам, нельзя же выгонять их палкою вон. Не за худом и не с худом приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего (5, с. 192).

4. С рукоположением дается право и возлагается обязанность отпускать грехи приходящих с покаянием

Рукоположенному во священника... самым рукоположением дается право и возлагается обязанность и грехи отпускать всякому, приходящему с покаянием. Почему, если сие право и сия обязанность не ограничены особым предписанием рукополагавшего, самое сие отсутствие ограничительных предписаний оставляет право исповедать неприкосновенным в той силе, в какой оно должно быть по рукоположению. Так вам нечего смущаться, что случалось исповедовать приходящих. Будете грешить, если откажете кому (1, с. 22).

5. Всякий иеромонах может всех исповедовать

Всякий иеромонах всех исповедует. Ведь это не ныне началось, и не у вас только, а повсюду. Если б это было противозаконно, неужели не поднят бы был вопрос об этом где- либо (1, с. 22)?

6. Не надо менять духовника

Не переменяйте духовника... Хоть бы он лежал на смертном одре и был в памяти... и тогда можно исповедоваться и исповедание сие ни на йоту не теряет силы своей. Когда сам он не отказывается, зачем отходить от него? Поговорить? Да уж, чай, все десять раз переговорили... Теперь уж как вам, так и ему довольно по одному слову сказать. Так вы знаете друг друга. Когда же окажется нужда поговорить, тогда он не откажется сказать должное, хоть с роздыхом (1, с. 47).

7. Необходимость духовника для правильной духовной жизни

Все, что вы делаете, сами вы для себя придумали или наложил то отец ваш духовный? – Пункт этот по виду малозначителен, по делу же очень значителен. Если сами, то у вас своя воля и, живя по сим порядкам, вы себе угождаете. Чрез это от дел ваших, вероятно, отдается не совсем приятный запах, ощутимый Ангелом вашим и святыми. Я не утверждаю, но это очень вероятно... и пишу о сем только для того, чтобы вы получше вникли в себя и с помощию отца своего духовного определили себя точнее (1, с. 140).

8. Руководитель – столб на дороге, а дорогу надо проходить всякому самому

«Без руководителя нельзя», – написали вы. Руководитель – столб на дороге, а дорогу проходить надо всякому самому – и тоже смотреть и под ноги, и по сторонам. Старец Паисий Величковский... всю жизнь искал руководителя и не нашел. Но жил вдвоем-троем – и взаимным советом руководились (1, с. 222).

9. Не все дело в совете. Бог зачинает жизнь и руководит в ней

То правда, что без совета трудновато, но и не все дело в совете. Бог зачинает жизнь, Бог и руководит в ней. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уже как Он решит и как решение Его дойдет до сердца, этого не разберешь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение. Без Мене не можете творити ничесоже 36 , – говорит Господь (Ин. 15, 5). И так это и бывает. И никто из угождающих Ему сам собою угодного Ему не творит. Отношения наши к Богу все знаменуются молитвою. Все дело, стало быть, в молитве. На нее и налегайте (2, с. 84).

10. Должно держаться одного духовного советника

Вы напрасно писали ко мне. Следовало спросить у своего духовника, разумеется – о. Иоанна. Обращаться за советами то туда, то сюда не одобрительно. Всем советник, Богом определенный, – духовник, которым обычно бывает приходской священник (3, с. 3).

11. Ответ о выборе духовника

Духовника как я могу указать, не зная никого? Сами выберите. Если не решаетесь, то поступите, как апостолы при выборе апостола вместо испадшего Иуды: или жребием, или со знающими сих иереев потолкуйте (3, с. 5–6).

12. Настоящих руководителей ко спасению трудно найти; основное руководство ко спасению – слово Божие

Настоящего руководителя, как вы определяете его, не найдете... Старец Божий Паисий, полвека назад, искал всю жизнь руководителя... и не нашел... а порешил дело так: «Ищи руководство в слове Божием и в учениях св. отцов, особенно подвижников, в случае же недоумений спрашивай живых ревнителей о спасении»... или согласитесь вдвоем-троем – и общим советом решайте все свои вопросы... У Премудрого написано, что страх Божий учит всему доброму.

Испросите себе у Господа такого наставника. Слово Божие и отеческое будет просвещать вас, а совесть возьмет опеку на себя возбуждать к деятельности и поддерживать. Имейте под руками всегда и Слово Божие, и другие отеческие писания (3, с. 153).

13. Духовника лучше не переменять

Духовник скорее может быть руководителем. И его лучше не переменять (3, с. 157–158).

Старец-руководитель нужен для берущихся за великую внутреннюю жизнь. А обычная наша жизнь может обойтись советом одного духовника и даже еще кого-либо из внимательных братий. Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику. Кто с верою этого желает – получит желаемое (3, с. 182).

14. Совет о том, как поступить, когда духовник отказывается руководить

Ваш духовник отказывает руководить вас. Это добросовестно с его стороны. Уважьте его желание и взыщите руководителя... Но как он не желает, чтоб вы совсем от него отдалились, то и с ним говорите о духовном, чему он всегда рад, как вы говорите... Духовные дела ведите по указаниям руководителя, а Исповедь и Причащение у него имейте (4, с. 148).

15. Когда нет духовного отца, надо руководствоваться святоотеческими книгами

В прежнем письме, на которое я не успел ответить, вы жалуетесь, что отца духовного не найдете никак. Что же делать? Оставайтесь одни с книгами и идите своим путем со страхом, осмотрительностию и смирением. Если что встретите недоуменное, спрашивайте. Я буду отвечать, как сумею, а не сумею – так и скажу. Ныне не найти настоящего руководителя, а говорителей много, писателей – еще больше, хоть те и другие не всегда попадают в такт. Из числа последних я не последний (4, с. 151).

16. Книги могут заменить руководителя, если присоединить к ним вопрошание старцев и братий

Книги не окончательный учитель, но все же учитель. И они могут заменять руководителя, если присоединить к ним вопрошение старцев или братий... Или если согласиться вдвоем или втроем. Двое или трое – единомысленные – сходятся и спрашивают друг друга и решают вместе, в чем бывает недоумение; и вам можно согласиться с какою сходною с вами женщиною и совещаться по руководству книг, живя хотя не вместе, а розно, в разных местах (4, с. 152).

17. Ответ на вопрос о перемене духовника. Духовник и советник

Первый вопрос – можно ли переменить духовника? Кабинетно отвечаю: кто же вяжет? Дело это – дело совести; пред кем раскрывается душа, к тому и иди всяк. Видите, какое скорое и гладкое решение! А на деле, может быть, встретятся препятствия, тоже совестные, и немалые. Не перепрыгнешь, как ни разбегайся. Духовник многолетний брошен. Ведь этого не утаишь?! А заметивши, он почувствует, что его бьют по ланитам. Чья совесть потерпит это? Стало быть, и о перемене нечего помышлять.

Спрашивается: как же быть? Другой слаще говорит, и душа к нему льнет. Вот этого-то я и не умею решить. Разве вот как? Отделить духовника от советника. Тот, кто получше говорит, пусть будет советник; а духовник – духовником. Сами извольте это дело порешить (4, с. 247).

* * *

36

...без Меня не можете делать ничего.


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle