святитель Феофан Затворник

ТЕРПЕНИЕ

1. Терпение в искушениях

Что терпения мало... может быть, есть следствие некрепкого здоровья и впечатлительности. И это надо терпеть, т.е. то, что терпения мало. Но оно будет крепнуть от времени, только не надо поддаваться нетерпеливости (1, с. 21).

2. В тесноте лучше жить, чем в широте

«В терпении вашем стяжите душу вашу». В тесноте лучше жить, чем в широте. Такая, как у вас, самая легкая. Плод же от ней не менее значителен и прочен, как и от других тяжелейших, и это есть великая милость и снисхождение Божие (1, с. 124).

3. Значение терпения в духовной жизни

Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть. Но тяжесть чувствуется только во время напраслины или беды. После же всего сглаживается. Сгладится и то, что вы теперь терпите. Воодушевляйтесь. Все пройдет.

Между тем сильнее восставляйте веру, что все от Господа. Не беда только крупная, но и всякая встреча от Него. А Он единое имеет в намерении – спасение наше. Принимайте же все как живительное врачевство, хоть и горькое, но полезное.

Когда бьет Господь, не праведно ли подумать, что, верно, есть за что. Итак, посмотрите, что такое есть, за что бьет, и исправьте то. Для испытания скорби посылаются праведным, а нам, скорее, в наказание и призывание к покаянию. Если верите, что Господь есть врач и такой врач, который не станет тратить лекарств попусту, то, когда отвратится неисправное – не в делах, а в чувствах и мыслях, – тогда прекратятся и скорби (2, с. 203–204).

4. Против похотливости. Надо утешаться будущим счастьем

Что смущает вас в окружающем и чего вы не в силах отстранить, оставляйте то на волю Божию, смиряясь, как вы выписали из Петра Дамаскина, пред перстом Божиим, который ничего не допускает для нас такого, из чего бы мы не могли извлечь для себя пользы духовной. Стало быть, в таких случаях подобает только сесть и рассмотреть, что бы такое хотел Господь преподать мне ими, молясь вместе, чтоб Он не оставил просветить ум ваш и дать ему узреть осязательно намеренья Божии. Когда это достигнется, тогда само собою изыдет из сердца воззвание: «Слава Тебе, Господи!» А вместе с тем исчезнет и всякая горечь, залезшая в сердце.

Зачем то и то не позволяется и пр.? Затем, что Господь находит то для вас ненужным, бесполезным, а может быть, даже и вредным. Удостоверьтесь, что так есть. И успокойтесь.

Будущее счастие, коим стараетесь утешить себя, какое это? Здешнее или загробное? Коли здешнее, то, конечно, от этого нечего ожидать. А если будущее, то не понимаю, как оно может быть не утешительно (2, с. 207–208).

5. О совершенстве терпения

Терпение дело совершенно да имать, т.е. надо его выдерживать как следует, чтоб оно ни в чем не недостаточествовало. Совершенство терпения – благодушно терпеть, а паче с радостию, и благодарить Бога за обстоятельства, терпеть заставляющие, как за благо прямое и существенное. Восставьте веру, что, терпя напраслину, вы причастными становитесь чина мучеников, и радуйтесь тому. Ибо так есть воистину. А допущая скорбь и жалость к себе, будто заделанной, вы умаляете цену того, что вам дает Господь в руки (2, с. 213–214).

6. Претерпевый до конца спасен будет

Вы заключили свои строки: «А пока терпи». Да, терпи, казак, атаман будешь. Это обетование держите в мысли и сердце... только другими словами... терпением стяжевайте душу, т.е. спасайте. Ибо претерпевый до конца спасен будет. А это кто такой? Кто, несмотря на противление своим добрым намерениям со стороны житейской обстановки и всего внешнего течения жизни, держит путь неуклонно по тому, как решил, с единственною целию благоугодить Богу. Сие весте и, как пишете, творите. И слава Богу (4, с. 144)!

7. Замечание за недостаток терпения

Вы оскорбились. Оскорбиться каким-нибудь невниманием – значит считать себя стоящею внимания и, следовательно, ценить себя высоко в сердце, иначе, высокосердою быть. Хорошо ли это? Терпеть, хоть быто напраслину, есть ли долг наш? Конечно. Когда же мы начнем его исполнять? Ведь когда дана заповедь терпеть, то надо всякий случай неприятный перетерпевать, не пропуская, и перетерпевать с радостию, без нарушения мирных отношений. А мы с вами ныне пропустим такой случай, да завтра пропустим. Скажете: это мелочь, что тут и терпеть? Но если мелочи такой не умели мы перетерпеть, куда же потерпеть нам больше? С маленького бы начинать хоть (4, с. 235).

8. Как исполнить заповедь об ударении в ланиту

Господь сказал: когда ударят в ланиту, подставь другую; а тут муха пролетела да крылом зацепила, и то мы на дыбы. Скажите, готовы ли вы исполнить эту заповедь Господа об ударении в ланиту? Верно, скажете: готова. Но ведь случай, о котором писали, представляет именно это. Ударение в ланиту не буквально только надо понимать. Под этим должно разуметь всякий вообще поступок ближнего, которым, как нам кажется, не отдано нам должного внимания и почета, которым чувствуем себя униженными, от которого страдает, как говорят, гонор наш. Всякий такой поступок, хоть он самый маленький: взгляд, мина и пр. – есть ударение в ланиту; и его не только надо перенести, но быть готову еще на большее унижение, что и будет соответствовать подставлению другой ланиты. Что у вас было, было бы похоже на ударение в ланиту – легонько. Вы же что? Подставили другую? Нет, не только не подставили, напротив, сдачи дали. Ведь уж дали сдачи, ведь уж дали почувствовать, что имеете нечто. Стало быть, мы с вами – не тронь меня. И стало, куда же гожи? И как можем считаться ученицами Христовыми, когда заповедей не исполняем? Вы бы рассудили только: да стоите ли вы какого внимания? Если б в сердце было это чувство недостоинства, никакой обиды не почувствовали бы вы. Этот маленький случай считаю довольно большим и для внутреннего, и для внешнего вашего. Извольте построже просмотреть – и удостоверитесь. И что еще может быть?! Благодать отступит. Тогда что мы будем делать? Тогда все подкрепительное отойдет, а пожелание и страсти, как голодные псы, с цепи сорвавшись, начнут грызть и терзать – только поворачивайся. Маленького не потерпели, надо будет это большое потерпеть. Сохрани вас, Господи! Ой! Смотрите! Улетит птичка; кто знает, дастся ли опять в руки (4, с. 235– 236)?

9. Рецепт от нетерпения

Что такое сделалось с афонцами, что не шлют «Невидимую брань»? Верно, нечего делать, как прописать себе: «Терпения – столько-то, смирения – столько... уважения к делам других – столько-то... Столочь все в ступе благоразумия, всыпать в стакан слез... и принимать по чайной ложке, как только покажется ропотливость нетерпения... Вот и рецепт (6, с. 136).

10. Терпение – часть мученичества

Все, что вы потерпели в этих обстоятельствах и еще терпите, есть частичка мученичества ради того, что терпите напраслину. Не лишайте же себя чести сей и не тяготитесь. – Терпите ведь?! Бог даст терпение. Приложите же к Божию дару свое произволение и терпите охотно и радостно, да терпение ваше дело совершенно имать (6, с. 197).

11. Терпение в жизни – фон в картине

Терпение в жизни – что фон в картине: всюду оно требуется. Но настоящее терпение есть дар Божий и подается ищущим и, хоть через силу, напрягающимся удерживать его при смущениях, неурядицах и нападках. Дух истинного терпения – предание себя в волю Божию всецело, с готовностию все принимать как от руки Господней, при полной уверенности, что все то душеспасительно именно для нас, хотя как – и невидимо нам. Сии стихии терпения почаще надо поновлять в уме и сердце или во всякой молитве, терпение и будет всегда наготове, как ни потребуется. И как только покажется что неблагоприятное, тотчас спешит стать на камень предания себя Богу (6, с. 207).

12. О терпении клеветы

Я немного знаю, как тяжело терпеть клевету. Она – грязь, но грязь целебная. Терпите; придет срок... Врач душ снимет эту горчицу. И Господа поносили... «ядца и пийца»... «друг мытарям и грешникам»... «беса имать»... Быть причастною поношений Господа – великая слава! Смиряться при сем – смиряйтесь, но не теряйте нравственной крепости духа и блюдите сознание, что, не будучи осуждены совестию, всегда смело можете воззреть к Господу или дерзновенно стоять пред лицем Его. Что сего дороже?..

Делайте свое; а как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди же и себя плохо знают, тем паче других (6, с. 212).

13. Совет о терпении

Со скорбями находящими – что другое делать, как не терпеть? Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает и что потому все бывает во благо нам. От нас зависит только надлежащим образом воспользоваться всем, что случается. Но если и одно только терпение явим – и то доброе себя есть держание пред Богом (8, с. 17).

Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле и все во благо нам – настоящее (8, с. 19–20).

Все надо благодушно терпеть, не унывая по той вере, что все исходит от Господа Всеблагого и все к нашему истинному благу (8, с. 23).

14. Значение терпения

Не напрасно сказал св. Павел: «Терпения имате потребу». И терпите. Терпением стяжевается душа – покупается будто с торгу (8, с. 19).

15. Терпение без воли не бывает

Когда перетерпеваете, значит – терпите. А что при этом больно, как же иначе-то? Если б не больно, нечего было бы и терпеть. Верно, сердце ваше очень впечатлительно и глубоко поражается случающимся. Это не от произвола, потому не ставится в вину. Вина пойдет от того, что бывает вследствие чувств. Если серчаете, досадуете, бранитесь, ропщете. Если же, хоть и больно, терпите без роптания, то иначе и нельзя, по вашему настроению (8, с. 37)


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle