Источник

31-го числа

† Св. Никиты, епископа Новгородского

Св. Никита, епископ Новгородский

У одного Палестинского аввы спросили: «отчего святые смиряются более и более, по мере своего усовершенствования?» И авва отвечал: «оттого, что они не смотрят на то, что оставляют позади себя, а лишь на то, что впереди их; их правда представляется им ничтожной пред величием святости Божией». Потому-то не умна, преступна, опасна гордость наша, не только та, которая тешится земными преимуществами, но и та, которая самонадеянно принимает на себя духовные подвиги. Пример тому – Печерский подвижник Никита, который вместе показывает собою, что когда воля благая, невзирая на падения, с твёрдостью следует внушениям благодати, благодать Божия возводит душу на высокую степень духовного совершенства.

«В дни игумена Никона (1078–1088 г.), – пишет Поликарп, Печерский инок378, был брат, именем Никита. Искушаемый желанием славы пред людьми, избирая великое дело не для Бога, он просил у старца дозволения идти в затвор. Игумен не позволял ему. „Чадо! ты молод, – говорил он, и потому не полезно для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братьями, и ты не потеряешь твоей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия, как он прельщён был; только великая благодать Божия спасла его, и он творит ныне чудеса“. Никита отвечал: „никогда не соблазнюсь я такой вещью, а прошу у Господа, дабы дал мне дар чудотворений“». «Выше сил твоих прошение твоё, – сказал Никон; – остерегись, брат, чтобы вознёсшись не упасть. Смирение наше приказывает тебе служить братии».

Никита настоял на своём. Но не прошло года, как стал он добычей искусителя. Явившийся в виде ангела дал ему совет оставить молитву и заниматься только книгами, а на себя принял молиться за него и молился в виду его. Скоро стал Никита прозорливым и учительным. Он послал сказать Изяславу: «ныне убит Глеб Святославович в Заволочье, пошли скорее сына твоего Святополка на Новгородский престол». Как сказал он, так и было. И по летописи князь Глеб точно был убит 1078 г. мая 30 дня379. Это оправдавшееся прозрение обратило внимание всех на Никиту; князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений. Никто не мог сравниться с ним в знании книг Ветхого Завета, он знал их на память380; но книг Нового Завета никак не хотел он слушать, ни беседовать по ним. По этой последней странности поняли, что он обольщён. Любовь отцов не могла быть равнодушной к несчастью брата. Преподобные игумен Никон, Иоанн, бывший после него игуменом, постник Пимен, Матфей прозорливый, св. Исаакий печерник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший после епископом Тмутараканским, Нестор, написавший летопись, Григорий, творец канонов, Феоктист, бывший потом епископом Чернигова, – пришли все к прельщённому и, помолившись, отогнали от него беса. Они вывели его (из затвора) и спрашивали о Ветхом Законе, желая что-нибудь слышать от него. Но он с клятвою уверял, что никогда не читал книг. И тот, который прежде знал на память Ветхозаветные книги, теперь не знал ни слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. С того времени он посвятил себя посту и чистому, смиренному и послушливому житию, так что превзошёл он других добродетелями. Поставленный в епископа Новгороду, он сотворил много чудес; молитвой низвёл дождь и погасил пожар. И ныне чтут со святыми блаж. Никиту. Так писал Поликарп381.

По другим памятникам, св. Никита посвящён в епископа Новгородского в 1096 году на место почившего блаж. Германа, а в 1097 г. Мстислав, князь Новгородский, «молитвами преподобного епископа Никиты», благополучно возвратился в Новгород после долгой войны с Олегом382. Поныне ещё цел каменный корпус, построенный св. Никитой для Новгородского владыки; он и в памятниках и в народном предании известен под именем Никитинского, как построенный св. Никитой383. Святитель-подвижник имел утешение благословить блаж. Антония на основание новой обители. Железные вериги, снятые с мощей святителя, весом в 14 ф., – верный свидетель тому, что святитель до самой кончины своей ревностно подвизался против плоти384. Блаж. пастырь скончался 31 января 1108 года, «а на весну, – говорит древняя летопись, – почата писати (расписывать стены) св. Софью, стяжанием святого владыки», – по его завещанию385.

Уже во время Поликарпа, в начале XIII в., чтили память преп. Никиты в числе святых. Но мощи святителя открыты были только в 1553 году386.

Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул навеки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте; его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофные, кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевой опушкой387. Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего всё сверхъестественное – и благодать Божию и все чудеса христианства. По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до 10 больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него388.

Св. чудотворцев и безмездных врачей Кира и Иоанна

Св. Кир и Иоанн

Кир родился в Александрии. В этом же городе, славившемся образованием, Кир получил воспитание и изучил врачебное искусство. Своим врачевством он оказывал помощь ближним и притом безвозмездно. Подавая больному врачевство против телесной болезни, он об имени Иисуса Христа увещевал больных избегать грехов, как частых причин телесных недугов. Обращая внимание на психические причины телесных болезней, и стараясь с помощью Божией исцелять душевные болезни, св. Кир так прославился врачебным искусством, что затмил славу других врачей. Язычники обращались к нему за врачевством и, получая наставления в вере в Иисуса Христа, подающего вечное здравие человеку, обращались в христианство. Врачебное искусство, при помощи Божией, исцеляло больных, внимавших проповеди св. Кира.

Наступило для христиан жестокое гонение Диоклитиана. Св. врач Кир, проповедуя другими заботу о жизни и здоровье, как о даре Божьем, убежал от гонения из Александрии в Аравию. Этим он исполнил и заповедь Спасителя о самосохранении аще гонят вы во граде сем, бегайте в другий.

Здесь, в Аравии Кир нашёл себе верного друга и сподвижника в Иоанне.

Иоанн сначала был воином. Узнав о подвигах в пользу ближних и вообще о добродетелях Кира, Иоанн оставил военное звание и просил себе дозволения всегда быть при Кире. Он, можно сказать, сначала был фельдшером при враче Кире. И вот Кир и Иоанн врачевствами своими совместно действуют на пользу ближних.

Пользуя ближних врачебным искусством и проповедуя им учение Христово, св. врачи действовали самоотверженно и, где было нужно, готовы были за благо ближних положить жизнь свою. Однажды они узнали, что гонители христиан схватили для мучений одну мать с тремя дочерями. Невзирая ни на какие опасности, они решились идти в г. Канопу, в нижнем Египте, чтобы своей верой утвердить веру и терпение страдалиц. Св. врачи вместе с ними вкусили мученическую смерть при Диоклитиане в 311 году. Св. церковь празднует память их 31 января; а 28 июня воспоминается перенесение мощей их из Канопы в селение Мануфин в 412 году.

Мученицы Афанасии и трёх её дщерей – Феоктисты, Феодосии и Евдокии

В тот же день мученицы Афанасии и трёх её дщерей – Феоктисты, Феодосии и Евдокии

Св. мучеников Викторина, Виктора, Клавдия, Диодора и Папия

В тот же день св. мучеников Викторина, Виктора, Клавдия, Диодора и Папия. Пострадали за исповедание Христа в Египте в 284 г., в царствование Нумериана.

* * *

378

Следуем ркп. сказанию. Пишут: «при самом начале Печерской обители, одним из первых её подвижников был преп. Никита». Нет, не то говорится у блаж. Поликарпа. «Ты молод», – говорит игум. Никон (1078–1088 г.) Никите. Никита видел Исаакия в бедственном состоянии, и след., был в Печерской обители с 1067 г., но уже не раньше того.

379

Собр. л. 1, 85; 3, 3.

380

Поликарп по ркп.: «а не можаше никто стязатися с ним книгами Ветхого Завета, весь бо из уст умеяше – бытие, исход, левити, числа, судии, царства и вся пророчества по чину и вся книги жидовскы».

381

Ркп. послание к Акиндину. Лет. относительно пожара указывает на кондак: «в кондаке его написано: прилежно моление за люди своя принося, овогда и граду запаление угасил еси». Собр. л. 3, 213.

382

Собр. л. 1, 109; 3, 122, 179, 213. Годом поставления св. Никиты в епископа во 2 Новгород. л. в росписи владык, в Воскр. л. (собр. л.7:9), в Никон. л. показан 6604 и только в 3 Новг. л. 6605.

383

Описание Новгород. архиерейск. дома, стр. 4, 41. СПб. 1857 г.

384

Описан. Новгор. святыни, 30. СПб. 1850. Опис. Новг. собр. 191.

385

Собр. л. 3, 3. Тот же год кончины в Воскр. л. Собр. л. 7, 21. В 3 Новгор. л. (стр. 213) повторено известие 1 лет. о расписании стен собора, но кончина поставлена под 1615 г. и вместе сказано: «бысть во епископии 13 лет». Одно с другим несогласно. Древние известия несомненны, тем более что св. тело Никиты, обретённое 30 апреля 1558 г., пробыло в земле 450 л. и 3 месяца. Опис. Новгор. соб. стр. 95, 99.

386

Собр. л. 3, 158. Минея янв. 31. Никита «Новоявленный чудотворец» – в грамоте 1563 г. (ист. акт I, 550. 551).

Ещё цела железная лампада, устроенная усердными Новгородцами при открытии мощей святителя. Она с надписью: «свеча великого Новгорода, всех православных хресиян, поставлена новому чудотворцу Никите в л. 7076 (1558) апреля в 1 день при архиепископе Пимене». Древн. гос. Росс. 1, 80. Служба св. Никите – у Толстого III, № 50, Царского № 364.

387

Ркп. житие «о переменении риз телеси св. Никиты». Ризы и шапку святителя возили показывать царю Иоанну вслед за открытием мощей. Соб. л. 3, 159. В ризнице Софийского собора показывают ещё святительский жезл св. Никиты. В настоящем виде, составляют его три жимолостные тросточки, соединённые тремя яблоками, и поперечина, одетая моржовой костью, на которой вырезаны святые: митр. Пётр и преп. Сергий. Но так как сии святые прославлены, один в 1330 г., другой в 1427 г., то украшения посоха, без сомнения, не принадлежат св. Никите. Древн. Росс. гос. 1, № 97–100. Опис. Новг. соб., стр. 190–192.

388

О некоторых чудесах замечено в летописи под 1552, 1558 и 1571 гг. Собр. л. 3, 156, 158, 165. Ркп. опис. жития и чудес у Румянцева, стр. 206.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle