Библиотеке требуются волонтёры

святитель Феофан Затворник

РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ – ДУХОВНАЯ

1. Ревность оживляется сознанием бесплодности в духовной жизни

Вы нарисовали себя так, что в самом деле выходит, что вы бесплодная смоковница. Что ж? Ведь такого рода сознание очень полезно при ревности о спасении, потому что естественно поджигает сию ревность, как скоро она начинает потухать или охлаждаться. Вы уж и испытали это, как пишете. К этому можно приписать: если оживляется сим путем ревность, то потрудитесь почаще возводить себя в такое сознание бесплодности – и она не даст вам остаться без плода, когда он в вашей власти (1, с. 119–120).

2. Для спасения необходима ревность

Желаете слышать слово о спасении. Будто не слышали?! Кто не знает дела спасения?! Дело не за этим, а за тем, что усердия нет трудиться над делом спасения. Хотеть спастися лежа на боку, желать, чтобы спасение пришло само собою как-нибудь. Если и вы больны таким недугом, то излечитесь от него, восприяв ревность к содеванию спасения – живую, крепкую, себя не жалеющую... и дело спасения пойдет успешно.

Чтобы раздражить ревность, разъясните себе крайность положения, в каком находитесь. Каждую секунду может схватить смерть, затем – Суд и решение «прииди» или «отыди». Если это может случиться сию секунду, то нечего дремать, надо встать и приступить к делу... и делать сие, не пропуская ни одной терции. Что же именно делать? – Держа веру в Господа Спасителя и святую Его Церковь, уклоняться от зла и творить благо словом, делом и помышлением (1, с. 144–145).

3. Ревность укрепляется богомыслием

Поспешите поджечь ревность – тогда все опять пойдет добре. Как? – Как оживляют онемелый член тела? – Трением. Начинайте же тереть душу. Чем? – Всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, усилением самоумерщвления или строгостию к себе, к плоти своей, наипаче же молитвою. Извольте пройти весь ряд Божественных истин с предвечного бытия Бога до конца и остановитесь на сем последнем, именно на своей смерти и последующем за тем решении, неизменном на вечные веки. Но остановитесь не голою мыслию, а с полным чувством и так, как бы все то самым делом совершилось над вами (1, с. 209).

Вот вы слегли на одр смертный – приходят Ангелы взять душу... Что скажут они? Подступят и бесы... и что будут вопить? Чем кончится их взаимное пререкание? Начнется путь к Престолу Судии – Бога. Надо пройти мытарства (1, с. 209).

А там суд. Что скажем в оправдание или хоть в легкое извинение?! Что будет, когда услышим: виновен... свяжите... и низриньте? Извольте это поглубже вселить в сердце и почаще припоминать... Если так будет, если есть вероятность, что вынесется приговор «виновен», то как беспечничать и предаваться послаблениям (1, с. 209–210)?

4. Об отношении ревности к действующей благодати

Вы прописали некоторые неисправности в делании дела спасения. Присмотритесь, еще больше найдете. Извольте встрепенуться, ибо дело идет о жизни и смерти (1, с. 207–208).

Главные производители жизни о Христе Иисусе суть: ревность, горячая, энергичная, безжалостная к себе, яростно-сердитая на свою дурную сторону во всех ее проявлениях, без всякого снисхождения, и Божественная благодать, привлекаемая и призываемая ревностию и всегда помогающая, когда ревность действует как следует (1, с. 208).

5. Ревность укрепляют память Божия и память смертная

Неурядицы в помыслах и чувствах, какие испытываете, все улягутся со временем, если, несмотря на них, не перестанете всею ревностию ревновать об одном том, что угодно Богу. К этому же один верный способ – память Божию иметь и память смертную. Они водрузят страх Божий, который будет и возбудителем на все Богоугодное, и отвратителем от всего, Бога прогневляющего, и хранителем добрых внутри стяжаний, и истребителем всего залегшего там недоброго (1, с. 237).

6. Ревность о спасении – признак духовной жизни и плод благодати

Ревность о спасении у вас есть. Она знаменуется заботою, вами выражаемою. Это значит, что жизнь духовная в вас теплится. Следует вам ее поддерживать, поддерживая ревность и разжигая ее.

Когда будет ревнование, будет жизнь, а жизнь никогда не стоит на одном, следовательно, будет и преуспевание. Но замечать его нельзя, как не замечается рост детей, кои всегда на глазах (2, с. 85).

7. Для духовной жизни необходима постоянная ревность, укрепляемая благодатью

Кающемуся и дается благодать, которая образует в нем решимость угождать Господу не щадя живота (2, с. 227).

8. Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной

Ревность – дело благодати и свидетельство, что сия благодать неотступно в вас есть и производит благодатную жизнь... Пока есть ревность, присуща и благодать Святого Духа. Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитва... Как благодать коснется сердца, тотчас порождается обращение ума и сердца к Богу – семя молитвы. Затем идет богомыслие (3, с. 24–25).

9. Разные ответы и наставления для поддержания ревности о духовной жизни

Бывает, что чтение нейдет и молитва тоже: тут рукоделие с молитвою краткой – вещь, очень помощная... Положите себе правилом все промежутки времени между занятиями наполнять молитвою Иисусовою. Назначьте в продолжение дня иметь стоянки с молитвою Иисусовою две, три, минут по пяти, по три (3, с. 121).

Молитва ослабела... Это от сухости и охлаждения. Против этого – краткие молитовки, особенно молитва Иисусова. Заучите наизусть 24 молитовки Златоустого, что находятся на ряду молитв на сон... И читайте, когда бывает сухость. Приложите размышления о смерти, Суде, рае, о свойствах Божиих, о блаженствах евангельских... о событиях и деяниях Господа Спасителя... Может быть, в церкви невнимательно стоите, и тогда... и сухость – наказание за то (3, с. 121).

Что бывает, будто служба скоро отошла или свое правило совершенно незаметно будто... Это плод внимательного стояния в церкви и домашнего правила исполнения – со вниманием и чувством (3, с. 121– 122).

10. О блюдении ревности. Не умаляйте ревности, ибо в ней жизнь

Очень утешительно, что милует вас Господь Бог, в силе поддерживает ревность вашу. Стойте крепко и не умаляйте сей ревности, ибо в ней жизнь.

Не внимайте припадкам лености, которая исходит от плотоугодия, противопоставляйте сему желание или даже жажду самоумучения. И Господу о сем молитесь и Матери Божией, чтобы воодушевление вам подавали. Ревность – огнь. Что может устоять против нее? Она всепобедительна (3, с. 219).

11. Необходимость ревности для духовной жизни

Решимость сию надо возвесть на такую степень, чтоб она была неуступчива до положения живота. Пока она не такова, все будет хромание на обе плесни: делание легонького и бегание от тяжеловатого (это и еще черта кислого благочестия). Я гадаю, что это именно у вас и есть... и ваши слова «ревность жива» не выражают вашего состояния. Ревность деятельна, а у вас только желание действовать. Присмотритесь Господа ради... хорошенько и возьмитесь за дело живо, трезвенно и действенно. Иначе неизбежно попадете в чин тех, кои ни горячи, ни холодны, о коих Господь изрек нечто страшное (4, с. 13–14).

12. Возбуждение охладевшей ревности

Добре, что идет борьба. Горе будет, если прекратится. А кажется, к тому идет, ибо если ревность ослабела, а к поддержанию ее ничего не предпринимается, то она совсем погаснет, как гаснет лампада, когда не подливают масла. Хорошо, что это вы предвидите сами и боитесь сего. Если боитесь, нельзя сидеть, сложивши руки. Соберитесь в себя и собирайте воедино все известные вам возбудительные истины христианские, начиная с творения и кончая Страшным Судом и тем, чем все закончится на вечную неизменность – или благую, или ужасную. Вместе же с сим молитесь к Господу вездесущему, да своими благодатными воздействиями пробудит душу от опасного засыпанья и дремоты (4, с. 137).

Благодарствую! Вы много меня утешили, извещая, что немного разбудили спящую душу. Еще и еще теребите ее и мучьте. Образ представления положения души, как значится у Исаия-отшельника, держите в мысли и извлекайте из него воодушевление. Во всем худом нашем участвует враг, льстя, грозя и обманывая обещаниями. Все это проходит в мыслях наших... Воображайте так: направо – Господь с истинными дарами, налево – враг, льстящий со злобным намерением поглотить вас. Или так: справа – рай сладостей истинных, слева – ад, вечно мучащий... И определяйте свои склонения воли (4, с. 138)!

13. Ревность о спасении – основа духовной жизни

Господь да раздувает искру ревности о спасении души, которая в вас. Сию хранить яко зеницу ока подобает. Ибо когда ее не станет, тогда и толковать не о чем и не для чего (4, с. 159).

14. Ревность к Богоугождению освежается страхом Божиим

Обновляйтесь непрестанно ревностию к Богоугождению, освежая ее каждый день и час страхом Божиим. Как-нибудь надо устроиться так, чтоб страх Божий не отходил. С умалением его – тотчас и уклонения в распутия, а когда он есть, то напечатлевает в мысли, как в каком случае поступить должно. Отошел страх – внимание рассеялось. Вот вы и ну пустословить с мирянками, кои были в гостях. Вы дали себе право на льготу в сем случае. Стало, вы в сердце сочли себя властною и строго себя держать, и распущенно, без всякого ответа. Строгое держание себя у вас – заслуга, а распущенность – право льготы, за которую взыску не будет. На деле не так: строгое держание себя есть долг сознанного рабства Богу, а распущенность – худое дело, суду и наказанию подлежащее. Спутались у вас понятия, и спутались оттого, что страх Божий отошел. Где страх, там душа держит себя в струнку, никакой вольности себе не позволяет (4, с. 191).

15. Значение ревности в духовной жизни

Если бывает у вас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному (9, с. 4).

16. Ревность о спасении как первое условие к достижению его

Если б не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными, ибо всем хощет спастися. Да тогда и совсем не было бы погибающих. А произволение наше не всегда разумно бывает, упорничает и Самому Богу не внимает. Вот и гибнем.

Так извольте заметить сей момент. Он всегда во всяком духе должен быть присущ, когда кто стоит на стороне спасаемых. Слагается он из следующих действий: после того как благодать возбудит чувство крайности положения, а благовестие укажет исход из него, к чувству беды приложить надо сознание, что сам во всем виноват, и раскаяться в том, уверовать в действенность предлагаемого образа спасения, возжелать сим именно образом спаститися и благонадежие в том возыметь, изъявить полную готовность всеусердно делать все, что указано будет, как условие спасения. Когда все сие произойдет в духе нашем, останется только к Таинствам приступить – и Богообщение совершится. Сведем итог: раскаялся, возжелал спасения в Господе и благонадежие в том возымел; эти действия суть действия покоющиеся, внутри происходящие и тамошним проявлением довольствующиеся. А последнее действие – готовность делать все, что потребуется – есть настоящая деятельная сила во спасение, поелику оно от нас зависит, источник спасительной деятельности и жизни спасенной. Эта готовность, пока нами одними изъявляется, слаба бывает; а когда благодать Божия внутрь вселится, тогда становится всесильною, не знающею препон, все преодолевающею. Она есть ненасытимая ревность о Богоугождении и всеусердном исполнении воли Божией, при всей вере в Господа и благонадежии спасения в Нем Едином. Она исполняет предвечное определение Божие – быти нам святым и непорочным пред Ним в любви184 (Еф. 1, 4), для чего и делает нас Господь ревнителями добрых дел (9, с. 84–85).

Я нарочно останавливаю внимание ваше на сей ревности, чтоб вы возревновали о ней. Ибо когда она есть с нашей стороны, то благодать Божия со своей стороны не пропустит делать все с преизбытком, так что, когда есть ревность сия в области веры и искания спасения, тогда все есть, и содевание нашего спасения, несомненно, бывает в ходу и идет к своему концу; а когда нет ее, то и ничего уже нет: не ревнующий о спасении не причастен спасения (9, с. 85).

17. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной

Ревность действенная, живая, горящая, неутомимая и есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святого Духа. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет – и погасла. Ревность же всегда горящая, постоянная и неутомимая бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом (9, с. 85–86).

Не смешайте ревность с ревностию. Ревность духовная вся истощается на угождение Богу и спасение души; она преисполнена страхом Божиим и непрестанное хранит внимание к Богу, всячески заботясь ничего не допустить ни в мыслях, ни в чувствах, ни в словах, ни в делах, что бы не было угодно Богу, как указывает ей совесть, которую она хранит чистою, как зеркало; сердце свое она блюдет от всяких прилеплений к чему-либо, кроме Бога и вещей Божественных, и надеждами своими переселяется в иной мир, отсекши все земные надежды. Она не чуждается и того, что нужно для временной жизни, но все сюда относящееся есть для нее придаток, а дело одно – Богоугождение и спасение (9, с. 86).

Бывает ревность и душевная, и ревность сильная. Но она вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует, не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея; кто о другом чем, житейском или гражданском.

Все это было бы ничего, но то беда, что когда какая-либо из сих ревностей завладеет вниманием и силами человека, то она погашает ревность духовную. Душевная ревность в лучших своих проявлениях, какие указаны, холодна к духовному и отбивает всякую охоту заниматься тем, что удовлетворяет ревность духовную. А о других ревностях и говорить нечего, как они противны духовной (9, с. 86–87).

Есть еще ревность суетная (о нарядах и подобном) и есть ревность злая – порочная и грешная, обращенная на удовлетворение страстям. Эти последние не охлаждают только ревность духовную, но совсем враждебны ей и, как в себе самих подавляют ее, если она как-либо зашевелится в совести, так и в других гонят ее и преследуют (9, с. 87).

Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой. Она прогоняет только суетную и страстную и показаться им не допускает в круге жизни человека, которым сама завладела. В одном только случае она и душевной ревности не дает хода – именно когда видит, что дела и занятия по удовлетворению сей ревности: науки, художества, мастерства, жизнь семейная, гражданские службы и должности – не дают простора ей самой, теснят ее, охлаждают и гасят. Тогда она человека, коим завладела, совсем исторгает из тех порядков жизни, коими заведывает ревность душевная, и уводит его туда, где тем только и занимаются, чтобы удовлетворять ее – духовную ревность. Вы догадываетесь, о чем здесь речь?!

Отгораживаю вам настоящую духовную ревность от всего стороннего, чтобы вы определенно видели, что она есть, и возревновали о ней.

Она есть тот огнь, который Господь пришел воврещи на земле и который, падши на земле естества нашего, поедает там все непотребное, а все потребное переплавляет и перечищает. Ее разумел апостол, когда писал к солунянам: Духа не угашайте (1Фес. 5, 19)185. Ибо хотя Дух сей есть Дух благодатный, но присутствие Его в нас свидетельствуется горением духовной ревности, и погашается Он, когда гаснет сия ревность. Ее же разумел он, когда поучал римлян: (будьте) тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающее186 (Рим. 12, 11).

Тщание и неленостность есть самая ревность; горение духом есть свидетельство ее присутствия и действенности: работание Господеви есть направление и дух сей ревности.

Направляя такую ревность, тот же апостол заповедует филиппийцам: елика истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика достохвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте. И Бог мира будет с вами187 (Флп. 4, 89). Вот о чем ревнует дух оживший, с Богом сочетанный и вследствие такой ревности сохраняющий такое сочетание. За то Бог мира пребывает с ним – благо, выше которого нет другого.

Должное также направление ревности определяя, пишет он к римлянам: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше. И не сообразуйтесь веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная188 (Рим. 12, 1–2). Обновление ума есть обновление духа нашего благодатию. Оживши, он отрешается от дел века сего и ревнует только о Богоугождении, всего себя принося Богу в жертву живу и святу, а потому и благоугодну Богови.

Так вот вам, что есть ревность, какова сила ее и каковы направления ее (9, с. 87–89)!

18. Что делает в нас ревность духовная

Она и резак, и нож, который весьма хорошо действует, когда отточен благодатию и направляется по ее же внушениям. Она и безжалостна бывает, когда вселится в сердце, и режет, не слушая криков режемого. Зато и дело при ней идет спешно и скоро приходит к концу, ибо не все – резанье. Когда все поотрежется, тогда ревность не ножом уже бывает, а стражем и всю лютость свою обращает на врагов спасения, от докучливости которых никто не свободен и бесстыдство которых никогда не оставляет покойным никого» (9, с. 91).

19. Колеблющаяся ревность дразнит врага

Что Черничка стала Беличкой – это значит, что решение прежнее было неглубоко: наиграно... и в сердце не вошло. Она только врага раздразнила, и он за это сильней наляжет на нее как [на] изменницу. Но если в прежнем решении было что Божие, то врагу не одолеть Господа. Он все же вырвет у него Свою избранницу (8, с. 39).

* * *

184

...чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви.

185

Имеются в виду фессалоникийцы и Первое Послание апостола Павла к Фессалоникийцам. – Изд.

186

...в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите.

187

...что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. И Бог мира будет с вами.

188

умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle