Источник

16-е

Святого Тихона чудотворца, епископа Амафунтского

Святой Тихон родился в г. Амаеунте, на острове Кипре, получил христианское воспитание и научен Священному Писанию. С молодых лет отличался благочестием и добротой души, свидетельством чего сохранилось между прочим в предании, что когда однажды отец его, торговавший хлебом, поручил ему продавать хлеб, то он стал раздавать его бедным даром. Когда же отец стал его за это бранить, то он отвечал: – «отец, я не даром раздаю хлеб, а даю его взаймы Богу и знаю из Священного Писания, что дающий Богу примет от Него сторицей» ...

Со временем, заслужив уважение своей примерной жизнью, Тихон был посвящён в сан диакона Амафунтским епископом Мемноном; когда же Мемнон скончался, то Тихон был избран на его место и рукоположен Епифанием, архиепископом Кипрским. В то время на острове Кипре было ещё не мало язычников и святитель Тихон ревностно и успешно обращал их ко Христу. Он скончался в 425 г. в глубокой старости, прославясь чудотворной силой; Между прочими проявлениями её сохранилось в памяти народной следующее: в одном саду вырезывали сухие ветви от виноградных лоз и выбрасывали их вон. Святой Тихон, собрав их, рассадил в своём огороде и помолился, чтобы они принялись, приносили хороший плод и созревали раньше других. И действительно, с благоговением Божиим, безусловно привлекаемым молитвой праведника, образовался большой виноградник, приносивший самые вкусные плоды и созревавшие ранее, чем в других виноградниках.

В Греческом стишном прологе197 говорится, что «ветвь виноградная, насажденная св. Тихоном, до сих пор произращает ранние гроздья ко дню памяти святого».

16-го июня, на память св. Тихона, зрелые гроздья этого винограда приносились в церковь и на выжатом из них вине совершалась бескровная жертва во время литургии.

День св. Тихона на Руси известен под именем «Тихонова дня». «На Тихонов день всё затихает; в этот день тиха добра мать – сыра земля. И солнышко тихо по небу течёт. И певчие пташки с Тихонова дня затихают. Свет тихий святой славы Господней на Тихонов день сияет. От него все травы полным соком наливаются и вплоть до Иванова дня в целебном соку стоят. На Тихоновой росе, старые люди говорят, надо травы рвать, корни копать, цветы собирать»198.

† Память о пр. Тихоне Медынском

В ркп. святцах читаем: «преп. Тихон, начальник монастыря, иже на р. Оке, преставился в л. 7000». Здесь же показан «ученик св. Тихона преп. Никифор». По старинной службе преподобному и по местному преданию, пр. Тихон в молодых летах принял пострижение в Москве и по любви к уединению удалился в глухой лес малого Ярославца, бывшего во владении кн. Ярослава Владимировича († 1426 г.), сына кн. Владимира Андреевича Храброго. Здесь, на берегу речки Вопрейки, притока р. Оки, жилищем пустынника служило дупло исполинского дуба, остатки коего сохраняются поныне; пищей была трава («были саморосленные»), а питьём – вода колодезя, выкопанного им. Когда узнали о рабе Божием, то стали приходить к нему одни для духовного совета, другие для пребывания с ним подвижнического. Тяжела была жизнь при лишениях разного рода. Но надобно было, чтобы скорби отягчались ещё особенной бедой; только терпение на этот раз награждено было осязаемой тихостью неба. Князь, владелец лесов Вопрейских, охотился за дикими зверями. Нечаянно или же, что вероятнее, по указанию людей худых напал князь на уединённое пребывание пустынника. «Как ты смел без моей воли поселиться здесь?» сказал с гневом владелец и замахнулся ударить пустынника плетью. Пустынник не трогался, а рука гневного онемела. Князь пришёл в себя и не только позволил пустыннику оставаться на его месте, но обещал помогать ему при устроении обители. Ученики пристали с просьбой к наставнику приступить к устроению обители. Невдали от своего дуба преподобный построил храм Успения Богоматери. По просьбам же учеников преподобный принял на себя сан игумена и был усердным наставником в духовной жизни для поручения себя его руководству. «Управляя ими со смирением, имел кроткий обычай и стяжал незлобивое сердце. Последуя Пастырю Христу питал алчущих и жаждущих, принимал странных, «защищал обижаемых» (икос)

Перед смертью принял он схиму и мирно почил не позже 1460 г.

Во вкладной книге обители записано: «дано в день Пречистые Богородицы честного Ея Успения преподобного отца игумена Тихона великого государя жалованье, царя и вел. кн. Иоанна Васильевича, Евангелие напрестольное». Итак ясно, что уже при царе Грозном (1533–1584 г.) преп. Тихон считался в числе угодников Божиих.

Память его чтится 15 июня значительным стечением народа из окрестностей. Мощи его почивают под спудом в Преображенской обители199.

Из многих чудес его нового времени выставляем два замечательные для нашего времени.

Села Бородицка Масальского уезда поселянка вдова Александра Григорьевна Жалкова 72 лет страдала расслаблением тела. В первые 6 лет лечили её разные сельские лекарки, – но от того стало ей ещё хуже. Затем она уже лежала в бесчувствии и узнавала только немногих. «В одно время», так говорила уже исцелённая Александра, «именно 15 июня 1842 г., в полдень, лёжа в избушке, увидела я идущего ко мне старца. Одеяние на нём было чёрное, длинное, на голове полукруглая шапочка, с вышитыми зелёными крестиками (схимник, куколь), росту небольшого, худощавый, с бородой седой и не длинной. Подойдя к постели, старец, взяв за руку, сказал: «что ты лежишь, Александра?» – «Батюшка», отвечала я, «знать прогневила я Бога, все уже отступились от меня». «Нет, сказал старец, – не гневи Бога, вот тебя посещает Алексей Назарович (купец Лядов). Молись Богу! За простоту твою пришёл я полечить тебя. Хочешь ли?» «Желаю, батюшка, но уже не чается, чтобы была здорова, отвечала я». Старец сказал: «вот окроплю тебя водою из моего колодца, и ты будешь здорова». Затем достал из кармана стеклянный кувшинчик, покропил меня веничком, потом дал напиться и сказал: «вот тебе и здоровье». В ту же минуту почувствовала я облегченье – встала и с радостью спросила: «кто ты такой, дядюшка? я буду помнить тебя». Он сказал: «я Тихон из пустыни, живу от Калуги в 19 вер. А ты будешь здорова и станешь питаться своими трудами». И вышел из избы. Вслед затем вошел А. Н. Лядов и, увидав меня здоровой, спросил с удивлением: «ты ли это Александра, кто тебя вылечил?» – «Меня вылечил дядюшка Тихон», отвечала я и рассказала всё, что со мной было. А. Н. сказал: «являвшийся к тебе старец не дядюшка Тихон, а преп. Тихон, чудотворец Тихоновой пустыни, где его мощи».

Другое событие: в недавнее время крестьянин Тихоновой слободы Николай Самбуров имел видение, будто пришёл он в церковь Тихоновой пустыни, из алтаря вышел седовласый старец схимник и среди храма начал громко читать «помянник». Крестьянин подошёл и спросил старца: «а мои записаны тут?» – «Да, записаны», отвечал он и прочёл поминовение. Не слыша между именами родных имени сестры, крестьянин спросил: «а сестры нет в помяннике?» «Она была записана, но исключена», отвечал он. Крестьянин понял потом, отчего исключена сестра, и, рассказывая о видении, говорил: «бедная сестра незадолго до смерти совратилась в раскол и в расколе умерла»200.

† Преставление пр. Тихона Луховского

Преп. Тихон, в мире Тимофей201, родился в пределах Литовского княжества и был там в военной службе. В Вильне, столице Литвы, было тогда более православных храмов, чем Римских костёлов. И однако дух Римской гордости сильно стеснил там православных, – открыто перекрещивали жён и детей православных, насильно ставили костёлы по городам Русским и предавали запустению храмы православия202. К скорби искренних друзей православия начинали появляться отступники между православными Литовскими дворянами; для чести и жизни роскошной меняли православие на папизм. – Всё это глубоко оскорбляло блаж. Тимофея. Теснимый изуверством, скорбя о слабых, удалился он в Москву203. Это было в 1482 г., в то самое время, когда поспешно скрылся из Литвы в Москву кн. Феодор Иванович Бельский, оставив там юную супругу, с которой только что обвенчался204. Блаж. Тимофей удалился из Литвы не с тем, чтобы искать честей и денег в православной Москве; он желал одного – свободно служить Господу. С утешением сердечным, посетив обители, где цвело искреннее благочестие, он роздал, какую имел, собственность, принял иночество с именем Тихона и удалился в область Луховскую. Город Лух с несколькими волостями отдан был тогда кн. Феодору Ивановичу Бельскому205, с которым Тимофей прибыл и в Москву. В отчине любимого князя поселился пр. Тихон, не выпрашивая у него ничего, кроме клочка земли; на р. Лухе, в урочище Копытовке, поставил он себе келью, не для покоя, а для трудов полного самоотречения. Копытовка – тогда местность в глухом лесу и такая песчаная, что на ней никакой труд не мог добыть обильного пропитания; Тихону довольно было и очень малого. Когда же прибыли к пустыннику два инока Фотий и Герасим, преподобный, не для себя, а для учеников, перешёл за три версты от Копытовки, на место более удобное для постоянного пребывания, туда, где ныне Луховская обитель. Наставник и ученики его славили Господа с Давидом и приобретали себе пропитание трудами; Тихон искусно писал книги и был хорошим токарем. Плоды трудов его продавались и ценой труда покупались скудные средства к жизни. Мало было и того. Преподобный от болезни желудка едва передвигал ноги и однако сам впрягался в соху, чтобы пахать землю для посева хлеба. Он и при этом видном самоотречении предостерегал душу свою от тщеславия и самоуслаждения. Когда кто из посторонних приходил в пустыню, пустынники немедленно оставляли свою смиренную работу. Тихон не любил разговаривать с мирскими людьми, в том убеждении, что они менее готовы принимать наставления, чем наносить вред неосторожному наставнику своей говорливостью. Так прожил он до глубокой старости, не спрашивая ни у кого подаяния. Он не принял и сана священства до самой кончины, которая последовала 15 июня 1503 г. Бедность старца и учеников его так была велика, что ученики не знали, в чём положить честное тело умершего подвижника; к утешению их, неожиданно Суздальский епископ прислал для старца свитку и в ней похоронили св. тело. Вскоре после смерти преподобного на месте его подвигов устроилась обитель в честь свят. Николая. При игумене Константине, начали совершаться исцеления при гробе преподобного; мощи его оказались нетленными; но игумен, поставивший их поверх земли, поражён был слепотой и получил прозрение тогда, как они опять сокрыты были в землю. С того времени (с 1566 г.) стали торжествовать память преподобного206.

«Сие глаголет святой, истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворит, затворяет и никто не отворит: ты немного имеешь силы и сохранил слово Моё и не отрёкся имени Моего. Держи, что имеешь, дабы кто не предвосхитил венца твоего» (Апок.3:7–8). О, когда бы нам сохранить слово Агнца вечного, как сохранил пр. Тихон! Да будет с нами так, его молитвами.

* * *

197

См. «Месяцесл. Вост.» архимандрита Сергия, т. II, ч. 2, стр. 170.

198

Русск. Вестник, 1872 г., кн. 8.

199

Калуж. епарх. ведом. 1864 г. № 1. Исследов. о древней области Вятичей – в Чтен. Общ. Ист. 1862 г., кн. 2. 46–48. В святцах показание времени кончины преподобного неопределённое: «преставися в л. 7000». Поскольку же преподобный поселился в лесу ещё при кн. Ярославе († 1427 г.) и был современником пр. Пафнутия († 1471 г.), то он почил не позже 1460 года. Рукописная служба пр. Тихону в Тихоновой пустыни. Там же книга в 1666 г. списанная с прежней. Чтен. Обиц. Ист. 1865 г. IV, 78.

200

Калуж. епарх. ведом. 1864 г. II. 2.

201

Ркп. житие преп. Тихона у Толстого 3, № 85; у Царского № 565 с чудесами, из которых последнее относится к 1651 г.

202

Ист. Русск. Церк. III, 57–60.

203

Ркп. житие: «возненавиде непостоятелный народ Литовского вертения; понежи мнози от них уклоняхуся в Латинство. Прииде вкупе со кн. Феодором».

204

Карамз. 6, пр. 264. Если же Тихон прибыл вместе с кн. Феодором в 1482 г. (пр. 136), то неправду пишут, будто он жил некоторое время вместе с пр. Макарием на Лухе. См. сказание о жизни пр. Макария, М. 1852 г., стр. 29. 30.

205

В духов, грамоте вел. кн. Иоанна 1504 г. сказано: «а что есьми пожаловал кн. Феодора Иван. Бельского, дал есьми в отчину город Лух с волостями, да волость Ветлугу да Кинешму да Чпхачев; и кн. Феодор и дети его служат сыну моему Василью, а ту отчину держать потому, как было при мне».

206

Пролог 16 июня. Служба пр. Тихону у Царского № 416. 565. Служба на 14 листках и житие на 24 листках XVI в. в сборнике Нижегородского Благовещенского монастыря. В патриаршей грамоте 1678 г.: «преп. отец Тихон Луховский чудотворец». Описание Луховского мон. М. 1836 года, стр. 76. 21. Следованная псалтирь: «св. Тихона чудотворца Луховского, в 1492 г. скончавшегося, иже – собра ученики многи». Последнее было уже после смерти его, которая последовала не в 1492, а в 1503 году.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle