Толкование на 1-е послание апостола Петра
Блаженный Феофилакт Болгарский приобрел опыт в объяснении Священного Писания, когда, будучи ритором Великой Церкви, наставлял народ. Большинство его письменных толкований возникли по просьбе греческой императрицы Марии, которую он называет своей благочестивой покровительницей. Эти труды стали выдающимся обобщением и переложением сложившихся святоотеческих традиций, в первую очередь наследия антиохийской богословской школы и святителя Иоанна Златоуста.
Как правило, автор представляет сокращенные версии обширных толкований древних отцов Церкви, заимствуя только необходимое для понимания текста. В комментарии включены и его собственные объяснения, которые часто касаются споров с еретиками, особенно поздних, и вопросов диалога с латинянами.
Благодаря ясному, лаконичному изложению и четким смысловым акцентам, его комментарии были доступны широкому кругу читателей, получили повсеместное распространение и оказали значительное влияние как на византийское, так и на западноевропейское богословие.
В «Толковании на 1-е послание апостола Петра» (5 глав) раскрывается тема нового рождения в Иисусе Христе, разбирается вопрос о терпении в жизненных испытаниях и укреплении надежды на спасение, которое было предвозвещено древними пророками.
Автор говорит о необходимости следовать примеру Христа, соблюдая Его заповеди. Он пишет об обязанностях членов семьи и верующих в обществе, подчеркивает ценность семьи и послушания, основанные на примере ветхозаветной жены Сарры.
Блаженный Феофилакт раскрывает символизм Крещения, призывает к борьбе со страстями и искушениями через стяжание скромности и смирения.
Оглавление первого послания святого апостола Петра
О возрождении во Христе. – О терпении в испытаниях и о спасительной вере, предвозвещенной пророками. – О надежде и освящении, и о твердом поведении, требуемом усыновлением. – О жизни, достойной усыновления во Христе на пользу и внешних (язычников) в славу Божию. – О подчинении начальникам, братолюбии и богочестии, где: а) о подчинении рабов господам и незлобивом терпении ради Христа, б) о повиновении жен, их единомыслии с мужьями, и спасении, подаваемом от Духа, по образу Сарры, в) об обязанности мужей к женам, г) о кротком незлобии ко всем, образец которого представляет человеколюбие Божие, явленное при Ное, и сострадание Христово к нам, являемое в крещении. – Об отложении худых дел, и о принесении плодов Духа по различию дарований. – О том, что по общению со Христом должно побеждать чувственные страсти и с упованием на Него переносить вред от других. – Увещания пастырям заботиться о стаде. – Об общем всем смиренномудрии в отношении ко всякому для победы над диаволом. – Молитва о совершенстве верующих.
Содержание первого послания святого апостола Петра
Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере. Прежде всего он объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, как и искупление Кровию Его было предсказано чрез них, и что иудеям и язычникам возвещено все то, во что желают проникнуть ангелы. Потом он убеждает тех, к кому пишет, вести себя достойно Призвавшего их, увещевает их почитать правителей, а женам и мужьям заповедует единомыслие. Предложив далее несколько нравственных увещаний, объявляет, что Господь во аде проповедовал о спасении и воскресении, для того, чтобы прежде умершие воскресли, и судимы были в теле, и в благодати воскресения пребыли; присовокупляет, что всему приблизился конец, и все должны быть готовы отдать отчет Судии, и затем оканчивает послание.
