Источник

18-е

Св. муч. Леонтия и с ним Ипатия и Феодула

Леонтий, родом Грек, начальник войска в г. Триполи (Финикии), жил в I в. по Р. X. Исповедуя христианскую веру, он старался отвращать от идолопоклонства народ; влиянию его подчинялись многие, так как его «сильного, крепкого, храброго в бранех», сверх того славившегося учёностью и милосердием к бедным – все уважали.

В это время (при императоре Веспасиане), когда гнали христиан между прочим и потому, что считали их за секту Иудейскую, не отличая их от Иудеев, бунтовавших против Римлян, послан был из Рима в Финикийскую область сановник Адриан, охотно принявший на себя поручение преследовать христиан, которых он ненавидел, и был вообще человек жестокого нрава.

Прибыв в Финикию, Адриан получил донос, что в Триполи находится военачальник Леонтий, совращающий народ в христианскую веру. Адриан немедленно послал своего трибуна Ипатия с несколькими воинами, чтобы взять под стражу такого зловредного деятеля – На пути Ипатий внезапно заболел и вынужден был остановиться; болезнь его так усилилась, что смерть, казалось, была неизбежна.

– Боги карают меня за то, что перед отъездом в путь я не принёс им жертвы... – объяснял так приключившееся ему страдание Ипатий, сознавая зависимость человеческой судьбы от какой-то неизвестной ему высшей силы, которая олицетворялась для него в языческих богах...

Ищущий спасения человеческой души Создатель её отозвался на это сознание Ипатия зависимости своей от высшей силы и благоволил открыться ему как истинный Бог.

В ночном видении явился Ипатию Ангел Божий и сказал ему: «если хочешь быть здоров, то призови на помощь Бога Леонтиева» ... – Как призывать мне в помощь Бога Леонтиева, когда я послан для того, чтобы взять под стражу Леонтия – противника наших богов? – недоумевал Ипатий, проснувшись и сообщив о своём видении бывшим с ним воинам.

– Почему же и не сделать этого? – отозвались воины; – мы все вместе попросим Бога Леонтьева: только бы выздороветь тебе... – И вслед затем три раза воскликнули они в один голос: – Боже Леонтиев, помоги нам! Больной же немедленно почувствовал возвращение сил и здоровья...

Всё это произвело сильное впечатление на одного из молодых воинов, бывших при трибуне – Феодула. Он стал со вниманием расспрашивать Ипатия об его видении; в сердце его проникло стремление к неведомому Богу, Творящему чудеса. И в то время, когда прочие воины, обрадованные выздоровлением их начальника, предались весёлому пированию, Феодул, не принимая участия в общем развлечении, углубился в размышления – каким образом узнать ему, Кто и где этот Бог Леонтиев?.. Горя нетерпением разузнать о Нём от Леонтия, Феодул упросил трибуна, оставив здесь стражу, отправиться с ним вдвоём вперёд в г. Триполи и расспросить там сначала о Леонтии. Ипатий согласился, и когда они приблизились к городу, то увидели идущего к ним на встречу самого Леонтия. Они спросили его: где живёт тут военачальник Леонтий и рассказали ему о себе, зачем они были посланы в Триполи.

– Приходите в мой дом отдохнуть, предложил им Леонтий, – а после того я покажу вам Леонтия – христианина, которого вы ищете.

Угостив пришедших к нему в дом со всевозможным радушием, Леонтий после того объявил им: – я сам – тот Леонтий, которого вы ищете. Я – воин Иисуса Христа, и вы меня должны взять под стражу.

Поражённые непостижимым для них христианским великодушием человека, с такой готовностью предающего себя, Ипатий и Феодул бросились к ногам его и, рассказав ему о видении и исцелении Ипатия, именем Бога Леонтиева, умоляли его научить их сделаться христианами. С радостными слезами выслушал их рассказ Леонтий и поспешил исполнить их желание, и в то время, когда он приступил к Богу с молитвой о них, пошёл дождь – как бы взамен очистительной воды крещения – в то время, как Леонтий призывал на новообращённых имя Св. Троицы – Отца и Сына и Св. Духа.

Между тем прибыли в город и остальные воины, отправленные с трибуном; они возмутились, когда узнали об обращении в христианскую веру Ипатия и Феодула, да и кроме них оказалось много недовольных в городе по этому поводу; повсюду раздавались их крики: «пусть будут сожжены те, которые бесчестят наших богов!»

Другие же держали сторону христиан. Таким образом, через два дня после того прибывший сам Адриан нашёл город в смятении. Язычники поспешили донести ему на Леонтия: «этот человек, – жаловались они, – отвращает народ от богов, прославляет и чествует богом какого-то Иисуса, Которого Иудеи с презрением били, а Пилат распял на кресте. Он и присланных тобой воинов ввёл в свой обман, и они, по примеру его, также славят теперь распятого Христа и хулят наших богов» ...

Адриан немедленно велел забрать Леонтия и с ним обращённых им Ипатия и Феодула и заключить их в темницу. Здесь в молитве и приготовлении друг друга к мученическому подвигу провели они последнюю свою ночь на земле. На другой день они были приведены на суд; на все вопросы Адриана Леонтий отвечал твёрдым исповеданием своей веры, за это был подвергнут жестоким побоям и снова отведён в тюрьму. Обратясь же к Ипатию и Феодулу, Адриан старался подействовать на них сначала блистательными обещаниями, потом стал угрожать жестокими пытками, если они не отрекутся от новой своей веры, но ясно узревшие истинного Бога в благотворном чуде Его, благодарно полюбившие «Бога Леонтьева» Ипатий и Феодул не отреклись от Него даже и среди жестоких страданий, когда тела их строгали острыми железными орудиями. После того они были осуждены на смертную казнь, и с Божественным восторгом преклонили под меч свои головы...

После того снова был призван Леонтий. И ему обещаны были почести и богатство за отречение от Христа. – «Лучше ты сам обратись ко Христу, – отвечал Адриану исповедник, – и получишь истинную почесть, и богатство, и спасение» ...

– О каком спасении ты говоришь? – засмеялся язычник, – уж не о том ли, которое получили Феодул и Ипатий, которых казнили...

– Их казнь – не погибель, а жизнь вечная, блаженная с Богом и со святыми Его...

Несокрушим духом и среди истязаний пребыл мученик Леонтий. – «Если ты и всё тело моё покроешь ранами, – говорил он мучителю, – то не победишь разума моего, не будешь господином над душой моей».

Не побеждалась терпением мученика и лютость мучителя и умножала способы пытки; наконец велено было повесить Леонтия головой вниз и строгать острым железом.

– Боже! я на Тебя надеюсь... Укрепи! – только молился Леонтий...

Вечером его снова бросили в тюрьму. Здесь утешен был мученик видением ангела, ободрившего его обещанием быть неотступно при нём. Обрадованный радостью неизреченной, укреплённый свыше, Леонтий нашёл в себе силу перенести новые истязания, которым предали его на другой день, требуя снова от него отречения от Христа. Непоколебимо до конца исповедовал он свою веру и любовь к распятому Богу и умер под ударами палачей... Это было в 73-м году по Р. X. Христиане похоронили муч. Леонтия близ города. Страдания и кончина его описаны очевидцем Киром Коментарисием (темничным начальником). Он написал «эти памяти» на оловянных досках и положил их при гробе мученика.

В Триполи Финикийском была посвящена церковь св. Леонтию, также и в Дамаске при императоре Иустиниане (527–565 г.). В пустыне Иерусалимской была обитель во имя его. Торжественно праздновалась память его и в Константинополе.

Преп. Леонтия отрока, канонархиста Печерского, жившего в ΧΙV стол. и почивающего в дальних пещерах Киевской лавры.

Преп. Леонтия прозорливого Афонского, подвизавшегося в обители св. Дионисия. В течение 60-ти летнего пребывания в монастыре он только один раз вошёл в него и один раз вышел – когда вынесен был по кончине своей, 18-го июня, 1605 г. Святостью жизни своей достиг дара прозорливости.

Праздник Боголюбской (Боголюбивой) иконы Пресвятой Богородицы

В 1155 году Андрей Георгиевич Боголюбский, переселяясь из удела своего – Вышгорода в свою родную область Суздальскую, взял оттуда находившуюся в девичьем монастыре чудотворную икону, ныне именуемую Владимирской, принесённую ему в дар из Константинополя и неоднократными от неё знамениями расположившую его к особенному почитанию её. Всё путешествие продолжалось беспрепятственно, но около 10 поприщ от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы, лошади, вёзшие киот с чудотворной иконой, остановились и никак не шли далее; их переменили, думая, что они от усталости стоят, но и новые не могли тронуться с места. Тогда Андрей приказал совершить молебен перед иконой Богоматери и сам, павши на землю со слезами, молился Пресв. Деве и дал обет на этом самом месте воздвигнуть во имя Её церковь. В следующую ночь на 18 июня, когда князь продолжал свою усердную молитву, во сне он сподобился видения: Богоматерь во время молитвы его явилась ему со свитком в правой руке и повелела ему образ Её, который он взял из Вышгорода, поставить во Владимире, и на месте чудесного события и видения устроить храм во имя Рождества и при храме обитель. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав искусных иконописцев, повелел им изобразить Богоматерь в том молитвенном виде, как Она ему явилась, и Она изображена превосходным Греческим письмом во весь рост с хартией в правой руке, левая обращена к Спасителю. Когда церковь была готова и освящена, князь в 1157 году установил в память чудесного явления Богоматери совершать ежегодно праздник 18 июня, внёс в церковь обе иконы и принесённую из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской, и вновь написанную, которую назвал иконой Божией Матери Боголюбивыя, место же, где явилась ему Богоматерь, Боголюбивым, и сам стал называться Боголюбивым или Боголюбским. Потом близ новосозданной церкви и обители основал город Боголюбов.

В 1771 году 8 июня установлено в честь чудотворной иконы Богоматери Боголюбской новое празднество, в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия, постигшего Россию. Когда во Владимире свирепствовала чума, жители города, вследствие явлений, бывших тогда некоторым из благочестивых христиан, испросили себе позволение принести из Боголюбова монастыря чудотворную икону Богоматери. Очевидцы свидетельствуют, что ни в монастыре Боголюбове, ни в селе, прилегающем к нему, не было моровой язвы. В самом городе предстательством Богоматери болезнь в том же году прекратилась.

В память этой чудодейственной силы от Боголюбской иконы Богоматери установлен крестный ход, при котором св. икона из Боголюбова монастыря препровождается во Владимир 21 мая, а оттуда 16 июня возвращается в монастырь. В 1820 году по усердию Владимирских граждан Боголюбская икона обложена серебряной вызолоченной ризой.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle