святитель Василий Великий

Бесчувствие

Отчего бывает, что в уме как бы оскудевают благие мысли и попечения, угодные Богу? И как предохранить себя от этого?

Поскольку Давид говорит: воздрема душа моя от уныния (Пс. 118:28)6; то видно из этого, что бывает это от душевного усыпления и бесчувствия. Ибо в душе бодрственной и трезвящейся не оскудевают и попечение, угодное Богу, и благой помысел, а напротив, видит она, что сама для них недостаточна, потому что если телесное око недостаточно к рассмотрению даже немногих Божиих созданий, и не насыщается, посмотрев на что-либо однажды, но и непрестанно рассматривая одно и то же, не перестает, однако же, смотреть, то тем паче душевное око, если оно бодрственно и трезвенно, недостаточно к созерцанию Божиих чудес и судеб. Ибо сказано: судьбы Твои – бездна великая (Пс. 35:7), – и в другом месте: дивно ведение Твое для меня: мощно! не могу постигнуть его (Пс. 138:6); и многое подобное этому. Если же оскудевает в душе благой помысел, то явно, что оскудевает также в ней просвещение, не по оскудению просвещающего, но от усыпления того, что должно быть просвещено (5).

* * *

Отчего душа иногда сокрушается, и не употребляя об этом старания, и скорбь приходит на нее почти как бы сама собой, а иногда до того бесчувственна, что и принуждаемая не может прийти в сокрушение?

Таковое сокрушение есть дар Божий, подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить эту скорбь, или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении, и что нимало не извинительны отвергшие его по нерадению. А если кто и принуждаемый не может прийти в сокрушение, это служит обличением его небрежения в другое какое-нибудь время (потому что без размышления, без многого и непрерывного упражнения невозможно приступить к чему-нибудь вдруг и превозмочь это), а вместе показывает, что душа обладает другими страстями, которые не дозволяют ей свободно действовать в том, чего она хочет, по началу, изложенному апостолом, сказавшим: а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю, и еще: потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7:14, 15, 17); причем Бог, нам же во благо, попускает и этому быть, чтобы душа тем, что терпит невольно, доводима была до сознания, кто ею обладает, и познав о самой себе, в чем она невольно служит греху, освободилась из дьявольских сетей, обретая Божие милосердие готовым к принятию истинно кающихся (5).

* * *

6

В переводе П. Юнгерова: ослабела душа моя от нерадения.



Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ИМУЩЕСТВО (ИМЕНИЕ) праведный Иоанн Кронштадтский

2. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ВЕСЕЛЬЕ святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Благочестие святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Блага земные святитель Григорий Богослов

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Наружность преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – БЕССОВЕСТНОСТЬ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

7. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – МЫТАРСТВА святитель Феофан Затворник

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Еда (при немощи) преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Время святитель Тихон Задонский

10. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 32. О том, что братия не должны огорчаться, когда слабосильным оказывается пощада святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle