Беседы на 1-е послание к Коринфянам*
«Беседы на 1-е послание к Коринфянам» (44 беседы) произнесены свт. Иоанном Златоустом в 392-393 гг. в Антиохии.
В 7-й беседе святитель развивает тему непостижимости Бога и Божественного домостроительства и резко критикует аномеев (крайних ариан) за склонность к чрезмерной рационализации христианства и к отрицанию в нем мистического измерения.
В 24-й беседе, говоря о таинстве Евхаристии, свт. Иоанн указывает, что чаша благословения, чаша Евхаристии – содержит в себе именно ту самую кровь, которую Христос излил на кресте и которая истекла из Его прободенного копьем ребра. Допуская реальное пpиcyтcтвиe крови и плоти Христа в Евхаристии, свт. Иоанн признавал тождество крови Евхаристической и излитой на Голгофе за нас. Христос, уничтожив ветхозаветное жертвоприношение как несовершенное, учредил вместо него Свое новое, в котором предлагает в жертву Самого Себя, и значит, Евхаристия есть жертва, в которой закалается Сам Агнец Божий.
В 26-й беседе святитель употребляет термин «единосущный» в отношении Божественных Ипостасей: «Если глава жены – муж, а глава единосущна с телом, глава же Христу – Бог, то Сын единосущен Отцу».
В 40-й беседе приводятся важные сведения по истории таинства Крещения и «тайной дисциплины» (disciplina аrcani), а также цитируется фрагмент антиохийского символа веры, который произносили крещаемые перед вхождением в купель на ночном пасхальном богослужении.
Свт. Иоанн Златоуст говорит о единстве Церкви (Беседы 1,30,32). На земле существует единая вселенская Церковь, и, хотя она распространена по многим местам и отделена большими расстояниями, ее связывает воедино «общий для всех Господь», так что Церковь все равно остается целым Телом, различные части и члены которого составляют поместные Церкви. Разрушение царствующего в Церкви единства веры и любви, производимое еретиками и раскольниками, святитель считает великим злом и тяжким грехом, который не может быть смыт даже кровью мученичества (Беседа 3).
Свт. Иоанн затрагивает такие темы, как непостижимость Бога и единство Церкви (Беседа 1), грех и добродетель (Беседы 9,14,17,18,22,31,35), значение и похвала любви (Беседы 32,33,34). Святитель выступает против суеверий (Беседа 12), театральных зрелищ (Беседы 5,12), духоборцев и манихеев (Беседы 29,38), пристрастия к деньгам и роскоши (Беседы 10,11,13,14,16,21,30,35,36,37). Он приводит доказательства истины воскресения (Беседа 17), говорит о пользе милостыни (Беседы 15,16,21,36), жизни будущего века и значении покаяния (Беседа 23), дает наставления супругам (Беседы 19,26) и др.
Беседа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Содержание первого послания к Коринфянам
Коринф, ныне первый город Греции, в древности славился многими удобствами жизни и в особенности богатством; потому один из внешних (языческих) писателей назвал его богатым местом1. Он лежит на Пелопонезском перешейке и был весьма важен в торговом отношении; также был наполнен множеством риторов и философов; и один из семи так называемых мудрецов происходил из этого города. Это сказано нами не из тщеславия и не с целью показать ученость, – что в самом деле за важное дело знать это? – но потому что имеет отношение к предмету послания. Много пострадал в этом городе Павел; здесь ему явился Христос и сказал: «но говори и не умолкай,... потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян.18:9–10); здесь он оставался два года. Здесь был изгнан злой дух, от которого иудейские заклинатели много потерпели; здесь рассеявшиеся (жители), собравши волшебные книги, сожгли их, по исчислению на пятьдесят тысяч драхм2. Здесь же, при проконсуле Галлионе, Павел был бит пред судилищем3. Диавол, видя, что великий и многолюдный, славный богатством и мудростью и главный в Греции город принял истину, а дела афинян и лакедемонян, которых владычество давно пало, были в жалком состоянии, – видя, что жители его с великим усердием принимали слово Божие, что делает? Он разделяет их, так как знал, что и самое сильное царство, разделившись само в себе, устоять не может. Для исполнения своих козней он воспользовался богатством и мудростью жителей. И вот между ними образовались отдельные партии: некоторые самопроизвольно объявили себя предстоятелями народа, который приставал то к одним, то к другим, к одним как богатым, к другим как мудрым и способным научить чему-то большему; а эти, привлекши его к себе, хвалились, что они преподают лучшее учение, нежели апостол, – на что намекая, он и говорил: «я не мог говорить с вами,... как с духовными» (1Кор.3:1). Очевидно, что не от собственного его бессилия, а от их немощи произошло то, что они не услышали многого. На то же он указывает, когда говорит: «вы... без нас обогатились» (1Кор.4:8). Такое разделение церкви было делом не маловажным, но самым пагубным. При этом там был допущен и другой грех: некто, живший со своей мачехой, не только не встретил укора, но еще управлял народом и своим сообщникам подавал повод к высокомерию; потому (Павел) и говорит: «и вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (1Кор.5:2). Кроме того, некоторые, почитавшиеся «совершеннейшими» по чревоугодию вкушая от идоложертвенного и участвуя при возлежании в капищах, позволяли себе всякую скверность. Еще иные, имея тяжбы и споры из-за имущества, обращались с своими делами к внешним судилищам. Также многие ходили у них с отпущенными волосами; им он и повелевает остричься. Был и другой грех немаловажный, – именно тот, что они в церквах вкушали пищу отдельно друг от друга и не уделяли нуждающимся. Затем погрешали еще в том, что превозносились (духовными) дарованиями и соревновали в них между собой, что всего более и разделяло их церковь. И учения о воскресении держались не твердо; некоторые из них не очень верили воскресению тел, страдая еще недугом языческого заблуждения. А все это происходило от бессмыслия внешней философии; она была матерью зол; оттого и разделились они, научившись этому также от философов, которые восстали друг против друга, постоянно из любоначалия и тщеславия противореча учению один другого и стараясь к прежнему прибавить что-нибудь новое. Они страдали таким недугом потому, что во всем полагались на свои умствования. Коринфяне прислали Павлу послание чрез Фортуната, Стефана и Ахаика, с которыми и он отправляет свое послание, как говорит он в конце послания: впрочем (они писали) не о всем, а только о браке и девстве; потому он и сказал: «а о чем вы писали ко мне» (1Кор.7:1). Он пишет о том, о чем они писали и о чем не писали, обстоятельно разведав о всех их погрешностях. С посланием он отправляет к ним и Тимофея, зная, что хотя и послание будет иметь большую силу, но не малую пользу принесет им также присутствие этого ученика. Так как те, которые были причиной разделения церкви, стыдясь показаться делающими это из честолюбия, прикрывали свою страсть тем, будто они преподают совершеннейшее учение и будто сами мудрее других, то Павел прежде всего восстает против этого недуга, желая вырвать корень зла и прекратить происшедшее отсюда разделение, и восстает с большой силою. Ведь они, преимущественно пред всеми, были учениками его, как он сам говорит: «если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы» (1Кор.9:2). Притом они были слабее других, как он же говорит: «я не... говорил с вами,... как с духовными,... ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах» (1Кор.3:1–2). Говорит же так, чтобы они не подумали, что он говорит о прошедшем времени, – поэтому и присовокупляет: «да и теперь не в силах». Впрочем, вероятно, не все были преданы порокам, но были некоторые между ними и весьма благочестивые. На это указывает он в средине послания, когда говорит: «для меня очень мало значит, как судите обо мне вы» (1Кор.4:3), и прибавляет: «это... приложил я к себе и Аполлосу» (1Кор.4:6). Таким образом, поскольку все зло происходило от гордости и от того, что (некоторые) почитали себя знающими более других, то он низлагает ее прежде всего и начинает так:
* * *
Настоящие беседы произнесены святителем в Антиохии около 390 года. Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»
αφνειον. Гомер в Илиаде, II, 570.
Это происходило в Ефесе. (Деян.19:14–19).
Т.е. Сосфен при Павле. (Деян.18:17).