Источник

22-го числа

Св. Апостола Тимофея

Св. Апостол Тимофей

Родом из Ликаонии, города Листры, сын язычника и Евреянки; когда Ап. Павел проповедовал в Листре, то обратившаяся к вере вдовствовавшая мать его поручила его Павлу, который и отдал его достойным учителям для научения Писанию, а через несколько лет сделал его участником в Апостольских трудах своих и, наконец, оставил епископом в Ефесе. Скончался мученически: потому что когда, однажды, во время бесчинств и распутных действий языческой толпы в честь богов, он выступил с обличением, то избит был до смерти исступлёнными. Христиане положили честные его мощи за городом, где впоследствии и церковь была сооружена.

Преп. Анастасия Персянина

Перс знатного рода, сын мага; в 614 году, когда честное древо Креста Господня пленено было Персами, он много наслышался о христианской вере, отправился в Иерусалим и, приняв крещение, семь лет провёл в одном из тамошних монастырей. Однажды, накануне светлого праздника Воскресения, ему в видении некий светозарный муж подал чашу с вином и сказал: «прими и пей. Анастасий выпил из чаши, и душа его исполнилась радости; это счёл он предзнаменованием мученической смерти. Оставив обитель Иерусалимскую и посетив разные места, он прибыл в Кесарию Палестинскую, занятую ещё Персами, стал обличать нечестие их, схвачен, как отступник от веры предков, и, как не согласился отречься Христа, выслан в Персию на суд, где и осуждён на удавление верёвкой (622 г.). Мощи же его взяты верными и перенесены в Иерусалимскую обитель.

Память преп. Анастасия иеродиакона Печерского

Св. преп. Анастасий Иеродиакон

Кальнофойский, показывая в Антониевой пещере мощи преподобных, говорит: «святой Тит пресвитер, чудотворец, с братом своим во Христе Анастасием»234. Эти слова дают видеть, что преп. Анастасий был современником преп. Тита и, соединённый c ним христианской любовью, почил в конце XII в.235. В рукописных святцах называется он диаконом. Мощи его в Антониевой пещере236.

† Преставление преп. Макария Жабынского

Св. преп. Макарий Жабынский

По рукописным святцам «преподобный священноинок Макарий, начальник Жабынского монастыря Введения Пресв. Богородицы, Белевский новый чудотворец, преставися в л. 7130 (1622) мес. янв. в 22 д.». По синодику Белевской обители, «преподобный отец Макарий, Белевский чудотворец, – в терпении иночески плотию страда: мраз, зной, в алчбе и жажде потерпе, монастырь возгради, братью собра, поживе в терпении своем лета довольна, – преставися в л. 7131 (1623), погребен ученики своими в своем, от него созданнем монастыре, месяца ианнуария 22 дня»237.

Жабынский монастырь на устье речки Жабыни, впадающей в Оку, в 5 верстах от Белева, основан был в 1583 г. старцем Онуфрием, но в 1614 г. был разорён и сожжён без остатка, как и Оптина пустынь. Преп. Макарію пришлось устроять всё вновь на пустом месте: строить храм и кельи, собирать братию. Это нелегко и в другое время, а когда разорен был весь край, старцу пришлось долго переносить на пепелище и голод и холод, он всё терпел для Господа, и пустынь Жабынская после того называлась Макариевой. Полагают, что его же терпению и трудам принадлежало и восстановление разорённой Литовцами Оптиной пустыни, которая также называлась Макариевой. Изображение преп. Макария видно было даже на столпе храма девичьего Козельского монастыря. В синодике Жабынском сказано и то, что преп. Макарий «доныне сияет в чудесех»238.

Память св. мучеников Мануила, Георгия, Петра, Парода и других

О сих мучениках смотри 28 марта.

* * *

234

Teraturgima р. 15. Kiow. 1636.

235

О пр. Тите февраля 27. Почему в словаре святых, стр. 22 Анастасий называется преподобномучеником, – не видно; в опис. лавры он диакон, но не назван мучеником.

236

Опис. лавры, стр. 110, 293.

237

Слова синодика у Сахарова: история гражд. образ. Тульской губ. М. 1838 года.

238

Исследов. о древней области Вятичей, стр. 8, 86–87. По другому списку святцев, «пр. Макарий Белевский Жабынский преставися в л. 7130 сентября в 22 день». Год и день кончины несомненнее те, которые указаны в синодике пустыни; а 22 сентября, вероятно, было днём свидетельствования мощей.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle