Источник

23-е

Св. муч. Агрипины

Св. Агрипина девица, Римлянка, страдала в Риме в гонение Валерианово, 258 года. Её обнажённую бичевали палками до сокрушения костей и наконец связали верёвками так сильно, что она умерла в муках. Благочестивые христианки Васса, Павла и Агафоника перенесли тело её в Сицилию, в городок Мены (Menae) близ Сиракуз, и там похоронили; а в царствование Константина Великого положены мощи её там же в церкви, посвящённой её имени.

† Преставление преподобного Артемия Вервольского

Праведный Артемий родился в Двинском округе, на р. Пинеге, в селении Верколе, в 1532 году. Родители его, Козма и Аполлинария, воспитывали его в страхе Божием и с пяти лет он уже более, чем можно было ожидать от его возраста, чуждался всего обыкновенного в мирской, грешной жизни, – был тих, кроток, Богобоязлив, но к родителям был послушен; он делил с ними занятия земледелия, сколько мог, – по силам. Раз на 13 году был он вместе с отцом в поле. Неожиданно нашла туча, разразился гром, и Артемий пал мёртвый, хотя и не коснулась его молния, как это дознано после. Тело его положили в пустом месте, в сосновом лесу, не погребённым и вдали от церкви: мнение простоты сочло его состоящим под судом Божиим. Праведный отрок скончался 23 июня (1545 г.). Прошло 28 лет после того. Клирик села Агафоник шёл лесом, мимо того места, где лежало тело, всеми забытое. Он увидел над тем местом свет, подошёл и нашёл нетленное тело отрока. По разнесшейся о том молве собрались крестьяне, перенесли тело и положили его в паперти церкви свят. Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. В тот год свирепствовала в Двинском округе злокачественная лихорадка, и очень многие умирали от неё, особенно дети. Сын селянина Каллиника сильно печалил отца своего болезнью: отец молился, потом пошёл – взял лоскут бересты, покрывавший нетленного Артемия, положил его на грудь умиравшего сына, и больной стал здоров. Обрадованный отец рассказал о том в селении и начали притекать с мольбами к праведному отроку. При перенесении мощей из паперти в придел, женщина, имевшая расслабленного младенца, приложила его к гробу блаженного, и младенческая рука в туже минуту окрепла. Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке. Многие другие получали исцеления от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в сам храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и, осеняя его крестом, сказал: «встань, исцеляет тебя Христос рукой раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всём священнику и крестьянам». Иларион исполнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева храм в честь св. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящён в честь праведного Артемия Веркольского. Память праведника чтится 23 июня и 20 октября230.

† Память о преп. Иосифе Заоникиевском

За 16 вёрст от Вологды и ближе к ней был некогда тёмный лес; в 2 вер. от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил своё имя лесу, где и ныне показывают могилу его231. В этом лесу июня 23-го 1588 г. явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила й Своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами славы Божией, день и, ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне. Самым искренним певцом был пр. Иосиф. Управление обителью предоставил он другому, а сам, прикрывая свои подвиги юродством для изнурения плоти, носил за пазухой каменья или песок и землю; в жестокие морозы ходил босиком; целые ночи стоял в своей часовне на молитве; под одеждой его была власяница столько колючая, что из-под неё струилась кровь. Многие смеялись над его странным видом, но он переносил всё незлобиво. Так прожил он 25 лет. Накануне кончины своей, приобщившись Св. Таин, блаженный исполнился духовной радостью и вспоминал о благодеяниях Божиих, явленных ему, в том числе о чудесном явлении иконы и также исцелении своём. На утро сказал одному из братии: «скажи о. игумену Феодосию, чтобы положил грешное тело моё в часовне, которую сам я построил». И в том же часе предал дух свой Господу. Мощи пр. Иосифа, почившего в 1612 г., покоятся в Заоникиевой пустыни232.

Праздник в честь Владимірской иконы Богоматери

Во второй раз празднование иконы Божией Матери Владимирской Прав. Церковь совершает в благодарение за избавление отечества, невидимым заступлением Богородицы, от Ордынского царя Ахмата, в 1480 году, при великом князе Иоанне III Васильевиче. Ахмат, царь золотой Орды, шёл ограбить и разорить Москву и достиг уже реки Угры, которую православные называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения. Москва страшилась; мать великого князя с его сыном для безопасности уехала в Ростов. Князь, укрепляемый советами, молитвой и благословениями святителей, подвизался за веру и отечество против врагов.

Между тем, по предстательству Пресв. Богородицы, совершилось дивное избавление отечества. Великий князь повелел отступить своим войскам от Угры. На татар напал страх, и они, думая, что Русские устроили для них засады, начали отступать, сперва тихо, медленно, а ночью побежали, гонимые одним страхом. Это избавление от Ахмата было совершенным свержением с России ига татарского. В благодарность за окончательное освобождение Москвы и отечества от поносного ига Татар, заступлением Божией Матери, установлено в 1480 году 23-го июня, подобно первому, празднество сретению Владимирские иконы Богоматери, с крестным ходом в Сретенский монастырь.

* * *

230

Ркп. житие и чудеса праведного Артемия со службой ему, составленные при м. Макарии, Синод. ркп. XVII в. № 868 и 590. Служба ему у Толстого 3, № 58 Пролог 20 октября.

231

Стих об Анике с повестию изд. в 1 т. летоп. Рус. литт. 1859 г.

232

Слава Богоматери III. 1, 63. Ист. иер. IV, 134. 135. Вологод. епарх. ведом. 1864 г., стр. 12. 74, 1865 г., стр. 410–415. 451–454. 462. В книге чудес: «оный Преосвященный (Павел, 1717–1725 г.), ревнуя по Господе Вседержителе, обретающегося во граде Вологде. Прежде отца Галактиона (сент. 24) в Духове монастыре службу, стихиры и канон сладкопесниве вчинити повеле и молебная на гробе (Преп. Иосиф) пети благослови».


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle