10-е
Положение ризы Господней
Персидский шах Аббас, имея дружественные сношения с благоверным царём Михаилом Феодоровичем, по настоянию Русского посла, прислал к нему в Москву, в марте 1625 года, между прочими дарами, в драгоценном ковре ризу Господню. В письме, при котором она прислана, шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
Патриарх с радостью принял священный дар; рассуждал и расспрашивал об нём с бывшими тогда в Москве из Иерусалима и Греции мудрыми и благочестивыми старцами – с Нектарием, архиепископом Вологодским и Великопермским, который в сане архиепископа прибыл в Россию из Греции, Иоанникием Гречанином, Новоспасского монастыря келарем, незадолго до присылки ризы Господней прибывшим в Москву с Феофаном, патриархом Иерусалимским, – и с другими. Сих благочестивых и простосердечных мужей патриарх спрашивал: знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что слышно об ней в их странах? Нектарий объявил, что он, бывши однажды в Грузии, по поручению Константинопольского патриарха, у которого был архидиаконом, видел ризу Господню в церкви, называемой Илета или Ислета, и слышал от тамошних священников, что риза Господня в давние времена принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии Спасителя, и что от неё бывают чудеса. Прочие, бывшие при совещании, подтвердили слова Нектария, представляя, что по преданию, сохранившемуся в Греческих странах между правоверными, риза находится в Грузии. Это предание следующее: Грузинский воин, бывший при распятии Господа, получил ризу Его по жребию и принёс на родину свою – в Грузию, где она сохранялась, сопровождаемая благодатными знамениями, до перенесения в церковь митрополии. Патриарх Филарет советовался также о присланном даре с Российскими архиереями, архимандритами, игуменами и другими священными лицами. Это было в Великом посту; для узнания воли Божией и открытия истины патриарх повелел с особенным усердием выполнять предназначенные Церковью для сего времени благочестивые обряды и христианские обязанности. Совершив в неделю Крестопоклонную всенощное бдение, патриарх приказал возлагать присланную ризу на больных. Как некогда женщина, страдавшая двенадцать лет, одним прикосновением к одежде Господа исцелилась (Мк.5:25–29); так теперь больные выздоравливали от прикосновения к ним одежды Господа. Благодатные исцеления явили ризу Господню. После такого удостоверения она с торжеством и радостью положена в великолепном ковчеге в Московском Успенском соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, 10 июля.
Об установлении этого праздника возвещено было прав. христианам царскими и патриаршими грамотами, для принесения Богу благодарения и ежегодного воспоминания, как это видно из грамоты Тверского архиепископа к игумену Калязинского монастыря – Евфимию. В этой грамоте архиепископ пишет: «в нынешнем 1626 году, в 24 день января, присланы к нам от Государя Царя Великого Князя Михаила Феодоровича и всея России и от Великого Государя и Отца нашего святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея России грамоты. В них написано: в прошлом 1625 году, в 11 день марта, приходил к Царю Михаилу Феодоровичу и святейшему патриарху Филарету Никитичу из Кизыл-баш от государя Аббас-Шаха посол, Грузинец Урусамбек, и после поклона Царю и святейшему патриарху поднёс последнему украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег с срачицей или хитоном Иисуса Христа. В тот же день, на своём дворе Великий Государь и отец наш, святейший патриарх Филарет, с своими сослужебниками – Киприаном митрополитом Сарским и Подонским, с Нектарием архиепископом Греком, с архимандритами, игуменами, протоиереями и всем священным собором осматривали ковчег и увидели в нём ризу полотняну, тканую, красноватую, и давних лет. В 18 день марта святейший патриарх Филарет говорил с сыном своим, Царём и Великим Князем Михаилом Феодоровичем, что святыня, которую называют срачицей Христовой, прислана от иноверного царя Аббас-Шаха, и что без истинного свидетельства принять её нельзя: слово неверных без испытания во свидетельство не приемлется. Посему собором 26 марта из патриарха, архиепископа, архимандритов, игуменов и старцев в монастырях уложили семидневный пост и молитву, а священнослужителям прочих храмов служили литургию и молилися, чтобы Господь Бог о той святыни проявил волю Свою. Благодатью и человеколюбием и неизреченной милостью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа до исполнения седмицы совершили от ризы Господней многие исцеления; а кому именно, в который день и от какой болезни, о том подлинная роспись прислана к нам в Тверь, за печатью Великого Государя и Филарета Никитича, святейшего патриарха Московского и всея России. Итак, тебе игумену со иеромонахами и братией собраться в соборную церковь и велеть здесь главному диакону прочитать во услышание всем людям сию нашу грамоту и по прочтении её совершить Господу молебствие со звоном».
Вскоре по установлении празднования Положению честные и многоцелебные ризы Господней составлен был и чин Богослужения на день этого празднования. О сём чине упоминается в вышеприведённой грамоте Тверского архиепископа. В ней между прочим сказано: «служба ризе Господней пусть будет у вас с новой печати избрания от Божественных писаний, а буде у вас того празднества ризе Господней нету, ты б прислал из монастыря монаха с дьяком, и мы велим дати книгу печатную, – службу ризе Господней, а прочие бы списывали у вас в монастыре».
Службу на день Положения ризы Господней Церковь приняла от Крутицкого или Сарского митрополита Киприана, который изложил сию службу по повелению патриарха Филарета Никитича. В ней риза Господня, снятая с Господа при Его распятии и потом положенная в Москве в Крестопоклонную неделю св. Четыредесятницы, воспевается купно с животворящим Крестом.
Призывая верных к поклонению Божественной и целебной ризе Спасителя, Церковь возглашает, что эта риза есть хитон, к драгоценный и по силе целения, и потому, что ею облекалась святая и живоносная плоть Боговочеловечения. Облечённый ризой, «совершен сый по существу Бог, и человек виден бысть совершен: Богочеловеческий образ уверяя, Божественной плоти Своея ризы нам, яко стену и покров, даровал есть. Божественныя ризы Твоея приближением нас освятил еси». Благодаря Господа за многоцелебную ризу, Церковь молит Его спасти и защитить православного императора и святителей, коих усердием риза Господня обретена, открыта и прославлена, и град, и всех людей, среди коих хранится Божественный покров.
Древле при Богослужении в день праздника Ризы Господней священнослужащий выносил её, по подобию креста, на голове на средину храма для поклонения и целования её верными. Посему и в песнопениях церковных в день Положения ризы мы слышим доселе одинаковое призывание верных к поклонению и лобызанию креста и ризы Господа. «Кресту Твоему честному и ризе святей поклоняемся, Преблагий, и любовью облобызаем. Обновляется всяк приступаяй верою и святый облобызаяй ковчег, держащий Твою, Владыко Христе, световидную одежду».
Ризу Господню древле поднимали усердные и в дома свои. Соборным постановлением 1681 года при патриархе Иоакиме было предложено: часть животворящего древа устроити в уготованном ковчеге и держать в соборной церкви в особом твёрдом к тому устроенном месте, со всяким опасством; а ризу Спаса нашего Иисуса Христа, – все отдельные части такожде собрать и устроить во едином ковчеге, и держать вкупе с частью животворящего древа, и воздвигать единожды в год в день спасительных Христовых страстей, еже есть в Великий пяток; а на просвещение прав. христианам, приходящим в соборную церковь и в дома желающим, имети прежний, к тому устроенный, ковчег с частью тоя Божественные ризы, и хранити его в прежнем устроенном месте, на западной стороне в угле, и утвердить ныне то соборным изложением, чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять». Из этого постановления видно, что, как части креста Христова разнесены в разные места и хранятся с благоговением, так и части ризы Господней, разделённой воинами и целой, доставшейся по жребию (Ин.19:23–24), издревле были в разных церквах. Из древнейших частей ризы Господней без сомнения есть та, о которой предание упоминает в VII веке. В 603 году, в 21 год царствования Маврикия, эта часть обретена была близ Иерусалима в Сафате в мраморном ковчеге. После трёхдневного поста епископы Григорий Антиохийский, Фома Иерусалимский и Зосим Константинопольский перенесли часть ризы Господней в церковь Иерусалимскую, где находился крест Господень.
Часть ризы Господней хранится в Киево-Софийском соборе, две части хранятся и в Санкт-Петербурге, одна в церкви Спаса нерукотворенного образа, находящейся в Зимнем дворце, а другая в соборном храме Петропавловской крепости.
На западе существует предание, что риза Господня первоначально найдена царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в Трирском соборе. Предание это начинается только с 1196 г., а народное её почитание с 1512 года. Предание очень сомнительно.
Св. сорока пяти мучеников в Никополе Армянском
Никополь (нын. Сен-Кархессер) в так наз. первой Армении (область Рим. империи) был местом мученической кончины Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра и других с ними, за исповедание веры, в царствование Ликиния, в 319 году. После истязаний им отрубили руки и ноги, бросили в огонь, и кости, оставшиеся от огня, бросили в реку Ликос. Но быстриной реки кости были собраны в одно место на берегу, а благочестивые люди взяли и похоронили их; впоследствии же устроили на том месте церковь в честь мучеников.
Память преп. Антония Печерского
О нём см. 7 мая. Вместо седьмого мая теперь (с ΧVΙΙ в.) в Лавре празднуют Антонию 10 июля, и в этот же день, по указу Св. Синода, от 31 дек. 1874 г., в местечке Любече, родине святого, вследствие ходатайства жителей, совершается крестный ход к пещере, выкопанной преподобным; в пещере небольшая церковь во имя пр. Антония.
Празднование Коневской иконе Богоматери
Коневская икона, письма Греческого, изображает Богоматерь с предвечным Младенцем Христом, держащим в шуйце два птенца голубиных. Этой иконой напутствовал преподобного Арсения, возвращавшегося в Россию после благочестивых его подвигов в Афонских горах, преподобный Иоанн – игумен одной из обителей Афонских. Знамение своего напутствия Арсений в 1393 году принёс с Афона в своё отечество – в Новгород, при архиепископе Новгородском Иоанне. Прияв от сего святителя благословение, Арсений удалился с св. иконой на остров Коневец и освятил его в жилище благочестивых иноков. Здесь св. икона прославилась многими благодатными знамениями. При нашествии Шведов на Новгородские пределы Коневская икона, по благословению Исидора, архиепископа Новгородского, в 1610 году перенесена была в Новгородский Деревяницкий монастырь, в котором ежегодно совершалось 10 июля празднование её явлению. По изгнании Шведов из Карелии, Коневский монастырь обновлён был в 1718 г. повелением Петра I. Впрочем, икона всё ещё оставалась в Деревяницком монастыре, под ведением которого до 1760 года состояла Коневская обитель. В царствование уже Павла Петровича в 1799 году митрополит С.-Петербургский и Новгородский Гавриил благословил препроводить икону из Деревяницкого монастыря в Коневский. Но прежде возвращения в свою обитель икона в 3 день июля 1799 г. отправлена была в С.-Петербург для возложения на неё серебро-позолоченной ризы. Здесь от иконы были новые благодатные знамения. Обогащённая усердными приношениями благочестивых жителей столицы, чудотворная Коневская икона возвратилась 3 сентября того же года в Коневскую обитель, по прошествии 189 лет своего отсутствия из монастыря. С крестным ходом и великим торжеством и радостью Коневская обитель встретила и приняла к себе свою чудотворную икону Владычицы.