святитель Феофан Затворник

СМИРЕНИЕ

1. Говорить и чувствовать, что никуда не гож, – дело хорошее

И говорить, и чувствовать, что никуда не гож, – дело хорошее. Стало, у вас эта сторона в порядке. Что хлопоты есть, так как же без них-то?

...Надо позаботиться, чтоб все это меньше осуечало... при всех хлопотах держать душу не суетящейся (1, с. 19–20).

Немощи свои видеть, жалеть об них и к Богу, по причине их, прибегать – се есть начало доброго пути. Когда это есть, поддерживайте сии расположения: повсюдные опасения за себя, боязнь падений и остерегательность (1, с. 21).

Но при этом добром расположении надо предохранять себя от излишества, меру надо знать и этому, а то в уныние впадешь, а далее – в отчаяние. При всех слабостях веруем, что Господь не хочет смерти грешника и что, следовательно, когда самоохотно не отдадимся немощам, Он не попустит нам пасть (1, с. 21).

2. Помнить о своей грешности и почитать себя достойной наказания полезно для души

На свою часть берете, что болезнь мужа за ваши грехи. И сие добре! Добре и то, что помните о грешности и почитаете себя достойною наказания за нее. И апостол Павел во всю жизнь не забывал, что был гонитель Церкви, хоть трудами своими для Церкви мог загладить грехи десяти гонителей (1, с. 122).

Вам пригоже при чувстве грешности и чувство великой милости Божией. Судьбу свою вы предали в руки Божии. Добре, добре! Самое безопасное дело! Пусть будет так, как св. воле Божией угодно! В сем и стойте (1, с. 123).

3. Преуспеяние в смирении – верное свидетельство стояния на добром пути

Очень утешительно видеть, как преуспеваете вы в смиренных чувствах ваших. Тут верное свидетельство стояния на добром пути. Благослови вас, Господи, паче и паче смиряться (2, с. 6)!

4. Смирение – основа всего, без него сердце замкнется и все доброе в нем задохнется

Смирение – основа всего! Как отойдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно. У вас есть это. Не теряйте, а паче и паче развивайте сие чувство (2, с. 88).

5. Нормальное отношение к Богу – болезненное сокрушенное припадание: «Имиже веси судьбами, спаси мя!»

Нормальное к Богу наше отношение есть болезненное с сокрушением Ему припадание в сердце с воззваниями: «Имиже веси судьбами, спаси мя!» В руки Господни надо положить себя, да творит в нас и с нами, что Его святой воле угодно, только бы спас (2, с. 88).

6. Смирение и дух сокрушенный должны составлять фон нашей жизни

Смирение и дух сокрушенный должны составлять фон вашей жизни, как и всякого в истинном духе Христовом живущего (3, с. 230).

7. Напоминание о смирении

Готовясь к Святому Причастию, вы все повторяли один стишок хороший и спрашиваете, можно ли так продолжать? – Можно. Коротенькие молитовки, как скоро какая падет на сердце, заучивайте и чаще повторяйте, сколько бы их ни собралось. Из них составится многострунная псалтирь, и бряцайте, услаждая слух духовный. Что вы стараетесь не давать себе никакой поблажки, доброе дело. Надо держать себя в струнку, как солдат в строю... Да не склонитесь на самомнение и самоцен. Боже, упаси! Слыша иногда вразумления свыше, вы, натурально, можете подумать, что вы особа, из ряду выдающаяся, а между тем это скорее есть свидетельство немощности вашей, а не силы. Смиряйте себя сим помышлением... и чаще напоминайте себе о своих оплошностях, которых немало у всех нас бывает. Да хранит вас Господь в смирении. Вы хорошо делаете, что нередко ходите в общую трапезу, куда как хорошо! Сестры роптать не будут и к порядку приучатся. И вам самим это полезно, меньше шириться будете (3, с. 236–237).

8. Смирение и терпение – правители жизни духовной

Терпение и смирение – правители жизни духовной. Первое держит земные порядки, второе властвует над небесными... и держит их, или они держатся сами в нем, по любви своей к нему (3, с. 244).

9. Глубокое чувство смирения – признак правильной духовной жизни

Как восхитителен ваш аттестат: «Я такая скверная, такая нетерпеливая, смею роптать... Ничего не делаю, чтоб быть близкою Господу. Хуже меня не было никого и не будет». Особенно последнее многоценно. Если где-нибудь на свете ставят 100 баллов, то и вам следует поставить эту отметку.

Такие приговоры были бы очень бедственны, если б не было прописано: «Как бы хотелось сделаться хоть на чуточку получше».

Се наше дело – стремиться вперед к лучшему, а назади ничего не видеть достойного одобрения. И извольте по сей норме усовершать свою нравственность. Будет успех непременно (4, с. 5).

10. Смирение и терпение – путь к преуспеянию в делах и степенях по службе

Кто шествует путем смирения и терпения, тот не бывает в ущербе... Они путь к прочному преуспеянию и в делах, и в степенях по службе (4, с. 66).

11. Сокрушение и смирение сердца

Трудитесь над собой всеусильно, и Бог поможет вам преусилить. Целью имейте дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Когда они есть, это значит, что вы в должном настроении. Сии чувства должны быть постоянно присущими в сердце. И тогда – покров Божий и во всем духовном благопоспешество и успех. Тогда внимание к Богу стоит прочно и память Божия неотходна (4, с. 136–137).

12. Смирение – главное оружие в духовной брани

Нечего вам повторять, что несокрушимое оружие против врагов есть смирение. Смирение трудно достается. Можно считать себя смиренным, не имея и тени смирения. Одним размышлением не усмиришь себя. Лучший или единственный верный путь к смирению есть послушание и отречение от своей воли. Без сего можно развить в себе сатанинскую гордыню, смиренничая в слове и положении тела. Остановитесь, пожалуйста, на этом пункте и со всем страхом разберите порядки жизни вашей. Есть ли в ней послушание и отречение от своей воли? Из всего, что вы делаете, что делаете вы не по своей воле, не по своему разуму и смышлению? Делаете ли что-либо нехотя, потому только, что приказано, из одного послушания? Рассмотрите, пожалуйста, и скажите. Если ничего нет такого, то порядки жизни вашей не приведут вас к смирению. Как ни смиряйте себя в мыслях, без смирительных дел не придет смирение. И надобно подумать хорошенько, как это устроить (4, с. 162).

13. Значение смирения в деле спасения

Смирение паче всего блюдите и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет. Были люди, которые одним смирением без подвигов спаслись, а без смирения никто не спасался и не спасется (4, с. 169).

14. Мера преуспеяния – сознание своей негодности

Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности в полном значении сего слова, без всяких ограничений, так что, коль скоро дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло криво. И опасно. Подсядет враг и начнет отводить глаза, а тут камушек подбросит, споткнуться можно. Душа, дающая себе цену, точь-в-точь ворона, уронившая сыр. Помоги вам, Господи, усовершиться в сем невидении своих дел и трудов (4, с. 172).

15. Как испытать свое смирение

Называете себя худшею всех сестер. Слава Богу, если это не один язык говорит. Но если какая сестра придет и разбранит вас, да еще понапрасну, что с вами будет? Если почувствуете, что этого мало, удесятерить следует, – это будет значить, что вы и в чувстве грешница, а если не будет сего, сердце, значит, полно чувства праведности. Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное, так что, коль скоро нет его, все не впрок. Заучите сие хорошенько (4, с. 180).

16. Смирение есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово

Гонитесь за смирением, всегда отбегающим. Оно есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово! Ради него все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет, а без него никакие строгости не помогут (4, с. 199).

17. Смирение – паспорт в рай

Со смирением и без больших подвигов в рай попасть можно, а без него, как без паспорта, не пустят в рай Божий, который весь исполнен смиренниками (4, с. 211).

18. Вразумление о мнимом и истинном смирении

Слава Богу, что вы трудитесь и смирять себя не забываете. Смирение себя еще не смирение, а желание и искание его. Помоги вам, Господи, достигнуть его. Есть дух прелести, который не знать как обходит душу лукавством своим и запутывает ее помышления так, что она думает, будто смиренна, а внутри скрывает гордое самомнение. Вот и надобно пристально смотреть в сердце. Лучше всего пригожи тут смирительные внешние отношения. Но как их нет, то сами над собою трудитесь, навыкая смотреть на всех как из-под горы на гору, а не как с горы под гору (4, с. 215).

19. Смиренные о себе мысли и чувства – ангельские чувства

Ваши смиренные о себе мысли и чувства суть ангельские чувства. Как совершенны и как светлы Ангелы?! А они все смиренны, смиреннее всех людей. Смиренная душа всегда светла. Омрачение души начинается, когда она станет много о себе думать, ибо это дело темных сил (9, с. 57).

20. Чувство благодарения за внутреннее добро есть проявление смирения

Чувство благодарения за внутреннее добро с помощию Божиею есть тоже проявление смирения, как самоуничижение – за свое худо. От благодарения за Божие содействие в добре должно прийти чувство вседействия Божия в нас о Христе Иисусе, каким полна была душа св. Павла: Не аз, но благодать 201 ... живет во мне Христос 202 ... вся могу о укрепляющем... Вас смиряет всесовершенство Божие, которое поставлено нам в образец: Якоже Отец ваш (6, с. 64–65).

21. Смирительные попущения

Благодарение Господу за все сие... После хорошества вы испытываете, что враг нападает. Это Господь попускает, чтобы закрыть доброе испытанное, чтоб, засмотревшись на него, душа не надмилась.

У врага же одно побуждение – мщение и зависть... Чает он: авось собьет с толку... Господь же обращает это в средство к смирению испытывающего сие... Но ненадолго попускает, ибо, как только воззовет кто, тотчас помощь от Господа и враг отходит (6, с. 65).

22. Смирение – самый надежный путь к наследию Царствия Небесного

Самый надежный путь к наследию Царствия есть смирение. Оно, когда укоренится в душе, принесет и упование спасения (8, с. 16).

23. О смирении и любви

«Смирения и любви нет». Пока их не будет – и ничего духовного не будет. Духовное зарождается и растет вместе с их зарождением и возрастанием. Они то же для души, что стеснение плоти для тела... Смирение приобретается делами смирения, любовь – делами любви. Извольте так делать (8, с. 203).

* * *

201

не я... а благодать (1Кор. 15, 10)


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle