9-е
Св. священном. Панкратия, епископа Тавроминского
Панкратий святой, уроженец Антиохийский, в юности был с родителем своим в Палестине и слышал и учение Христово; по вознесении же Спасителя, когда в Антиохию прибыл некто из Апостолов, крестился вместе с родителем своим (около 40 года), и в 45 году поставлен Апостолами Петром и Павлом во епископа Сицилийскому городу Тавромину. Прибывши в Тавромин, он, обличая бессилие идолов и проповедуя спасение во Христе, постепенно обратил к святой вере многих граждан и устроил церковь. Когда же стала множиться паства его, некто Архаган, родом Хананеянин (из Африканских Финикиян), пригласивши его в языческое капище бога Скамандра, бросил через отверстие пола в горную расщелину, а другие язычники забросали его там камнями. В настоящее время мощи его почивают в Риме.
Преп. Феодора, епископа Едесского, и с ним иных угодников Божиих
Феодор был сын благочестивых родителей – Симеона и Марии, живших в г. Едессе. Он был испрошен ими у Бога великими молитвами и назван именем Феодора, что значит: дар Божий, по бывшему им ещё до рождения сына видению о нём.
Обрадованные и благодарные Богу за исполнение молитвы их, Симеон и Мария все свои старания употребили, чтобы воспитать в нём преданного Богу христианина. С самого раннего возраста начали они обучать его и грамоте, но долго это обучение шло безуспешно; мальчик сам сознавал и огорчался своей неспособностью к учению; между тем, получив уже понятие о Боге и о том, что Богу всё возможно, он усердно молил Бога дать ему разум и понятливость, и действительно, в чём не могли помочь ему даже любящие родители, в том явился помощником Сам Бог, с любовью принимающий детскую молитву. Феодор скоро обогнал даже в учении всех своих сверстников.
Феодору не было ещё 20-ти лет, когда скончались его родители. Половину оставшегося после них имения он отдал сестре своей (матери Василия, епископа Амасийского, описавшего впоследствии житие дяди своего Феодора), остальную же часть раздав бедным, удалился в Иерусалим, где вскоре принял пострижение в лавре св. Саввы; 12 лет прожил он здесь в общежитии и 24 года – в затворе и так прославился строгим подвижничеством, что когда в Едессе скончался бывший там епископ, то Антиохийский патриарх, по указанию патриарха Иерусалимского, рукоположил в епископа города Едессы – Феодора. Не желал отшельник расстаться с дорогой для него уединённой своей кельей; во время путешествия в Едессу на место своего назначения скорбь овладела им даже до такой степени, что он решился скрыться тайным образом от своих спутников, но, заснув перед тем, он услышал во сне, что Сам Бог говорит ему: «не уподобись рабу ленивому, который талант свой скрыл в землю, но будь подобен тому, который, получив пять талантов, приобрёл другие пять; не отказывайся нести возложенного на тебя ига Христова». Вразумлённый этими словами, Феодор покорился воле Божией и, приняв епископский престол, пас вручённую ему паству и словом, и делом, так как подавал собой пример добродетельной жизни. Много потрудился он также в борьбе с различными ересями, смущавшими в то время Едесских христиан.
Отлучившись однажды из Едессы по делам своей Церкви, Феодор исцелил и обратил к Иисусу Христу магометанского калифа Моавию, который впоследствии под именем Иоанна скончался 3 мая мучеником с тремя своими отроками христианами от своих подданных за исповедание Иисуса Христа.
Во время епископства Феодора подвизались близ Едессы у два брата: Феодосий Столпник, к которому Феодор нередко приходил для беседы, и Иоанн пустынник в стране Вавилонской. Феодосий, сблизясь с Феодором, поведал ему о себе, что сначала он и брат его Иоанн жили в пустыне, в отдельных пещерах, недалеко друг от друга. Однажды, когда они, ходя по пустыне, собирали зелень, то Иоанн, остановившись около одного места, вдруг, как-бы поражённый чем-то, быстро перескочил через это место и поспешно удалился в пещеру. Феодосий, желая узнать, чем был так поражён и, казалось, испуган Иоанн, подошёл к тому месту и увидел груду рассыпанного золота. Обрадовавшись находке, он скинул с себя верхнюю одежду, насыпал в неё золота так много, что едва мог донести до своей пещеры, и на другой день отправился в город. Там на эти деньги соорудил церковь, устроил монастырь и при нём больницу и странноприимный дом и обеспечил остальными деньгами дальнейшее содержание своих благотворительных учреждений. Возвращаясь в пустыню, Феодосий думал: – вот какое Богоугодное дело я совершил, а брат мой не сумел употребить на пользу найденный дорогой клад... Подходя к пещере, вдруг увидел Феодосий ангела, который и прежде нередко являлся в пустыне ему и его брату и укреплял их в подвигах. Теперь предстал он с грозным видом и сказал: «зачем ты тщеславишься и возносишься над братом твоим? говорю тебе истину: весь твой долговременный труд, все твои благодетельные учреждения не стоят того чувства, которое побудило брата твоего перескочить через золото. Не через груду золота перескочил он, но на лёгких крылах перелетел через ту великую пропасть, которая лежит между раем и адом, как сказано о ней в Евангельской притче о богаче и Лазаре... и теперь ждёт его успокоение на «ложе Авраамовом» ... тебе же не увидать больше в этом мире ни брата твоего, ни меня, пока не умилостивишь Бога многими слезами» ...
И ангел стал невидим; и пещеру, в которой подвизался Иоанн, Феодосий нашёл пустой... и скорбь наполнила сердце его, и вот 49 лет утоляет он её стоянием на столпе, но обрёл теперь отраду и успокоился видением ангела, возвестившего ему мир и спасение. – Утешен был наконец старец Феодосий и вестью о брате своём Иоанне, которого имел случай встретить и посетил Феодор – вместе с обращённым им ко Христу калифом – в глубокой пустыне, – в тёмной пещере, – и увидел его достигшим великого совершенства духовного. Под влиянием Иоанна, по всей вероятности, принявший веру Христову калиф, скрывавший до тех пор своё обращение от народа, после свидания с великим подвижником возымел святую решимость исповедать веру свою всенародно... Весть о мученической кончине своей сообщил исповедник Христов – калиф Иоанн – сам, явясь в сновидении просветившему его епископу Феодору. Проснувшись, Феодор сообщил об этом Столпнику Феодосию. Вскоре мирно скончался и Столпник, имея более 100 лет от роду. Феодор предал его тело земле.
Через три года после того, Феодор снова уведел во сне убиенного калифа Иоанна. – «Иди, зовёт тебя Христос! Ему угодно, чтобы мы вместе были в Царствии Его» ... возвестил бывший ученик бывшему своему учителю, и Феодор уразумел близкую кончину свою. Устроив все дела, благословив паству свою, он отправился в Иерусалим, и там, приютившись на последние дни жизни в прежней отшельнической кельи своей в лавре св. Саввы, он мирно скончался 9 июля 848 г.
В житии св. Феодора воспоминается ещё благородный, богатый и знаменитый муж св. Адер, наставленный в правилах добродетели св. Феодосием Столпником. Бросив своё богатство, жену и 3 сыновей, он ушёл в лавру св. Саввы Освященного, принял там иночество с именем Афанасия и скончался мирно в пустыне. По кончине своей он явился в сновидении жене своей и сказал ей, что двух старших сыновей он берет с собой, а меньшего пусть она воспитает, так как ему предстоит быть патриархом Иерусалимским... Действительно два старших сына вдовы вскоре умерли, но когда захворал третий, то смущённая мать поспешила отнести его к Феодосию Столпнику, чтобы он исцелил дитя своими молитвами. Но на половине пути младенец умер. В это время, по Божиему усмотрению, встретила растерявшаяся от горя мать женщину, которая за порочное поведение своё почиталась презренной... Со слезами она стала умолять эту женщину, чтобы она помолилась Богу за её ребёнка и воскресила бы его своими молитвами... Та откровенно призналась ей в своём недостоинстве, но при неотступном молении матери взяла дитя, стала бить себя в грудь и сказала: – «Господи! я недостойна даже имени Твоего произнести моими нечистыми устами... не смею поднять глаза мои на небо, но молю Тебя – не ради меня, грешной, а ради этой несчастной матери воскреси этого невинного младенца!» И младенец ожил... И был впоследствии патриархом Иерусалимским, как было возвещено о нём.
Мать и женщина, привлекшая милосердие Божие силой своей смиренной молитвы, в которой вера и покаяние покрыли грех, неизвестные по имени, скончались мирно в иночестве.
Феодосий Столпник, по Божиему откровению, духовно прозрел озарёнными необычайным светом и грешницу молящуюся, и умершее дитя, и плачущую мать125.
Празднование Кипрской иконе Богоматери
На острове Кипре известны пять чудотворных икон Богоматери (о Киккской см. 15 ноября). Список с одной из этих (по сторонам изображения Богоматери написаны свмч. Антипа и муч. Фотиния) передал преп. Сергий в 1378 году ученику своему Леонтию, первому игумену Стромынского Успенского монастыря, основанного по желанию великого кн. Димитрия Донского. По упразднении монастыря в 1764 г., икона осталась в церкви села Стромыни (Богородского уезда, Москов. губ.). В 1841 году в неделю Православия перед сей иконой получила исцеление расслабленная девица (архим. Димитрия Месяцеслов, 9 июля).
Празднование Колочской иконе Богородицы
Колочская икона Пресв. Девы Марии явилась в 1413 году, в княжение Василия Димитриевича, в области брата его, князя Андрея Димитриевича, в пределах Можайска, верстах в 15 от этого города, на берегах реки Колочи, в Смоленской губернии. Здесь обрёл её некто Лука, житель селения Колоч, и с благоговением перенёс в дом свой. В доме его был расслабленный с давних уже лет. Услышав о явлении св. иконы, он с верой приложился к ней своим челом, очами и устами, и получил совершенное исцеление. Об этом чудесном исцелении сделалось известно в окрестностях, и многие, особенно страждущие, с верой начали притекать к явленной иконе на поклонение Заступнице и получать от Неё благодатную помощь. Лука принёс икону в Можайск, где встретил её сам князь Андрей Димитриевич с многочисленным народом. Из Можайска она принесена была в Москву и встречена митрополитом Фотием с священным собором и множеством народа. При сретении многие больные получили здравие. От усердия православных собраны были значительные приношения, и на месте явления иконы построена во имя Богородицы церковь для пребывания в ней явленной и чудотворной её иконы. Впоследствии при этой церкви, из имения Луки и на собранные им пожертвования православных, благоверным князем Андреем устроен монастырь, именуемый Колонский или Можайский. Лука принял в сём монастыре иноческое пострижение.
* * *
После св. Феодора, еп. Едесского, осталось 100 глав или правил аскетической жизни. См. о них в «Учении об отцах Церкви» Филарета Черн. § 276.