Источник

19-го числа

Преподобного Макария Египетского

Св. преп. Макарий Египетский

Преподобный Макарий, родом Египтянин, в мире – поселянин, в детстве и юношестве – пастух, остальное время своей жизни, около 60 лет, подвизался в пустыне и положил основание иночеству в Скитской пустыне205. Место его подвигов до сих пор называется пустыней Макария, и в ней находится монастырь его имени.

В первые же годы своей жизни в пустыне пр. Макарий уже прославился своими строгими подвигами, что и привлекло к нему множество благочестивых людей, стремившихся подражать его примеру. Служа им чудным руководителем, он был, на 40-м году своей жизни, посвящён в сан пресвитера, чтобы совершать и Божественное служение для многочисленных учеников своих, для которых он устроил иноческое житие и соорудил св. храмы. Вскоре он удостоен был от Бога различных откровений и дара великих чудотворений.

Между бывшими ему откровениями замечательно то, которое указало ему на двух женщин, живущих в мире, как на совершеннейших его в добродетели. Макарий нарочно отправился в город, чтобы научиться от этих женщин, и узнал, что они спасаются не посредством каких-нибудь чрезвычайных подвигов, а самым простым и общедоступным образом. Это были две женщины, жёны двух родных братьев, жившие всегда вместе в мире и согласии и усердно исполнявшие все свои семейные обязанности. У них было расположение к иноческой жизни, но они предпочли жить дома по воле мужей своих. Не произносили никогда не только праздного, но даже просто лишнего слова и строго наблюдали за собой в исполнении всех заповедей Божьих.

Пришлось и в другой раз великому пустынножителю оставить пустыню свою. Это было в царствование Валента, когда епископ Люций, поставленный арианами вместо Петра, преемника Афанасия Александрийского, вооружённой силой вынуждал отшельников к принятию арианства. Многие из них тогда скончались мученически, а Макарий с некоторыми другими был заточён на одном из островов Египетских. Здесь явился он просветителем язычников и вскоре все язычники, жившие на острове, приняли христианскую веру. Тогда епископ Люций освободил его из заточения, и Макарий возвратился в свою любимую пустыню, где мирно скончался около 391 г., на 90-м году своей жизни. Останки его находятся в Амальфи, в Италии.

Из жизнеописания св. Макария не видно, чтобы он получил образование, однако же, после него осталось 50 слов, 7 наставлений и 2 послания на греч. яз., существующие в переводах Сирском и Арабском. В них заключаются не учёные прения о догматах, а мудрые и вместе с тем простые беседы о внутренней духовной жизни, служащие вразумительным разрешением необходимых для всякой души вопросов.

«Господь знает ум твой, – пишет Макарий, – помышления и движения мыслей; назирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с леностью ли, не с нерадением ли; и когда увидит усердие твоё к исканию Его, тогда явится и откроется тебе и даст помощь Свою».

«Горе душе, если она остаётся только при одной себе, надеется только на дела свои и не имеет общения с Духом Божиим. Она умирает, не сподобясь вечной, Божественной жизни».

«Человеческое естество, будучи не в состоянии само по себе производить совершенные плоды добродетели, имеет нужду в духовном деятеле душ наших – в Духе Христовом».

«Младенец, хотя ничего не может сделать и не может сам прийти к матери, но он движется и плачет, ища матери. Мать над ним сжаливается и радуется, что он ищет её с усилием; она сама подходит к нему, побуждаясь любовью к дитяти, берёт его на руки, прижимает к груди и кормит с великой нежностью. Так делает и человеколюбивый Бог с приступающими к Нему и ищущими Его душой».

Вопрос: как нам молиться? – преп. Макарий разрешает так: – «говорите: Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй меня! – И Господь, знающи, что вам надо, поможет вам».

Св. Макарий составил также много и молитв; между прочими, молитву Ангелу Хранителю: «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей душе...».

Преподобного Макария Александрийского (Римского)

Св. преп. Макарий Александрийский

Близ Скитской пустыни, где подвизался пр. Макарий Египетский, жил друг и сподвижник его, также Макарий, по месту рождения Александрийский. До 40-летнего возраста он был язычником, но после того принял христ. веру, св. крещение и удалился в пустыню Келий (между Скитской и Нитрийской).

Поставленный пресвитером, он сделался начальником подвизавшихся тут в безмолвии, каждый отдельно в своей келье, отшельников. Имел он и свою келью по разным местам, но ни в одной из них не было ни окон, ни дверей, и были они до того тесны, что в них нельзя было протянуть ног, исключая той кельи просторной, где он принимал приходящих. С мудростью и кротостью руководил он иноками, подкрепляя наставления примером своей собственной высокой жизни. Прославился чудотворной силой и скончался ста лет от роду, через 5 лет после преставления пр. Макария Египетского.

Макарий Александрийский был учеником св. Антония Великого, а из его учеников прославился по святости жизни пр. Пафнутий.

Преп. Арсения Керкирского (Корцирского)

Арсений, архиепископ Корцирский (ныне острова Корфу), родом из Вифинии, жил в конце IX и в первой половине X века; славен был мудростью, учительностью и неоднократным заступничеством за невинных пред властями.

Скончался в 959 году; нетленные мощи его почивают в кафедральной церкви, где и Евангелие, писанное его рукою. Им приведён в нынешний состав «чин таинства Елеосвящения».

Св. мученицы Евфрасии

Св. мученица Евфрасия дева, за исповедание веры жестоко пострадавшая в Никомидии, во время гонения Максимианова, в 303 г., и преданная, наконец, во власть язычника, прибегла к честному обману, чтобы избавиться от его дикого произвола: она назвала себя волшебницей, владеющей чарами (в виде какого-то растения), против которых будто бы бессильно всякое оружие, и в доказательство своих слов предложила суеверному язычнику нанести ей удар по шее, обложенной таинственным растением...

Не постигая такой неустрашимости перед смертью молодой христианки и с любопытством поспешив испытать действие такого важного зелья, язычник нанёс Евфрасии удар мечом, и таким образом чистая дева освободилась от позорной власти над нею грубого варвара...

Память преп. Макария Печерского

Св. преп. Макарий Печерский

Мощи преп. Макария почивают в Антониевой пещере. Но подвиги его неизвестны; он не показан и у Кальнофойского206

† Преставление блаженного Феодора Юродивого

Св. Феодор Юродивый

Блаженный Феодор207 родился в Новгороде и в юных летах обучен был чтению книг. Он рано начал любить благочестие, – в среду и пяток не вкушал ничего, и постоянно посещал храм Божий. По примеру великих юродивых востока, он избрал для спасения своего путь юродства. Не имея нигде постоянного жилья себе, он в морозы ходил босым и полунагим; всё, что получал от боголюбивых, раздавал бедным, а сам терпел нужду во всём; ветреная молодёжь смеялась над ним, оскорбляя его словами и побоями; но он переносил всё весело. Когда другие предавались глубокому сну, Феодор обходил храмы города и молился. Так протекла жизнь его! Современником его был блаженный Николай Качанов, живший на Софийской стороне, – тогда как Феодор ходил на Торговой. Когда блаженному Феодору случилось переходить Волховским мостом на Софийскую сторону, блаженный Николай гнал его на Торговую; то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне. Блаженные, понимая друг друга и себя, видимою враждой своею напоминали Новгородцам их междоусобия, которые так часто бывали кровавыми и по предлогам самым пустым. Случалось, что блаженный Феодор говорил вслух: «берегите хлеб», – и наступал голод. В другое время говорил: «чисто тут будет, – хорошо будет сеять репу», – и пожар опустошал улицы Торговой стороны. Пред кончиной своей говорил он встречавшимся с ним: «прощайте; далеко иду». Он просил похоронить его близ торжища и скончался 19 января 1392 г. Впоследствии над гробом его построена была часовня, и здесь больные получали исцеления. В новой, каменной часовне, при храме Победоносца Геория на Лубянице, построенном ещё в 1181 г., и ныне мощи блаженного. Ему есть особая (печатная) служба, по которой чтится память его 19 января и совершается молебcтвие при мощах его208.

В наше время путь блаж. Феодора – путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остаётся купцом, чиновник чиновником, земледелец земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни.

«В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги, и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе, что ждёт тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли?

«Господи! кто может пребывать в скинии Твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянётся ближнему и не изменяет; кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного» (Пс.14:1–5). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» (Притч.11:4). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» (Тит.2:11–12).

* * *

205

«Скитская пустыня – часть Нитрийской, называющейся ныне долиной Нитровой. Это – море песчаное, где можно ходить только по указанию звёзд. Она расположена на границах Ливии и Египта, на пятичасовом расстоянии от Нитрийской горы, отстоящей на 13-часовом расстоянии к юго-западу от Александрии» (Путеш. Норова, 1, 84, 85).

206

Святыни Киева, 55. Опис. лавр. 110, 292, 290.

207

Ркп. сказания о блаженной Феодоре.

208

Сведения о монастыре и церкв., стр. 415. М. 1853. Словарь святых СПб. 1836 г. Макария древности 1, 200, 388.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle