Источник

16-е

Св. мучеников Савина и Папы

Савин был один из начальных граждан Ермополя, что в Египте. Во время гонения Диоклитианова, скрываясь от сыщиков, удалился из Ермополя в некую пустынную деревню. Нищий же некто, питаемый им,

услышав, что Савина ищут, пришёл к идолослужителям и за две золотые монеты уговорился довести их до убежища Савинова. Так был схвачен блаженный и, после пыток сперва в Ермополе, потом в Антинополе, утоплен в реке Ниле с другими шестью христианами. – Папа же святой пострадал около 305 г. в Селевкии Исаврийской.

Св. Апостола Аристовула, епископа Вританийского, одного из 70-ти Апостолов Христовых

Жил в I веке. Апостол Аристовул, родом из Кипра, брат св. Апостола Варнавы, был поставлен в епископы св. Апостолом Павлом. Он проповедовал в Британии, нынешней Англии, почему и называется Вританийским или Британским. Много потрудился он, проповедуя язычникам, много и пострадал от них, и мирно скончался в Британии. – О нём упоминает св. Апостол Павел в послании к Римлянам: «приветствуйте верных из дома Аристовула» (Рим.16:10).

Память его ещё – 31-го октября с другими пятью из 70-ти Апостолов: Стахием, Амплием, Урбаном, Наркиссом Апеллием, и – 4-го января, в соборе 70-ти Апостолов.

Преп. Христодула Патмосского

Уроженец Никеи, сперва был монахом на горе Латре в Вифинии, потом игуменом обители на острове Косе. 1089 году он упросил императора Алексея Комнина отдать его обители пустынный тогда (от Сарацынских набегов) остров Патмос в замен имений на острове Косе и на берегу Карий, и устроил тут монастырь на горе близ пещеры, в которой, по преданию, св. Апостол Иоанн Богослов написал «Апокалипсис». В 1110 г. бежал с учениками своими на остров Евбею, по причине набегов морских разбойников, и скончался там в следующем году. Ученики перенесли обратно мощи преподобного, которые и доныне покоятся в его обители.

† Преставление св. Серапиона, архиепископа Новгородского

Блаженный Серапион родился в селе Пехорке (Пехре) невдали от Москвы171. Обученный грамоте на 7 году, он рано хотел расстаться с миром; но родители заставили его вступить в брак, и он принял сан священства; но через год после брака супруга его скончалась. Приняв иноческий образ, он для покоя родителей оставался священником при Покровской церкви; по смерти же родителей, отпустив работников и раздав имущество бедным, вступил в Дубенский Успенский монастырь, что на острове. По смерти настоятеля братия упросили Серапиона принять на себя должность строителя обители Дубенской, состоявшей тогда в ведении Сергиевой лавры. Преподобный столько известен был здесь духовными подвигами и так много со делал для Островской пустыни, что пустынь называлась потом пустынью Серапиона172. – Тяготясь заботливой должностью, он отказался от неё и перешёл в Сергиеву лавру. Но и здесь не долго был в покое. Волей митрополита и великого князя определён он (1493 г.) в игумена лавры. – Великий князь Иоанн уважал подвижника игумена. Три боярыни обвинены были перед великим князем в волшебстве; строгий Иоанн велел сжечь их. Блаженный Серапион, уверенный в невинности несчастных, после усердной молитвы к Св. Троице, явился к великому князю и убеждал его отменить суровый приговор; великий князь послушался благочестивого игумена, и жизнь трёх невинных была спасена. Заботливый о благоустройстве великой обители и особенно о жизни достойной иночества, блаж. Серапион был и на соборе о церковных имениях; здесь старался он согласить пользы Церкви и государства и подавал голос одинаковый с голосом игумена Волоколамского Иосифа173.

Великий князь Иоанн, передавая управление сыну своему Василию, указал ему на Серапиона, как на достойного занять святительскую кафедру в Новгороде, и 15 января 1506 г. собором архипастырей Серапион посвящён в архиепископа Новгородского. – Это возведение на высокую степень власти было для Серапиона призывом к самым сильным скорбям. В феврале прибыл он в Новгород; а осенью открылся мор. То же бедствие возобновлялось и в следующие два года, также осенью. В последнюю осень померло в Новгороде от язвы 15,398 человек. Между тем в августе того же 1508 года был такой страшный пожар и в Новгороде, что трудно указать в летописи другой подобный: страшная буря усилила свирепость огня до крайней степени. Святитель во время пожара выходил с крестным ходом на Волховской мост к чудному кресту». Молясь об утолении гнева Божия, он не только лил слёзы, но рыдал и от рыданий не мог читать молитв; он продолжал дотоле молиться, пока пожар стал ослабевать. Когда всё кончилось, оказалось, что одних людей сгорело до 3,315 человек174.

Во время, столько тяжёлое для Новгорода и его архипастыря ревностного, началась горькая история по Волоколамскому монастырю. – Теснимый Волоколамским князем, блаженный игумен Иосиф обратился с просьбой о защите к великому князю и был принят с обителью в ведение митрополита и великого князя. Серапион подверг Иосифа запрещению за то, что он без ведения и воли своего архиепископа уклонился из его епархии. Великий князь Василий принял за личное оскорбление себе запретительную грамоту архиепископа. Архипастырь, обличая в Иосифе недостаток терпения, если не земную суетность, писал Иосифу: «почему ты отдал монастырь свой в ведение великого государства? Ты отступил от небесного и пришёл к земному». Василий в тревогах самолюбия объяснил себе это так: «ты назвал князя Феодора небесным, а меня земным. Что я земной, это я знаю; но скажи мне, почему ты князя Феодора назвал небесным?»175 На третьей неделе после Пасхи, в конце апреля 1509 г., не только без суда, но даже не выслушав объяснения со стороны Серапиона, Василий объявил Серапиона лишённым кафедры, вытребовал его в Москву и заключил в Андрониковом монастыре176. В заключении своём страдалец терпел много оскорблений от Андроньевского настоятеля Симеона, постриженца игумена Волоколамского. На соборе (в июле 1509 г.) обвинили Серапиона за отлучение Иосифа, желавшего, но не могшего, получить благословение архиепископа, и признали его лишённым кафедры177. – Но если Иосиф не был виновным за то, что без благословения своего архипастыря перешёл в другую епархию, так как на деле желал, но не мог, получить его, – то и Серапион не был виновен перед церковным законом, произнося суд свой над Иосифом по сведениям, какие были тогда у него. Потому суд собора был только уступкой насилию власти. В сильном и пространном послании к митрополиту Симону, написанном в тяжёлом заточении, Серапион жаловался первосвятителю на то, что увлёкся он пристрастными внушениями Ростовского архиепископа Вассиана и других нерассудительных друзей Иосифа. Называя митрополита святейшим архиепископом, своим отцом и господином, себя же смиренным сыном и заточённым, он вместе с тем говорил, что и он сам по милости Божией архиепископ, которого не следует оскорблять несправедливо. Показывал вину Иосифа в том, что он вопреки церковным правилам удалился из его епархии без его благословения и возбудил смущение в целой Церкви. Напоминал митрополиту, что просил он дозволения явиться в Москву и объясниться перед государем на соборе и однако не был допущен до того; вместо же того вопреки правилам Церкви без суда лишили его кафедры и заточили. – «Вспомни, святейший, говорил далее страдалец, с какими обетами поставили вы меня, и что ты заповедовал мне? Не обещался ли я тебе, господину моему и отцу, и всем епископам, в святой церкви у Пречистой Богородицы, у цельбоносного гроба Петра чудотворца, сохранить заповеди, никого не боясь, и стоять в правде, по наставлению псалмопевца: «глаголах перед цари и не стыдяхся» (Пс.118:46). Тогда дал я слово Богу и вам поступать по преданиям Апостолов и святых отцов. А ты преподал мне хиротонию и власть вязать и решать, которую и употребил я над моим чернцом, когда он нарушил уставы прежних архиепископов Новгорода». В заключении писал: «мне, еже жити Христос и еже умрети приобретение (Флп.1:21). Кто ны разлучит от любве Божия? (Рим.8:35.) Ожидаю воздаяния праведным от Христа Господа моего».

Митрополит Симон перед своей смертью († 1511 г.) с согласия великого князя пригласил к себе Серапиона, и – спросил у него прощения и сам, простив его, дозволил ему жить в любезной его лавре Сергия178. Тогда же примирился с высоким по жизни архипастырем преподобный Иосиф Волоколамский; а по его убеждению согласился на увольнение Серапиона в лавру великий князь179. Слишком строго судившие и осуждавшие Серапиона по видам человеческим испытали на себе суд Божий, как видели это современники180. В тот самый час, когда Иосиф переходил в жизнь вечную, блаженный Серапион встал и сказал вслух бывших с ним: «брат наш Иосиф преставился; да простит его Бог»; потом, смотря на икону Богоматери, прибавил: «бывает подобное и с праведными». Блаженный страдалец и строгий подвижник, приняв схиму, мирно почил 16 марта 1516 г.181. Святые мощи его обретены нетленными в следующем году, апреля 7 дня, и остаются под спудом в так называемой Серапионовой палатке лавры182.

В 1608 г., во время осады лавры ляхами, св. Сергий, как видели лучшие старцы, будил иноков и звал в храм молитвы; сюда вошёл «святой архиепископ Серапион в одежде святительской и стал в алтаре, перед образом Пресвятые Богородицы. Чудотворец Сергий, обратясь к нему, сказал: «отче Серапионе! не медли вознесть моление к милостивому Спасителю и Пресвятой Богородице». Святой архиепископ с поднятыми к небу руками воззвал: «о! всепетая Мати! от всякия избави напасти всех»183. Вместе с другими прославленными Новгородскими святителями святой Серапион призывается на помощь в церковных грамотах 1628 и 1654 г.184.

* * *

171

Ркп. житие св. Серапиона, описанное учеником его игум. Иаковом, в сборнике Сергиевой Лавры № 105 и 7. У Румянцева № 371.

172

Пролог 16 марта: „приходит в монастырь Пресв. Богородицы, честнаго Ея Успения, на остров, иже есть на Дубенке“. Дубенская общежительная пустынь находилась на острове, омываемом Дубенкой, Дубной и Быстрицей, на границах Тверской и Владимирской губерний, на северо-востоке от Сергиевой Лавры. – В с. Заболотье, находящемся в 6 верст. от Дубенского острова, сохраняется икона Спасителя, с надписью: „сия святая икона поступила из бывшего Успенского, Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавпикине, от строителя старца Леонтия, в 1765 г.“. Чтен. Общ. Ист. 1860 г., кн. 1.

173

Ркп. житие преп. Иосифа, соч. неизвестного: „в сих совопрошениях Троицкий Сергиева монаст. игумен Серапион да Иосиф разумне и добре расчиняху лучшая к лучшим, смотря обоюду пользующая“.

174

Собр. л. III, 147. 244–246. IV, 136.

175

Древн. Вивлиоф., т. 14.

176

Собр. л. 3, 137.

177

Разрешительная грамота Иосифу от 8 июля 1509 г. в Ист. Акт. 1, 529. О соборе собр. л. VI, 249. 250. Львов. л. 3, 306–309. В последней – ошибка о времени собора.

178

Собр. л. VI, 252.

179

Досифеево житие Иосифа: „и паки мало прейде, архиепископ Серапион со игуменом Иосифом межи себя общее прощение получиша“. Неизвестный в житии Иосифа: „Иосиф извествовася к Серапиону и дознавшеся на истине смирение умножиста себе преподобника и любовь множае первые утвердиста“. – Из послания к вел. кн. Василию видно, что князь спрашивал, как он думает поступить для примирения с Серапионом, и преподобный, поняв из письма неудовольствие Василия на этот мир, предоставил дело воле князя (Волоколам. ркп. № 122). По письму Иосифа к Челядину несомненно, что примирение Иосифа с Серапионом последовало уже при м. Варлааме. Летопись под 1516 г. говорит: „смирися вел. князь с Серапионом“ (Собр. л. 3. 184). Но примирение или точнее испрошение прощения – не то, что дозволение Серапиону перейти в лавру. О последнем в продолжении Нестора и в Русск. Времен. 2, 238 сказано, что в мае 1511 г. „вел. князь отпустил бывшего архиепископа Серапиона в Сергиев монастырь“.

180

Собр. л. 4, 136. 258. 3, 148. 184. „Кто на него (Серапиона) ни постоял, Василий Андреевич Челядин, владыка Ростовский Вассиан (умер 28 авг. 1515 г.), владыка Суздальский Симеон, бывший Андроньевский настоятель († 15 сент. 1515 г.), того лета все умерли; а Иван Андреевич Челядин в Литве главу свою положил (взятый в плен августа 1 1514 г.); а Рязанский Тарасий владычество оставил его же ради; да того же лета и Пермский Пдотасий умре“.

181

Собр. л. 3, 148. 184. 247. Никон. л. 6, 205. Ркп. житие, Львов. л. 3, 309. 340.

182

Пролог марта 16. В Музее Румянцева № 371: „апреля в 7 день обретение мощей иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Новгородского“. Здесь служба с каноном и потом житие Серапиона. В святцах устава XVI в. (Толстого 1 № 100) марта 16 „преставление св. Серапиона архиепископа Новгородского“.

183

Палицын об осаде лавры, стр. 98.

184

Ист. Акт. 4, 13. 14. 225. См. ещё января 25 ч. пр. 120.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle