Источник

14-го числа

Преп. отец, в Синае и Раней избгенных

В начале IV столетия (311–13) отшельники, жившие на г. Синае, Хориве и в Раифской пустыни (на восточном берегу Красного моря, в двух днях пути от Синая), и проводившие строгую, подвижническую жизнь, подверглись нападение Сарацин (одного арабскаго племени, необузданно предававшегося в это время разбою по случаю смерти своего вождя). Все почти иноки (из 40 – 38) были убиты. Между ними были необыкновенные подвижники, проявившие истинное христианское величие во время этого нападешя и истязания от варваров, домогавшихся ошибочно предполагаемых ими у иноков богатств.

«Не готовимся ли мы всякий час к смерти, – убеждал смутившихся иноков настоятель их Павел, – если Богу угодно освободить нас от земной жизни, то неужели скорбеть и бояться? Не следует ли радоваться и благодарить! Предадим себя Богу и встретим смерть мужественно!» – И настоятель сам первый принял мученическую смерть от варваров, напрасно домогавшихся выпытать от него, где он скрывает несуществующее золото...

Это избиение описано очевидцем Аммошем, одним из иноков, подвизавшихся в Египте.

Во второй раз произошло такое же кровопролитное избиение Сарацинами иноков в V веке; оно описано подвизавшимся тогда на Синае Нилом постником (пам. его 12 ноября), бывшим прежде того префектом Константинополя. Варвары разорили Синайскую обитель, многих иноков предали смерти, а других забрали в плен, в том числе и молодаго сына Нилова – Феодула, котораго продали потом в рабство; но из рабства он был выкуплен епископом Елузы, в доме которого и был встречен отцом своим Нилом, и посвященные епископом в иереи, оба они возвратились в Синайскую обитель, где мирно подвизались до конца их жизни. Нетленные останки их были перенесены в Царьград при императоре Иустине Младшем (565–578) и положены в церкви св. Апостолов в Орфанотрофии.

...Св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Св. Нина, просветительница Грузии

Чудное явление представляет в истории распространения христианской веры просветительница Иверии (Грузии), св. равноапостольная Нина. Высокий жребий выпал на долю её, как бы отзыв на благодатную почву души её, подготовленную влиянием чистых существ, которыми окружена она была с детства, в годы своего первоначального воспитания. Жизнь св. Нины являет новый пример того, как важно и, можно сказать, всемогущественно значение воспитательного влияния на молодую душу: оно, можно сказать, почти исключительно определяет участь всей дальнейшей судьбы человека.

О если бы родители и воспитатели были достаточно проникнуты сознанием значения воспитательного влияния, то великий и спасительный страх поселился бы в душах их за ответственность, сопряжённую с делом воспитания; они отнеслись бы тогда со строжайшим вниманием к тому, к чему относятся обыкновенно вовсе необдуманно и с пагубной легкомыслепностью.

Не среди детских балов и недетских театров, не среди роскошной обстановки и примера вечнаго светского рассеяния своих родителей была воспитана великая Нина, просветительница народов. Не окружал её сонм учителей (большей частью односторонне развитых и вовсе не христианского направления), наполняющих ум и память детей разнообразными учебными предметами, не имеющими никакого отношения к воспитанию сердца детскаго. Нина была дочь истинно благочестивых родителей. Отец её – Завулон, человек знаменитого рода, и мать – Сосанна, воспитывали дочь свою в страхе Божьем и в любви к Богу и к людям. Отчизной их был г. Коластра в Каппадокийской области, но когда Нине было 12 лет, то они переехали в Иерусалим, где Завулон пожелал посвятить себя пустынной жизни, а Сосанна пожелала, приняв благословение брата своего, поступить на служение нищим сёстрам. Нина же была отдана на воспитание старице Сарре-Ниофоре, бывшей также воспитательницей и матери Нины. В общении то с этой благочестивой старицей (армянкой по происхождению) процвели роскошным цветом благодатные ростки, насаждённые христианами-родителями в сердце блаженнаго ребёнка. «Старица Ниофора, основательно изучившая св. Писание, могла многое знать и во многом удовлетворить благочестивую любознательность своей воспитанницы. Нину же, привыкшую слышать о Христе, сжившуюся, так сказать, с образом Его, в обществе родителей, всей мыслью и делом преданных Ему, в высшей степени занимало всё, что она могла слышать о Христе. Таким образом, часто рас спрашивала она Ниофору о страданиях Христа, о распятии о погребении, о воскресении Его. С верой и любовью изливала старица в душу дитяти всё, чем преисполнена была собственная душа её, и сообщала Нине разные сведения о Богочеловеке, о учении и учениках Его и о различных странах, где они проходили, проповедуя Евангелие, и о своей родной стороне, Армении и Карталинии с г. Мцхетом, где, по преданию, находился хитон Иисуса Христа»184.

– А какой же народ живёт в этих странах? – расспрашивала Нина.

– Народ тот живёт во тьме язычества, – рассказывала старица,–поклоняется он идолам и не знает ничего о Христе... Не просветил ещё его никто светом Евангельскаго учения.

– Как же можно жить без Христа? – недоумевало сердце мудрого ребенка, наполненное уже святой, пламенной любовью к Богу, – и жалость к тёмным идолопоклонникам доводила Нину до истиннаго страдания; она не могла помириться с мыслью, что есть люди, не знающие о Христе.

...Следя за впечатлениями воспитанницы своей, проникая в её разумную и любящую душу, старица Ниофора, как бы предвидя, до какой силы созреет она, сказала ей однажды, среди одной из их задушевных бесед – «вижу, дитя моё, силу твою – равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных; или можно уподобить тебя орлице, парящей в воздухе. Для неё земля кажется маленькой жемчужинкой, но лишь только завидит она с высоты свою добычу, то мгновенно, подобно молнии, устремляется на неё и нападает... Такова же точно будет и жизнь твоя»...

Глубоко запали в душу Нины слова старицы. В ней загорелся порыв увидеть те страны, в которых живут такие несчастные, не ведающие света люди: захотелось рассказать им о чудном Иисусе Христе, хотелось также разыскать и поклониться скрытому в той земле хитону Иисуса Христа, связанному Богоматерью... («Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху»... Ин.19:23). Нина пламенно молилась Божией Матери, чтобы Она исполнила её заветные желания... И вот, посетила её во сне Матерь Божия и благословила её крестом из виноградных лоз, сказав ей: «прими этот крест, он будет тебе щитом и ограждением против всех видимых и невидимых врагов твоих; силой его водрузишь в стране той знамя веры в Сына Моего». В другой раз увидела Нина во сне Спасителя, вручившего ей свиток со словами: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Мф.28:19).

С восторгом поспешила Нина объявить дяде своему, епископу иерусалимскому, об этих снах и полученных ею... повелениях. Епископ и мать её благословили её на тот подвиг, к которому вдохновенно и неудержимо стремилась она, и действительно Господь привёл Нину совершить его. Она достигла до Иверии. Основываясь на одном предании, можно заключить, что она искала в этой стране спасения от гонения, воздвигнутого Диоклитианом (см. жизнь мучен. Рипсимии, 29 сент.). По другому же преданию, она была взята в плен Иверийцами.

Вскоре по прибытии в Иверию Нины, чудпым образом одиноко достигшей до г. Мцхета, ей пришлось присутствовать при народном торжестве в честь одного из главных языческих богов, именем Армаза.

Следуя здесь за толпой, Нина дошла до того места, где на возвышении стоял идол, перед которым совершалось жертвоприношение. Царь Мириан, царица Нонна, воины и народ с благоговением поклонялись идолу. В высшей степени поражена была этим зрелищем носящая в душе своей образ Распятого Христа Нина. Великой скорбью наполнилась душа её при виде столькпх заблуждающихся и не знавших истинного Бога несчастных людей. Пламенно молилась она, чтобы Господь просветил их, и как бы в отзыв на молитвенный вопль её произошло чудное явление: среди яснаго дня вдруг засверкала молшя, поднялась страшная буря... Прекращено было жертвоприношение, вся толпа спешила укрыться от грозы и рассеялась по домам своим. Покинутый бог-идол сокрушился вдребезги; стены капища обрушились; сильным ветром снесено было всё в пропасть горы, так что скоро не осталось на горе и признаков от идольскаго капища. Святая же Нина, хранимая Богом, стояла невредимой в расселине скалы. Это случилось 6 августа, в день праздника Преображения Господня.

После этого происшествия, Нина направилась на восток, по рубежу горы, где в древности был гор. Армазик; пройдя вдоль р. Куры, подошла к царскому саду, где теперь находится храм патриарший. Увидев здесь небольшой домик сто рожа, она подошла к нему и радушно была принята женой сторожа Анастасией, которая, побеседовав с Ниной несколько времени, начала вместе с мужем своим уговаривать странницу поселиться у них. Нина пожила с ними некоторое время, но потом пожелала уединиться и, найдя за стеной города что-то вроде шалаша из листьев и ветвей ежевики (на этом месте находится теперь алтарь верхней церкви, называемой Самтавро), поселилась в нём. Здесь проводила она дни и ночи в молитве, ожидая от Бога указаний и вразумления на её дальнейшую деятельность. В скором времени она сделалась известной в окрестностях, потому что Бог освятил её молитвы чудодейственной силой исцелять все болезни приходящих к ней за советами страдающих разными недугами людей. Народ начал во множестве стекаться к ней, и тогда, леча и исцеляя от болезней, Нина вместе с тем проповедовала народу об Иисусе Христе. Слова её и дивная жизнь сильно действовали на народ, и многие начали принимать веру в истинного Бога.

Отсюда Нина ходила иногда в город, и в Еврейском квартале старалась разузнавать, где находится хитон Господень, о котором разсказывала ей воспитательница ея Ниофора, слышавшая о нём от Евреев, приезжавших из Иверии в Иерусалим на праздник Пасхи. В городе обратился к Нине Еврейский первосвященник Авиафар (потомок Елиоза, привёзшего в Мцхет хитон Спасителя), желая услышать от неё о Христе, и скоро, вместе с дочерью своею Сидонией, приняли хриспанскую веру и стали помогать Нине в распространении её между жителями. Таким образом св. Нина положила основание веры в Иисуса Христа, но обращённые ею, за неимением священника, не были еще просвещены святым крещением.

Новообращённый Авиафар разсказал св. Нине, что знает от отца своего и что сохраняется предание и у многих других о том, что хитон Иисуса Христа хранится под кедром в виноградниках царскаго сада, где жила прежде Нина. Под тенью его часто молилась она, чтобы Господь привёл народ Иверии к познанию истинного Бога. Чудные видения подкрепляли веру, с которой она ожидала исполнения молитв своих. Однажды, заснув после обычной молитвы, она увидела сон, который потом повторялся не раз: ей представилось множество чёрных птиц, направлявших полёт свой к реке Арагве; опустившись в воду, они вылетели из неё – белыми, как снег, и, рассеявшись на ветвях кедра, оглашали всю окрестность дивным пением. Св. Нина рассказала ученице своей Сидонии это сновидение. – «Иерусалиме, Иерусалиме! – вдохновенно отозвалась Сидония, – ты широко раскидываешь крылья свои и собираешь к себе все народы со всех концов вселенной! Вот и сюда пришедшая от тебя жена сия Нина, изменит обычаи и закон этой страны»... и затем, обратясь к Нине, прибавила: – твой сон означает, что место это будет обращено тобою в духовный сад, который приносит Божественные плоды вовеки...

Эти слова воодушевили св. Нину, и она с усиленной ревностью открыто проповедовала Евангелие Царствия Божьего. Вместе с нею участвовали в проповеди и просвещённые ею Авиафар, дочь его Сидония, шесть Еврейских женщин и сторож царского сада со своей женой. Из них Авиафар, бывший первосвященник, по ревности своей был подобен Апостолу Павлу и, хорошо знакомый с ветхим заветом, он с успехом действовал на своих соплеменников.

Многими чудесами и знамениями Бог утверждал истину благовестия св. Нины.

Слух о чудной страннице дошёл до царя. В это время сильно занемогла жена его Нонна. Не получая никакой помощи от лечивших её врачей, она обратилась к прославившейся исцелениями больных св. Нине. Именем Иисуса Христа исцелила её Нина, царица уверовала в силу учения Христова; вскоре обратился к истинному Богу и царь Мириан. По совету Нины, он послал просить царя Константина прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом. Прибывшаго в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ – по сильному желанию принять крещение – встретили с великим почётом и радостью, и вскоре началось совершение св. крещения (326 г.). Прежде всех принял св. крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста, на р. Куре, там, где стоял дом первосвященника Елиоза, епископ совершил водо- освящение и крестил всю знать царскую, – место это до сих пор носит название «купели вельмож», а несколько ниже купели вельмож два иерея и диаконы крестили в то же время весь народ, который принимал св. крещение так усердно и стремился к тому с такою поспешностью, что в исполнении таинственнаго обряда было немало замешательств. Такое усердие происходило от того, что народ хорошо помнил наставление святой Нины, говорившей им, что кто не примет крещения, тот не может найти вечного света. Таким образом, почти вся Карталиния приняла св. крещение, за исключением Кавказских горцев, оставшихся во тьме язычества»185.

Вслед за тем царь отправил послов в Константинополь с просьбой к императору прислать в Иверию архитекторов для постройки храмов. Император хорошо принял послов, исполнил их просьбу и вместе с ними отправил в новопросвещённый край много архитекторов и иереев, вручив в распоряжение епископа большую сумму денег для постройки церквей.

Побуждаемая святым усердием, Нина продолжала проповедо вать Евангелие. Она старалась распространять слово Божие между горцами и наконец отправилась в Кахетию, находящуюся в другой части Иверии. Здесь поселилась она в ущелье Бодбийском и обратила к познанию Бога множество народа и самую царицу Кахетинскую Софию, и после 33-летнего своего равноапостольного подвига мирно скончалась 14 января 335 г., на 67-м году от рождения, устроив много храмов во имя св. великомученика Геория, который был ей родственником.

Тело св. Нины было предано земле на месте, завещанном ею, близ селения Буди, в куще, ею самою устроенной. Эта могила существует доныне в храме Бодбийском, сооружённом царём Мирианом на месте погребения её и возобновлённом покойным митрополитом Грузинским Иоанном (скончавшимся в 1837 г.).

Ныне гроб св. Нины от бедности не имеет ни одной лампады, которая освещала бы темноту маленькаго придела»...

Между тем, из глубины пятнадцати веков ещё слышатся слова блаженного царя Мириана, сказавшего епископам перед смертью своей: «наблюдайте, чтобы место то (где покоятся останки св. Нины) не пришло в запустение»...

Грузинская Церковь чествует св. Мириана, супругу его Нонну и сына их Бекара, как распространителей веры Христовой в Грузии. Могила их находится в Самтаврском храме; над нею беднейшая, едва приметная плита булыжника, в уровень с полом, при входе из малой церкви в большой храм налево.

* * *

184

Хитон Иисуса Христа попал в Грузию следующим образом: с давнего времени, рассеявшись после пленения Вавилонского, некоторые Иудеи проживали в Иверии, но, верные своим обычаям, посещали они Иерусалим во время празднования Пасхи; там слышали они рассказы об Иисусе Христе, об учении, о чудесах Его и, передавая слышанное о Нём по возвращении в Иверию, поразили и тронули в особенности сердце одной семейной, пожилой женщины Иудеянки. Чуткое благочестие души её постигло тайну воплощения Бога; далёкое расстояние не помешало ей умственным взором следить за происходившим в это время в Иерусалиме... и когда Спаситель умирал на кресте, то она вдруг воскликнула: «ныне совершилось падение царства Израильского», и упала мёртвой. Сын же её Елиоз был в это время в Иерусалиме, видел страдание Спасителя и купил хитонъ Его у воина, которому он достался по жребию. Этот хитон привёз он домой, где не застал уже своей матери, и передал хитон сестре своей Сидоніи. Она же, прижав его к груди, тогда же и скончалась... И похоронили её в царском саду, вместе с хитоном... На месте же том вырос величественный кедр.

185

Сабинина – жизнеопис. святых Грузинской Церкви, стр. 49–50.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle