Источник

§ 163. Учение Великого Макария.

Предмет бесед и наставлений св. Макария – внутренняя духовная жизнь и преимущественно в том ее виде, как она совершается на пути созерцательного уединения. Несмотря на глубокий и малопонятный предмет, беседы и наставления опытного учителя ясны и вразумительны; духовное, столь мало известное для иных из нас, в устах духоносного Макария близко и к сердцу, и к уму; то, чтò было бы темно по возвышенности духовной, у Макария приближается к разумению сравнениями и образами, которые всегда просты и тем более поразительны. Мысли его в той или другой беседе не располагаются по закону логического порядка, но они следуют естественному ходу чувства искреннего; нередко ряд мыслей прерывается вопросами, которые, как вероятно, предлагаемы были учениками или во время самих бесед, или же прежде. Потому-то, чтобы сколько-нибудь коснуться благодатного духа Макариева, не имеем нужды рассматривать по порядку содержание каждой беседы и наставления, а представим то, чтò всего более наполняло душу Макария и чтò должно бы наполнять душу каждого.

1) Полагая в основание нравственных подвигов мысль о порче природы, св. Макарий так изображает эту порчу: «Как Адам, преступив заповедь, принял в себя квас злых страстей; так по участию рожденные от него и весь род Адамов соделались участниками того же кваса849. Князь злобный облек грехом душу и все ее существо, всю осквернил, всю покорил царству тьмы и не оставил свободным ни единого члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, и облек ее порфирою тьмы»850.

2) Впрочем, человек не до того растлел, чтобы в нем ничего не осталось доброго. «Кто хочет, повинуется Богу и идет путем правды и побеждает похоти. Ибо ум сей в состоянии сражаться (ὁ γὰρ νοῦς οὗτος ἀντίμαχος ἔστι), может укрепленным помыслом побеждать устремления зла и похоти постыдные»851. Состояние естественного человека св. Макарий прекрасно сравнивает с состоянием младенца. «Неправду говорят, будто человек совершенно мертв и никак не может делать что-нибудь доброе. Младенец не может на своих ногах подойти к матери; однако-же движется, кричит, плачет, ища матери; мать сжаливается над ним и утешается тем, что дитя ее ищет с таким усилием и воплем; дитя не может дойти до нее: но так как оно уже ищет мать, то мать подходит к нему, увлекаемая любовью дитяти, берет его на руки, прижимает к груди, кормит с великою нежностью. Тоже делает и человеколюбивый Бог с душою стремящеюся к Нему и ищущею Его»852.

3) При расстройстве человеческой природы совершенно необходима благодатная помощь на пути к небу; сам по себе человек не в состоянии исцелиться. «Невозможно освободить душу от греха, если сам Бог не укротит и не остановит того ветра злого, который обитает в душе и теле.... Итак, будем молить Бога, чтобы дал нам крылья голубицы Духа Св., да полетим к Нему и успокоимся, да отделит Он от души и тела пагубный ветр; т.е. грех, живущий в членах души и тела»853. «Душа, не осоленная Духом Свят., не соделавшаяся причастницею силы Божией, гниет и наполняется зловонием худых помышлений.... Когда же прибегает к Богу, верует и просит соли жизни благого и человеколюбивого Духа: то соль небесная, нисходя, потребляет черных тех червей и прогоняет зловоние, – истребляя оное действием своей силы»854.

4) «Как могут находиться в сердце два лица – благодать и грех? Огонь находится вне сосуда медного; но, если подложить дров, загорается, и тò, чтò есть в сосуде, варится, кипит от воспламенившегося внешнего огня. Если же кто нерадив и не подкладывает дров, огонь начинает холодеть и мало по малу истребляться. Так и благодать, сей огонь небесный, внутри тебя есть. Если ты молился, устремлял помышления твои к любви Христовой: смотри – подкладывай дров и помышления твои будут в огне и погрузятся в Любовь Божию. Если и отступит Дух, сущий вне тебя: тем не менее в тебе он также есть и обнаруживается вне тебя»855.

5) Благодать нисходит на душу тогда, когда душа ищет ее; но против воли нашей она ни начинает, ни совершает в нас спасения. «Природа человеческая способна к принятию добра и зла, божественной силы и силы злой; но принуждена к тому быть не может. Природа человека такова, что, и находясь в бездне зла, может обратиться к добру; равно и получивший благодать Духа Св. и преисполненный небесными дарами может обратиться к злу»856. Благодать не уничтожает в нас и природных свойств наших, суровости или кротости, простоты или смышлености. «Случается, что человек простой, духовно возродившись, становится мудрым и ему открываются сокровенные тайны: но по природе своей он остается простым. Ивой, будучи суров от природы, предает волю свою на угождение Бегу и Бог приемлет его: но природа его остается суровою, при всем том, что благоволит к нему Бог»857. Таким образом для преспеяния в духовной жизни надобно отвлекать дух свой от внешних и тленных вещей; подвизаться в добродетелях, особенно в смирении и любви, обучаться различать помыслы худые от добрых, естественные от благодатных, а всего более упражняться в молитве858.

6) Душа, очищаемая долговременными подвигами и вниманием к себе, более и более приближается к Господу своему. «Чем более собираешь дух твой для того, чтобы искать Его: тем более он побуждается собственным милосердием и благостию к тому, чтобы приходить к тебе и успокаивать тебя»859.

7) Ни на какой степени совершенства духовного нельзя предаваться беспечности. «Благодать попускает и самим совершенным духовным иметь свои желания, оставляет власть делать, чтò им угодно, и склоняться, куда захотят. За человеческою природою слабою, хотя в ней и есть добро, остается власть изменяться»860. «Я еще не видал ни одного христианина совершенного или свободного от греха: ибо хотя иной успокаивается благодатию, получает таинственные откровения, вкушает сладость благодати; но при всем том и грех еще находится в нем»861.

8) Высшею степенью духовного совершенства души св. Макарий называет, то растворением души с Господом (μίαν κρασιν), то пребыванием всего ума в небесном Иерусалиме862. Самое действие благодати в таковой душе описывает так: «Сие действие есть освещение светом небесным в откровении и силе Духа. Да не подумает кто-нибудь по ошибке, что просвещение Духа есть не более, как просвещение, произведенное действием разума: при неведении и лености такой может очутиться далеким от совершенного таинства благодати»863. «Если Богу угодно соделаться подобным какому-либо творению для прославления и утешения разумных созданий: то Ему все легко и возможно; Он преобразуется в такой образ, какой захочет, для душ достойных того и верных; только смотри – будь достоин и благоугоден, – на деле, самым чувством увидишь блага небесные, утешения неизглаголанные, богатства Божества неизмеримые»864. Здесь же, говоря о явлениях духов в видимых образах, св. Макарий называет каждый сотворенный дух тонким телом: но называет так собственно по сравнению конечного духа с бесконечным865.

9) «Некоторые говорят, что царство одно и геенна одна: но мы утверждаем, что есть много степеней, есть разность и мера не только в царстве, но и в геенне.... Так как одни молятся, не зная, чего ищут, другие постятся, иные пребывают в монастыре; Бог праведный Судия воздает награду по мере веры. Таковые, чтò ни делают, делают по страху Божиему: но не все они сыны, или цари или наследники»866.

Таково учение великого Аввы о спасении души!

* * *

849

Бес. 24. р. 349. seq. ed. 1714.

850

Бес. 2. р. 2. ас. р. 25–27. Сл. Бес. 5. р. 73–76. Слово о терпении и различии р. 73.

851

Бес. 15. р. 206. Бес. 16. р. 240, 241. сл. слово о хранении сердца.

852

Бес. 46. р. 525. 526.

853

Бес, 2. р. 24. 25. сл. Бес. 44. р. 508.

854

Бес. 1. р. 9. 10.

855

Бес. 40. р. 483. 484.

856

Бесед. 15. § 54. 40.

857

Бесед. 26. § 5.

858

О любви 136. р. s. о терпении и различении р. 70. s. о молитве р. 50. s. о возвышении ума р. 108, f. Бес. 25. р. 359.

859

Бес. 31. р. 379.

860

Бес. 27. р. 379.

861

Бес. 8. § 5.

862

Бес. 46. р. 526. сл. о возвышении р. 415.

863

Бес. о свободе ума р. 211.

864

Бес. 4. р. 50. 51. сл. слов. о возвышении ума р. 113–116. Хр. Чт. 1821 г.

865

Бес. 5, 10. Наставл. 5, 33–39.

866

Бес. 40. р. 479. 480.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle