Источник

§ 159. Св. Амвросий Медиоланский. Жизнь его.

После св. Илария никто из пастырей Запада не имел столько влияния на современное состояние Запада, как св. Амвросий епископ Медиоланский (Миланский). Сын префекта Галлии и Испании, он еще в детстве подавал отцу большие надежды на себя766. Но отец скоро умер. Вдова – мать с двумя малолетними сыновьями и дочерью переселилась из Трира в Рим – туда, где были средства дать лучшее воспитание детям; Амвросий и Сатир получили блистательное образование в словесности и правоведении; сестра Марцеллина, после смерти матери, нежно заботилась о юных братьях. Оба брата вступили в звание адвокатов; в Медиолане образованность и дарования Амвросия скоро замечены и префект Проб приблизил к себе Амвросия; открылось место префекта италийских областей Лигурии и Проб, предоставляя (в 370 г.) это место Амвросию, сказал: «ступай – поступай не как судья, а как епископ». Префект Амвросий так и действовал, по влечению своего сердца. В конце 374 г. умер Медиоланский епископ Авксентий и открылись споры об избрании преемника тому, кто был опорою ариан (см. об Иларии). Амвросий, по званию префекта, явился в храм, чтобы смотреть за порядком, и неожиданно услышал· голос младенца: «Амвросий – епископ». Народ подтвердил отзыв невинности. Напрасно Амвросий ссылался на то, что он совсем не готовился к духовному званию и даже не крещен; напрасно хотел устрашить волновавшихся жестокостью; ночью он скрылся из города, но к утру против воли своей очутился у ворот Медиолана, и народ окружил его, как пленника стражею. Амвросий принужден был уступить любви народа и званию Божию; крестился, в семь дней прошел степени клира и в восьмой (1 дек. 374 г.) посвящен в епископа767. Он был тогда 34 лет. Епископ Амвросий раздал деньги бедным, предоставил брату управлять наследством; а сам поставил себя на степень ученика христианских учителей, читал сочинения Оригена, Великого Василия и Григория Назианзина.768, слушал устные наставления пресвитера Симплициана. Оратор кафедры гражданской явился оратором на церковной кафедре, и народ, любивший префекта Амвросия, еще более слушал слова епископа Амвросия, ревновавшего об очищении Церкви от плевел арианских. Как памятник чистой веры Амвросий испросил возвратить из Каппадокии остатки Медиоланского епископа Дионисия, заточенного арианами, и Великий Василий, радуясь избранию такого пастыря Церкви, писал Амвросию: «так как ты человек Божий не принял и не изучал Евангелия Христова от человека, но сам Господь из судей земных возвел тебя на престол Апостольский: то подвизайся подвигом добрым, исцеляй немощи твоего народа, если кого из вверенных тебе коснулся недуг арианства»769. Амвросию много надобно было иметь твердости и любви, чтобы врачевать застарелый недуг арианства; в Медиолане жила императрица Юстина арианка; под ее защитою ариане вызвали было одного низложенного арианского епископа для открытой борьбы с Амвросием770: но император Грациан полюбил св. пастыря и издал указ не собираться еретикам для богослужения вне храма771. Тем не менее ариане успели, к скорби пастыря, получить для себя один из немногих храмов Медиоланских772. Взамен того св. пастырь утешался обильными плодами своих проповедей о девстве, которые говорил он на втором году своего служения, и потом по просьбе благочестивой сестры своей и других выдал для общего назидания в виде книги773. «Из Пиаченцы идут для посвящения девы, из Болоньи идут, из Мавритании идут, чтобы принять здесь покров», так говорил скромный пастырь в обличение порицавших жизнь девственную774. Беспокойства империи склонили на время дела Церкви в пользу ариан. Грациан (в 378 г.), отправляясь на помощь Валенту против Готфов, объявил свободу вероисповеданий775 и вызвал Амвросия написать для него опровержение арианства; Амвросии написал две книги о вере и вскоре продолжил труд свой в других трех книгах776. Император, возвратясь из похода (в 379 г.), оценил ревность и просвещение пастыря и выдал указ в отмену прежнего, с строгими угрозами против еретиков777; возвратил православным и храм, которым овладели было ариане778. «Один Бог знает, писал тогда Амвросий императору, сколько отрады приносит душе моей твое благочестие.... Ты даровал мне, чего так усильно домогался я, – покой Церкви; ты заградил уста отступникам истины. О! Если бы также успешно подействовал и на их сердца»779. В тоже время Амвросий сильно огорчен был кончиною нежно любимого брата и излил скорбь свою в надгробном слове Сатиру780. В 380 г. Юстина, безуспешная в Медиолане, назначила на кафедру Сирмийскую арианина; Амвросий явился в Сирмию и избран православный епископ. В след за тем два епископа Мизии и Дакии, низложенные за арианство, требовали у Грациана соборного суда, и на Соборе Аквилейском (в 381 г.) Амвросий успел, несмотря на сильные препятствия, подтвердить прежнее решение о епископах781. ариане (в 381 г.) выпросили у императора позволение иметь открытый спор с Амвросием; в назначенный день явился для прения Амвросий, но не явились ариане, и Амвросий говорил в слове о тайне воплощения: «Истинная вера незнакома с робостью». В тоже время, когда так успешно действовал Амвросий против арианства, он убедил благочестивого Грациана принять меры к ослаблению язычества. В 382 г. указом повелено вынести из римского сената статую победы, а жрецы и девы Весты лишены общественного содержания782, тогда как в сенате было несколько сенаторов – язычников. Защитники язычества положили отправить посольство к императору просить возвращения прав древней религии Рима; в главе посольства был знаменитый оратор я сенатор Симмах. Амвросий явился к императору с ходатайством за веру Христову и верных сенаторов – и посольству сенаторов язычников отказан доступ к императору, по той причине, что не представляют собою всего сената783. Обратились к честолюбию императора, предложили ему «одежду верховного первосвященника». Император отвечал: «украшение языческое неприлично христианину». Надежда язычников рушилась и закипела злоба. Si Princeps non vult appellari Pontifex maximus, admodum brevi Maximus Pontifex fiet, сказала злоба и так сделала. В 383 г. провозглашен императором военачальник Максим и защитник имени Христова умерщвлен солдатами Максима. Велика была скорбь святого пастыря о благочестивом императоре; но в тоже время грозило еще бедствие всей Италии. Гордая Юстина просила Амвросия отправиться к Максиму и просить, чтобы не похищал власти из рук малолетнего сына ее Валентиниана 2. И Амвросий остановил честолюбивого тирана784. Надежды язычников на Максима не осуществились, но не потеряны надежды при дворе Валентиниана. Вся власть была теперь в руках Юстины, а для нее нужно было только одно, чтобы в силе было арианство. Таким образом Амвросию надобно было бороться с двумя сильными врагами. В 384 г. снова явилось в Медиолане посольство сенаторов язычников, и Симмах, допущенный к императору, произнес сильную речь в защиту язычества785. Амвросий отправил письмо к императору, где изобразил долг христианского императора, гонения язычества на христиан, права сенаторов христиан, и говорил наконец императору: «мы епископы не можем оставаться равнодушны, если ты согласишься на требования язычников; ты, как император, всегда имеешь власть войти в церковь; но когда взойдешь, то или не найдешь в ней епископа, или встретишь вместо его строгого обличителя»786. Не доверяя успеху письма, Амвросий испросил у императора список речи Симмаховой, чтобы написать ответ оратору-язычнику. В ответе своем он преследовал речь его на всех пунктах, с торжествующею силою истины; опровергнул все его софизмы и представил ответ к императору. Язычество пало. Остался другой враг. Пред Пасхою 385 г. Юстина потребовала для ариан загородного храма; Амвросий отказал; от него потребовали именем императора двух храмов, Амвросий отказал. В самую неделю Ваий явился в храм префект и вслед за тем отряд солдат с тем, чтобы или вытребовать храмы, или схватить епископа: но воины-готфы, при слове пастыря о суде Божием на притеснителей Церкви, не захотели делать несправедливости. Император оставил свое намерение787. Но Юстина обратилась к другому и более жестокому насилию. В 386 г., по ее убеждению, обнародован указ, которым отменялись постановления Грациана и объявлена полная свобода арианам788. Амвросий решился пожертвовать жизнью, но не отступаться от прав истины; он отправил письмо к императору789. Верные, в глубокой скорби, окружили пастыря своего с решимостью защищать его от насилия. Амвросий писал тогда гимны во славу Св. Троицы, и пение их смягчало скорбь верных и утверждало Православие790. Тогда же писано сочинение о Тайнах. арианство торжествовало, но не долго. Максим снова объявил войну Медиоланскому двору и снова обратились за помощью к Амвросию; пастырь отправлялся к тирану, смело обличал его в цареубийстве. Но на сей раз не мог остановить его замыслов. Валентиниан и Юстина оставили Медиолан, чтобы просить помощи у Феодосия; судьба войны отняла в 388 г. и престол, и жизнь у Максима, но и исступленная арианка уже не возвратилась в Медиолан. Валентиниан издал указ против всех еретиков791, и св. Амвросий объясняя тогда Евангелие Св. Луки, передавал пастве радость свою о победе над арианством792. Время пребывания Феодосия Великого на Западе было тем временем, когда Феодосий и Церковь увидели в новых опытах величие Амвросия. Феодосий велик был и для Церкви, и для империи и уважал Амвросия: но одна слабость была в великом императоре – раздражительность. В 388 г. Амвросий заставил раздраженного Феодосия остановить указ, которым предписано было одному епископу возобновить синагогу, разрушенную в пылу раздора верными793. Возмущение в Солуни вновь раздражило императора: там убито было несколько чиновников императора. По воле Феодосия, собравшиеся в цирк солуняне безжалостно были преданы смерти. В глубокой скорби написал письмо Амвросий к Феодосию, убеждая его к раскаянию искреннему794. Раскаяние пробудилось в Феодосии; он отправился в соборный храм, и в дверях храма услышал голос Амвросия: «ты подражал Давиду в преступлении, подражай ему и в раскаянии». Чего же Бог требует от меня? спросил смиренно великий император. «Того же, отвечал пастырь, чтò должен сделать каждый убийца, у Бога нет Лицеприятия». Феодосий в виде отлученного заключился в своем дворце – смиренный и кающийся. По временам пробуждалась раздражительность его при мысли, что он –император – отлучен от Церкви, и не раз пытался он просить об отмене определения. Амвросий отвечал, что император властен отнять у него жизнь, но не властен переменить определение Церкви. Пред праздником Рождества Христова печальный и смиренный Феодосий отправился просить разрешения у пастыря и – мудрый пастырь сперва заставил императора, в предотвращение следствий раздражительности, выдать указ, по которому каждый смертный приговор надлежало исполнять не ближе, как по прошествии 30 дней; а после того, в одежде кающегося Феодосий введен в церковь795. В 391 г. Феодосий, возвратился на Восток, а в 392 г. язычник Арбогаст лишил жизни Валентиниана и облек багряницею Евгения. Амвросий оплакал смерть Валентиниана в надгробной речи, а Евгений объявил недействительными указы против языческой религии796. Амвросий писал в письме строгое обличение Евгению по имени христианину797. Сильный помощью Господа Иисуса Феодосий разбил бунтовщиков: а доброму пастырю была теперь забота просить прощения для участвовавших в войне Евгения, и прощение объявлено всем798. В начале 395 г. умер Великий Феодосий, и Амвросий почтил память его Словом; после того припоминал пастве о жестокости богатых в книге о Навуфее, в Великую Субботу 397 г., «Великий священник Божий, сиявший как камень драгоценный»799, скончался.

* * *

766

Жизнь св. Амвросия описал диакон и секретарь его Павлин, и он-то пишет следующее: «однажды, когда младенец спал на дворе, рой пчел облепил младенца и пчелки без вреда для младенца вползали в уста его и выползали; отец, изумленный тем сказал: если будет жить дитя, из него выйдет что-нибудь великое».

767

Об избрании в епископа, кроме Павлина, Феодорит Н. Е. 41. Василий Великий Ер. 197. Synodicon. Vetus ap. Fabr. in Bibl. graec. T. 12. p. 385.

768

Иероним adv. Rufinum lib. 1. Амвр. Epist. 29 Irenica.

769

Ер. S. Basilii 197.

770

Epist. 11.

771

Cod. Theodos. lex 9 de haeretecis.

772

Амвросий de Spiritu S. lib. 1. с. 1. Т. 2.

773

Таким образом из проповедей составились: а) три книги о девах, составленные, по просьбе сестры, в 377 г. (Nondum triennalis sacerdos, lib. 3. § 39); б) книга о вдовах, составленная после книг о девах, по просьбе одной вдовы, в конце 377 г.; в) книжка о девстве – продолжение книги о вдовах, составленное в начале 378 г.

774

Lib. de virg. с. 10. § 57.

775

Cod. Theod. lex 4 de haeret. Созом. 7, 1. Сок. 5, 2. А. Свида de Gratiano.

776

Op. T. 2. р. 7 51.

777

Cod. Theod. lex 5 de haeret.

778

De Spiritu S. с. 1.

779

Epist. 1.

780

Op. T. 2. p. 1. 118.

781

Op. T. 2. p. 786–814.

782

Cod. Theod. lib. 46. tit. 10. с. 20.

783

Амвросий Epist. 47.

784

Epist. 24.

785

Relatio Symmachi ad Valentinianum 2 inter Ambrosii op. T. 2. р. 828.

786

Epist. 17.

787

Epist. 20 ad Marcellinum.

788

Cod. Theodos. lib. 4. de fide.

789

Epist. 21.

790

Sermo de basiliis non tradendis. § 34. Epist. 20. ad sororem; Mabillon. iter stul. p. 47. Руфин H. E. 2. 45.

791

Cod. Theodos. 1. 5. de haeret.

792

Comm. in Luc. lib. 9.

793

Epist. 40. 41.

794

Epist. 51.

795

Феодорит 5, 17. 18. Августин de civit. Dei 5, 29. Амвросий Ep. 15 Павлин.

796

Созомен 7, 22. Руфин 2. 33.

797

Epist. ad Eugenium 57.

798

Epist. 61. 62. Феодорит 5, 24. Созомен 7. 22. Евагрий 1. 25. Августин de civ. Dei 1. 26. Даже язычник Клавдиан in Panegyr. Cons. Honor. писал о Феодосие: О nimium dilecte Deo, cui militat aër Et fortunati veniunt ad classica venti.

799

Кассиан de incarnat. lib. 7. Память св. Амвросия 7 декабря.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle