Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Блаженный Феофилакт Болгарский приобрел опыт в объяснении Священного Писания, когда, будучи ритором Великой Церкви, наставлял народ. Большинство его письменных толкований возникли по просьбе греческой императрицы Марии, которую он называет своей благочестивой покровительницей. Эти труды стали выдающимся обобщением и переложением сложившихся святоотеческих традиций, в первую очередь наследия антиохийской богословской школы и святителя Иоанна Златоуста.
Как правило, автор представляет сокращенные версии обширных толкований древних отцов Церкви, заимствуя только необходимое для понимания текста. В комментарии включены и его собственные объяснения, которые часто касаются споров с еретиками, особенно поздних, и вопросов диалога с латинянами.
Благодаря ясному, лаконичному изложению и четким смысловым акцентам, его комментарии были доступны широкому кругу читателей, получили повсеместное распространение и оказали значительное влияние как на византийское, так и на западноевропейское богословие.
В предисловии к «Толкованию на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла» (16 глав) автор раскрывает исторический и духовный контекст написания этого важного апостольского послания. Коринфская община, несмотря на свое богатство и внешнюю мудрость, столкнулась с рядом серьезных проблем после принятия христианства. Блаженный Феофилакт указывает, что причины этих нестроений – разделения на партии среди богатых и мудрых, порицание апостола Павла, вопиющие случаи безнравственности (как сожительство с мачехой), употребление идоложертвенного, судебные тяжбы у язычников, беспорядки в церковной жизни (длинные волосы у мужчин, неподобающее поведение на трапезах, отсутствие милосердия), превозношение духовными дарованиями и сомнения в учении о воскресении.
Ключевым корнем всех этих зол автор называет «внешнюю мудрость» и связанное с ней высокоумие. Именно с целью исправления этих заблуждений и преодоления высокоумия, ставшего источником церковных разделений, апостол Павел и написал свое послание.
Основные темы послания: обращение к учению Христа и Его заповедям, соблюдение моральных норм, уважение друг к другу, преодоление разногласий.
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Предисловие к Первому посланию к Коринфянам
Коринф, славившийся большим богатством, и мудростью, хотя уверовал во Христа, но, уверовав, находился в опасности отпасть от Христа. Ибо богатые составляли свои партии, а мудрецы – свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека. Кроме того, один из них смесился с мачехой; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред эллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались. Причиной же всех этих беспорядков была внешняя мудрость; ибо она есть мать всех зол для тех, которые верят ей во всем. Посему Павел пишет послание в Коринф с целью исправить все это. Поскольку же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия; то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему-то высшему. Поэтому Павел и начинает следующим образом.
