святитель Феофан Затворник

СВЯТЫЕ МЕСТА

1. О путешествии по святым местам. В душе надо Афон устроить. В пути больше искушений

Благослови, Господи, путь ваш. Но если бы вы прежде спросили, я бы сказал: «Сидите дома». От сего путешествия проку большого ждать нельзя, а беда может быть под боком... Искушения здесь поодиночке нападают, дорогою будут нападать десятками, а в Иерусалиме – сотнями (1, с. 11).

На Афоне оставаться поопаситесь. Сразу-то оно будто любо там... Но потом нападет дух уныния и тоски по родине и родных – невыносимые. Как угорелые мечутся туда и сюда... Я видел иных. П... остался там, купил келию, а теперь и келию готов за полцены продать, лишь бы домой поскорее... У нас свои есть Афоны: Валаам, Соловки... Да и так, в душе надо Афон устроить (1, с. 12).

2. Бог везде доступен. И Сам Он не ближе к Афону, чем к Елатьме

На Афоне побывать не худо, если нет помехи домашней. А если есть, то можно и дома просидеть. Бог везде доступен. И Сам Он не ближе к Афону, чем к Елатьме (1, с. 200).

3. Бог везде один: и на Афоне, и на всяком месте

Что келью имеешь – се добре! Но уж и порядки надо завести келейные. Порядки же сии требуют беспопечения. А у тебя хлопоты по сборам. Келейное уединение есть дело Марии, а хлопоты по сборам есть дело Марфино. Эти дела одно с другим вместе жить не могут. Сборы надо бросить. Толкуй всем, что в подобных приношениях не важно место, куда приносятся, а то, кому и в каком духе приносятся.

Бог везде один: и на Афоне, и во всяком месте (1, с. 200–201).

Отдохните теперь, наслаждаясь воспоминаниями о святынях виденных. Видите, какая благодать на Руси святой?! Как же можно, чтоб погибла она?! Вот Господь и открывает все понемногу. И есть надежда, что наконец все войдет в свою мерку. Даруй, Господи! Что Новгород?! Ничего почти не пишут о нем. Если что откроется, кроме газетного, поделитесь с нами (7, с. 12).

4. Наставления богомольцам

Собираетесь в Сергиев! Хорошо. Бог благословит. И еще пешком! В два и три раза хорошо! Чтобы не болтали другие, можно как-нибудь припрятать. А нельзя – пусть говорят. Но вы напрасно полагаете, что это будет приятная прогулка. Верст пятьдесят, может быть, пройдете не без приятности, а потом начнете чувствовать не то, что ожидаете. В два дня дойдете. На первом ночлеге узнаете, что значит пешеходство, если не знали его прежде. Не забудьте взять пузырчик водки с солью, на ночь натрете ею ноги. К вечеру-то они будут уж не свои. Натрете – к утру они немного отойдут. Утром уж не так пойдете, как из Москвы, но разойдетесь. Обратно можно и по чугунке, а то едва ли сдюжаете еще два дня пройти.

Но делайте так, как имеете предложение в сердце. Для Господа труд, Он даст и силу. И после что-нибудь даст – заметно или незаметно. И преподобный Сергий что-нибудь даст. Святым Бог дает способность видеть, что делают для них верующие, и слышать, о чем они их просят. Только бы все шло из сердца. Как телеграф в одно мгновение дает знать из Москвы в С.-Петербург и далее, так что в сердце зарождается в одно мгновение дает о себе знать тому, к кому обращено. Преподобный Сергий, как только вы загадали сходить к нему, уж посматривает на вас; когда начнете путь, тем больше будет смотреть, и еще больше, когда к нему в обитель придете, перенесши благодушно и с радостью труды путешествия. Так благослови, Господи! Только приятностей не ждите, а утомления, мозолей, ломоты в костях. Жертву готовьтесь принести, а не удовольствие снискать.

Идя дорогою, твердите непрестанно коротенькую молитовку, о коей я вам писал, а то мысли не знать куда занесут вас на просторе. Они могут занести вас и к тому, что и вообще не пристало думать, и тем паче шествующим на богомолье. Когда уморитесь твердить такую молитовку, берите какой-либо псалом и читайте его на память с размышлением. Читайте: Помилуй мя, Боже, или: Боже, в помощь мою вонми, или другой, какой знаете. Да не о том заботьтесь, чтобы прочитать его с начала до конца, а чтобы обдумывать и обчувствовать содержание его. В каждое слово вникайте, обставив его вопросами, зачем оно сказано и к чему ведет вас. Углубляясь так, вы и не заметите, как будут верста за верстою миновать вас. Читать псалмы на память с размышлением во время пути есть правило первых великих отцов Антония и Пахомия. У них было законом, чтобы, кто поступает к ним в ученики, непременно заучивал несколько псалмов на память. Кто не умел читать, тот прежде, чем выучивался читать, псалмы заучивал со слов другого. Выучив несколько псалмов, он должен был потом читать их и сидя за работою, и особенно идя куда-либо. Извольте сделать опыт подражания древним.

Не забудьте в обители исповедаться и причаститься Христовых Таин. Труд путешествия будет вместо трудов говения. Исповедаться теперь вам нетрудно после прошлой, так обстоятельно сделанной Исповеди. Ничего не скрывайте, чего не одобряет совесть, малое то или большое. Не упустите главного – слезку сокрушения. Одна слезка – и будете как выкупавшись или в бане помывшись (9, с. 237–239).

5. Есть путешествие до сердца, которое многотруднее и ценнее пред очами Божиими, чем по святым местам

Не надо думать, что Господь ближе к Киеву или Москве, Афону или Иерусалиму, нежели к другому месту. Место Его – сердце наше! И когда внидет и возвечеряет... вот и Иерусалим, и паче Иерусалима. О сем восхлопочем. Сердце в нас, но есть путешествие до сердца, и иногда оно длинно-длинно. Сие путешествие и многотруднее, и ценнее пред очами Господа, и многоплоднее. Кто его совершит, не захочет странствовать, а возлюбит сидеть дома один-одинехонек. Ни видеть, ни слышать, ни говорить, ни двигаться не хочет... Есть в нем видение дивное и предивное, которое поглощает все его внимание, всю любовь, всю заботу (11, с. 28–29).

6. Возвратившемуся из путешествия к русским святыням

С благополучным возвращением! Свой уголок – точно рай после отлучки. Так все испытывают. Так же бывает, когда кто после рассеяния возвращается ко вниманию и внутренней жизни. Когда мы в сердце, тогда дома, когда не в сердце, нет нас дома. И вот о чем паче всего подобает нам иметь заботу (8, с. 49)!


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle