Источник

28-е

Преп. Стефана чудотворца и Илариона Нового

Стефан чудотворец был игуменом Триглийского монастыря (в окрестностях Константинополя) и за несогласие отвергнуться почитания икон, в 815 году, сослан императором Львом Армянином в заточение, где и умер. Иларион же, игумен Пеликитской обители близ города Бруссы, по разорении обители в 754 г., с другими монахами и сослан был и уморён голодом, в царствование Копронима.

Св. муч. Ионы, Варахисия и других девяти с ними

Это первые известные мученики в Персии, пострадавшие в 327 году, в царствование Сапора. Ибо до сего в Персии христианство было терпимо, когда же в Римской империи христианская вера вместе с Константином восторжествовала, то Персидское правительство начало относиться к христианам подозрительно.

† Преподобномученика Евстратия Печерского

Блаженный Евстратий родился в Киеве, был богатым человеком; но следуя, как пишет блаж. Симон, Евангельским словам: «никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», роздал имение своё бедным и, из богача став нищим, вступил в Пещерную обитель, под управление преп. Антония. Он наложил на себя строгий пост и по примеру Господа постился сряду 40 дней, пребывая в молитве. Такой подвиг постничества оставил за ним имя «постника». В 1096 году хищные Половцы неожиданно напали на Киев; они «зажгли, так говорит очевидец Нестор, монастыри Стефанов и Герасимов и пришли к Печерскому монастырю, тогда как мы после утрени спали по кельям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати). Безбожные дети Измаиловы высекли ворота и по кельям выламывали двери и выносили всё, что находили в келье. Потом зажгли дома Владычицы, пришли к церкви и зажгли двери южные и северные, влезли в притвор у гроба Феодосиева, схватили иконы и хулили Бога и закон наш. Бог – терпел им: ещё не исполнилась мера грехов их. Они говорили: где Бог их? Пусть поможет им. – Они не знали, – что христианам надобно многими скорбями входить в Царствие Небесное; а эти нечистые и ругатели, после того как насладятся здесь веселием и простором, на том свете примут муки... Они убили нескольких из братий наших»249. Тогда в числе многих взят был в плен Половцами преподобный Евстратий250. Но страдания его не ограничились скорбями пленника. Вместе с 30 работниками Печерскими и 20 Киевлянами он продан был Херсонскому жиду. – Жадные до барышей, жиды вели тогда обширную торговлю невольниками-христианами; оборотливые торгаши покупали их у разных язычников – Половцев, Печенегов и пр. и наводняли ими рынки Испании, Польши, Азии251. Херсонский жид морил Евстратия и его товарищей голодом и по обыкновенной скупости, а ещё более, с тем, чтобы вынудить их отречься от Христа. Святой Евстратий укреплял товарищей в любви к святой Вере своими наставлениями. И они решились скорее умереть, чем отречься от Христа. Один за другим скончались они, кто через три дня, кто через семь, а иной через десять дней. Евстратий 14 дней провёл без пищи и пития и оставался жив. Жид рвался с досады и решился отмстить за себя. Когда пришёл праздник Пасхи, еврей открыл празднование тем, что распял Евстратия; к мукам страдальца прибавлял он хулы на Христа: проклят всяк висяй на древе, кричал он; другие жиды также издевались над христианином-мучеником. Евстратий благодарил Господа за то, что Он удостоил его пострадать так, как Сам пострадал. «Я верую, говорил он, что Господь скажет некогда и мне, как сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи. Но на вас придёт отмщение за кровь мою и за кровь купленных вами христиан». Раздражённый Еврей схватил копье ё пронзил им распятого Евстратия. Христов воин предал Господу дух свой. Тело святого мученика брошено было в море. И пророчество его скоро исполнилось. Император выдал указ гнать жидов из империи, имение их брать в казну, а старшин за мучение христиан предать смерти. Это повеление вышло по тому случаю, что один из почётных жидов, лицемерно приняв веру во Христа, почтен был саном Херсонского епарха и вслед за тем дал полную волю жидам делать, что хотят. Жид, распявший Евстратия, был повешен. Многие из Евреев, свидетели мученического подвига Евстратия и исполнения его пророчества, искренно уверовали и крестились. – Мощи святого Евстратия были отысканы верующими и привезены в Киев, где и поныне почивают, в пещерах преподобного Антония252.

«Распныйся умерщвлением плоти первее, от Иудей же распныйся второе, крепкий Евстратие, темже многое дерзновение у Христа обретый! от бед избави мя»253.

† В тот же день преподобного Илариона Гдовского

Блаженный Иларион обучал себя молитве и подвижничеству у преподобного Евфросина Псковского. Но потом воспламенился усердием основать обитель молитвенников та, где её не было, в нынешнем Гдовском уезде. В 1424 г. в Гдове построена была Псковитянами крепость, как пограничная охрана против Ливонских Немцев и Шведов254. Иларион на берегу реки Желчи основал в 1460 г. Покровский-Озерский монастырь. – Обитель должна была бороться и с скудостью средств содержания и с опасностями со стороны не мирных соседей – папистов. Не легко было жить вблизи диких Эстов, а ещё тяжелее было от тех, которые под именем веры налагали на других железную власть папы и такую же Немецкую. – Преподобный Иларион мужественно подвизался для искреннего благочестия до смерти, которая последовала 28 марта 1476 года255.

Обитель его в 1623 году была ещё самостоятельной, а в 1695 году приписана к Псковскому архиерейскому дому256. Мощи его почивают под спудом в храме обители его, закрытой в 1764 г.257.

Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского монастыря

«Ещё в юности возложив крест на рамена свои», преподобный отрешился от всех сладостей мира и, предавшись иноческим трудам, скоро превзошёл всех строгой жизнью и добродетелями. Впоследствии был посвящён в сан пресвитера и игумена Пеликитской обители в Малой Азии, близ Геллеспонта.

В царствование императора Константина Копронима Иларион потерпел гонение за почитание икон (и скончался около 754 г.). Он называется новым – в отличие от Илариона Далматского, также исповедника, потерпевшего гонение при Льве Армянине. – Преподобный Иосиф песнописец прославляет Илариона в следующих выражениях: «Честна твоя явися перед Богом смерть, Отче Священнейший, Того бо почтил еси икону и гонение претерпел еси, оскорбляем от мучителей, преподобне, мученик в сем показуяся!» (3-й. тропарь 8-ой песни).

Касаясь письменных наставлений Илариона, песнописец прибавляет: «Сказание словес Божественных творя, разум Божественный, Отче, оттуда почерпал еси, всем же предал еси благочестие». «Слово твое происходит якоже роса, отгоняя зной уныния, преподобне» (2-й тропарь 4-ой песни и 2-й тропарь 7-ой песни).

Между прочими письменными наставлениями Илариона сохранилось известным послание его, озаглавленное: «К старейшему брату моему и рабу Христову аз убогий и мний Иларион, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе. Все, отрекшиеся мира сего, приемше иноческий образ и вземше на рамо крест Христов, нарекшеся преемниками Апостолам! Возлюбим нравы тех, которых образ носим, последуем тем, которых учениками нарицаемся, возненавидим земное, по примеру отцев наших. Приидите, вопросим самовидца и слугу Слова Божия, любимого ученика Христова, возлегшего на перси Господни и почерпавшего тамо мудрость; приидите, мятущиеся среди земных вещей, приидите, двоедушные, не отвергшиеся мира и присвояющие жизнь вечную: приидите, вопросим Иоанна Девственника, и он возвестит полезное. Глаголи нам, глаголи, Иоанне Богослове, что сотворим, да спасемся? Какими хитростями можем избавиться муки и обрести жизнь вечную? Хочется нам Царствия Небесного, но правда-ли, что хощем? не видно; мы увлекаемся любовью к миру; любим золото, собираем имение, любим дома светлые, любим славу, честь, красоту; и это очевидно для каждого. Поведай же нам истину, Апостоле, разбери спор наш, примири нас, да будем единомысленны; богатые между нами иноки укоряют нищих, нищие осуждают богатых. Отвечай нам, красота Апостолов, Иоанне, отвечай нам, громогласные уста. И вот возглашает он: – «Аз, яко слышах и видех у Самого Слова Божия, тако же и проповедаю; не любите мира, ни яже в мире; аще бо кто любит мир сей, несть любви Отчей в нем».

(Об Иларионе исповеднике см. «Учение об Отц. Церкви» Фил., архиеп. Черниг. Часть III, § 258, стр. 191–193).

Преп. Исихий Богослова, пресвитера Иерусалимского

Исихий, уроженец и с 412-го г. – пресвитер Иерусалимский, ученик св. Григория Богослова, почитается одним из знаменитейших учителей Церкви. «Всё св. Писание изъяснил и изложил он с ясностью и предложил для общей пользы, почему для всех он был весьма знаменит и удивителен»258.

В одной из пустынь Палестинских Исихий проводил жизнь подвижническую и вместе с тем был ревностно предан учёным исследованиям и изучению духа христианства. – До двенадцати «Бесед» Исихия известны и в настоящее время: содержание их, большей частью, составляют события из жизни Иисуса Христа и Божией Матери или те святые Божии, местом подвигов которых была преимущественно св. Земля. Одна из бесед Исихия начинается так: «Память о праведниках подлинно должна быть освящена, и каждый праздник в честь их есть праздник священный. Ибо все они мужественно подвизались за веру, все понесли труды за верное исповедание, все, по мановению Божию, отдали себя опасностям, чтобы достигнуть венцов истины. Но праздник, который совершается ныне, выше всякой хвалы, – это есть торжество Девы, Которая до того превосходит всех, что приняла Самого Бога-Слова, без стеснения обняла Его. Прежде всего Архангел Гавриил возвестил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Великой назидательностью отличается также сочинение св. Исихия «Душевное учение о трезвении и добродетели», писанное для инока Феодула259.

Преп. Исихий мирно скончался в 434-м году.

(См. «Уч. об Отц. Церкви» Фил. Чер. Том III, § 203, стр. 44–47).

† Память о св. Георгии епископе, пресвитерах Пароде и Петре и князе Бояне, мучениках Болгарских

Когда Грубош (Крум), князь Болгарский, взяв несколько городов империи Греческой, одержал (июня 29-го 813 г.) под Одрином (Адрианополем) победу над Греческим войском; то, отправясь сам к Константинополю, поручил осаду Одрина сыну своему Обритому или Крутогону, а часть пленников предоставлена была военачальнику Цоку260. В числе пленных, которых всех было более 100,000261, были и христиане из Славян. Таковы были родители будущего императора Василия Македонянина и сам Василий, тогда ещё юноша262. «Чудный архиерей (Мануил Адрианопольский) и бывший с ним народ многих из Болгар привели к вере Христовой и посеяли семена христианского учения там и здесь, отвлекали Славян от языческого заблуждения и приводили к свету Богопознания»263. Когда Цок увидал, что пленники так успешно распространяют веру Греков, ставших ненавистными особенно за неблагородный, предательский поступок Льва Армянина с Грубошом, – Цок, столько же жестокий, сколько и фанатик язычества, потребовал от знаменитых христиан, дабы отреклись от Христа. 377 христиан, между ними два военачальника, охотно приняли мученическую смерть. Прежде других предан мучительской смерти Мануил, епископ Адрианопольский264. Георгий, епископ Дебелого, иначе Загоры, одного из городов Славянской Фракии, и следовательно епископ Славян, также умер мучеником265. В числе пострадавших священников пресвитер Парод – Славянин по имени; Пётр священствовал в Славянском городе Мглине, и Болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть монастырь св. Петра Мглинского266. Время Грубоша было весьма важным в истории южных Славян. Властители их, особенно по политической борьбе с Греками, ещё фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха-Славянина Никиты267. в народе Славянском св. Вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих, особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша Славянам268.

Сын Грубоша Обритый, иначе Крутогон, помирился с империей и отпустил пленников269. Киннамон, прекрасный по наружности и ещё более прекрасный по душе, понравился Обритому, и он оставил Киннамона при себе. Князю не по душе было, что тот христианин; но он думал, что ласками и милостями склонит его к языческой жизни. Между тем, Киннамону довелось воспитать в молодом Болгарском князе Бояне мученика св. Веры. Когда совершалась торжественная жертва, Киннамона пригласили в числе Славянской знати к участию в жертве. Искренний христианин отвечал: «нельзя пить чаши Господней и чаши бесовской» (1Кор.10:20). Его привели насильно к месту жертвы. Он смело объяснял ничтожность языческих богов и преступную глупость поклонения им. Против него зашумели с неистовой злобой, жестоко избили его и бросили в смрадную тюрьму. Обритый не был против христиан; заключив мир с империей, он обратился против Немцев и в 824 г. спас имп. Михаила от бунтовщика Фомы270. – И однако Киннамон, по злости фанатиков язычества, пробыл в тюрьме до смерти Обритого († 826 г.).

Когда взошёл на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир; брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощён и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещённый христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества Славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждь Бог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог271; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть272. Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, Богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всей настойчивостью отказаться от веры Греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него, отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он вслух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде всего и над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча273.

* * *

249

Собр. л. 1, 99. VII, 9. 10.

250

Собр. л. 2, 28.

251

Письмо еписк. Агобарда к Людовику Благочестивому: „мы проповедовали, дабы христиане не продавали жидам невольников христиан и не дозволяли бы жидам продавать христиан Испанцам“, ed. Balus, 1. 62. Об Адалберте, епископе Прагском, жизнь его: „каких пленников и невольников христиан покупал нещастным золотом торгаш Еврей, он (997 г.) выкупал, но не мог выкупать всех“. Ар. Freher. р. 77. сл. Nicephorus Gregoras Т. I. р. 60. Helmold hist. Slavor. II. 31.

252

Симон в послании к Поликарпу; патер. печат. по ркп. святцам память преп. Евстратия марта 28 д.

253

Мелетия канон святым Печерским, в акафистнике, К. 1674.

254

Поныне ещё видны здесь остатки каменных бойниц у земляного вала. По народному говору Гдовск в древности назывался Вдовск, потому будто бы, что дан был во владение вдовствующей вел. кн. Ольге. По книге большего чертежа: „от Иваня града 70 вёрст у Чудского озера град Гдов“. Изд. Спасского, стр. 172.

255

Ист. княж. Псков. 3, 77. Ркп. святцы: преп. Иларион, игумен Покровского монастыря, иже на Желчи, бысть (Отен. сп. „преставися“) в л. 6984 г. марта 28 д.

256

А. э. 3, 189. В 1662 г. „за Покровским Озерским монастырём – 33 двора“.

257

Сведен. о монаст. 479. Словарь Максимовича 2, 27.

258

Месяцеслов имп. Василия.

259

На Русск. языке в „Христ. Чтении“, 1827 г.

260

Чертков о Манассииной летописи, стр. 87–96. О войне Святослава, стр. 143–145.

261

Даже после января 814 г. более 12,000 пленных уведено Крумом в Болгарию, а другая часть Крумовой армии увела ещё 50,000 – Чертков о Манассииной летоп. 92. Главное местопребывание Грубоша – Шумен, из которого после образовалась Шумла.

262

Кедрин 2, 558. Зонара 2, 163. Василия Македонянина признают Славянином Арабский писатель Гамза и Византийский Генезий. По словам последнего Василий земледелец любил бороться „на подрез“. Переводчик Манассииной летописи говорит, что имп. Василий был „от села Белипра, близ сющаго праваго града Македонскаго“ (у Черткова, стр. 23), тогда как по словам монаха Георгия, „родился в Македонии, в округе Адрианопольском“ (р. 396), по выражению Симеона логофета, „был родом Македонянин, по отечеству Адрианополец“ (р. 326). По известию Кедрина (2, 399), имп. Михаил, предпринимая возвратить Одрин, не хотел употребить стенобитных башен, чтобы иначе „Скифы, живущие вокруг Адрианополя“, не научились действовать этими машинами. – Таким образом сёла, расположенные вокруг Одрина, в конце VIII века состояли из жителей Скифов –Славян и Македония – означала страну Славян, как и в древнее время. – Близ Адрианополя гор. Берсиниция – Березница (796 и 813 г. у Феофана) горный проход Гема – Берегава (678 г. у Феофана).

263

Константин Порфирогенит in vita Basilii р. 135. 136. Тоже Кедрин 2, 558.

264

В менологе Василия под 21 января: „при имп. Льве Армянине Крум, Болгарский князь, со множеством людей, осадил Адрианополь Фракийский и взял св. Мануила епископа. Сперва велел он отрубить ему руки, потом рассечённого мечом отдал в пищу зверям. За это нечестие он подпал ненависти со стороны своего народа и был задушен верёвкой. – Принявший власть над Болгарами нечестивейший Цок собрал всех пленных христиан, воевод, священников, простых мирян, принуждал отречься от христианской веры. Болгары тогда ещё не были христианами. – Когда же те не захотели исполнить его волю, велел иных обезглавить, других умертвить жестокими казнями“. Здесь много неверного. Грубош умер, задушенный приливом крови, в пятницу на Святой неделе апреля 14-го 814 г. (Krug byzantin. choronol. s. 156). Так как св. Мануил скончался 22 января, а в этом месяце 814 г. Лев Армянин хотел обманом умертвить Грубоша; то мученичество св. Манупла последовало конечно вслед за открывшимся обманом, янв. 22-го 814 г. – После Грубоша наследовал престол сын его Обритый, иначе Крутогон и Муртагон. – Цок никогда не был владетельным князем, а был только военачальником. Имя Цока поныне обыкновенное у Болгар. Славян. перевод синаксаря 1340 г. (Зап. Акад. VI, 110) неверен подлиннику, но замечательны в нём Одринь град Фрачьски, Круг, Бльгарскы кнез.

265

Феофан (ар. Aseman. 2, 332) ясно говорит, что св. Георгий взят был в 811 г., когда взят был город Загоры. Не только минеи (выписки in act. Sanet. Ianuar. 2, 441. 442), но и Константин Порфирогенит (Vita Basilii р. 136) относят кончину св. Георгия и других уже ко времени Обритого. Но Обритый ли мучил христиан? Так как Обритый всегда был более расположен к христианам, чем отец его, и пленные поручены были Грубошем Цоку, то мучение христиан справедливо приписывается в месяцеслове Василия Цоку. Сл. прим. 23.

266

Григоровича путешествие, стр. 175.

267

Stritten Bulgarica р. 529–532. Slavica р. 81. 82. Baronius ad an. 772. Чертков о. Манассииной лет., стр. 77–80.

268

Историк чудес святого Димитрия Солунского говорит о пленниках Аварского кагана: „с того времени (со времени пленения) они (христиане) смешались с Болгарами, Анарами и другими язычниками и, когда родили одни от других детей и возросли в многолюдный народ, то дети от родителей переняли расположение и любовь к нравам Греческим; через веру православную и живительное крещение умножилось христианское племя“. – Кубарь с этим народом около 640 г. перешёл Дунай и поселил его невдали от Охриды. Св. Димитрий Солунский и Славяне, Μ. 1847 г. Окончательное и самое многолюдное переселение Славян с северного берега Дуная в древние южные свои места совершилось с 678 года. Тогда они, соединясь с оставшимися на юге Славянами, стали властвовать над колонистами Греками во Фракии, Македонии и Иллирике, – образовалось Болгарское княжество. Никифор Chron. р. 22–25. Феофан р. 296–301. Константин Багрян. de themat. 2, 20. 21. Зонара 2, 91–93. Кедрин 438–441. Манассиина лет. у Черткова, стр. 61. „О начале христианства, его распространении и утверждении (?) между Болгарами“ – в Христ. Чтен. 1858 года 11, 141. 216. 269. Здесь много собрано сведений верных, но довольно пропусков и ошибок. Лев Мудрый (Tactic. с. 18) писал: „и Славяне в древности были свободными, когда жили за Дунаем. Но Римляне победили Славян, проводивших жизнь пастушескую и прежде, чем перешли те через Дунай, покорны были игу Римской власти... Перешедши же (из-за Дуная) не хотели более покоряться никому, как своим; они думали, что лучше быть под властью и законами князя своего племени, чем у Римлян. Так они остаются одинаковыми до наших времён, хотя приняли освящение св. крещения“. О времени возвращения Славян в Македонию и Эпир – в Болгарском переводе Манассииной летописи. Здесь оно относится ко времени импер. Анастасия (491–518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп., стр. 39. и в Ж. Μ. Просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях Констант.: „монастырь Дамиана построил Дамиан, родом Славянин, префект постельничих при импер. Феофиле иконоборце“ (829–841) ed Beck. р. 116. В статье Христ. чтен. 1858 г. II, 141. 216. 269: „о начале христианства, его распространении и утверждении (?) между Болгарами“ много собрано сведений верных, но много пропусков и ошибок.

269

Константин de vita Basilii р. 136. 137. Мир заключён и пленники отпущены в 817 году. Assemani calend. 2, 353. 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван Κομης – Комис, граф (Stritten Bulgarica § 73). В этом Комите нельзя не узнать милого Цока,

270

Манассиина летопись у Черткова, стр. 95–97.

271

О божествах Болгарских св. Григорий в переводе Малаловой летописи у кн. Оболенского, в предисл., стр. 16. 17. Μ. 1851 г. Сл. Черниг. Епархиал. Известия 1863 г., стр. 521. 524. 525. 1864 г., стр. 32. Кое-что о религии Славян у Колесникова: обозрение известий Византийских о быте языческих Славян, стр. 208–213. Опыты студентов Харьковского университета, Харьк. 1848 г. О свароге Дитмара Шафарик в своих поправках: Славянские древности V, 271–276.

272

Симеон Логофет: „Крум, по обычаю народа устроив жертвенник за золотыми воротами, принёс в жертву множество скота и людей; потом, погрузив ноги у морского берега, омылся водой и очистил народ свой“. Stritten Bulgarica р. 554. О Руссах Святослава Лев Диакон: „совершая празднество, умертвили младенцев и петухов, погрузив их в воды Дуная“. Hist. IX. р. 149 ed. Bon.

273

Феофилактово житие мучеников (ор. 3, 477 s. Venet. 1656) в переводе Савельева (Славянский сборник, СПб. 1848 г.), впервые объяснявшего Византийскую путаницу о Болгарских князьях, но не везде удачно. О происхождении Болгар подробное исследование гр. Уварова: De Bulgarorum utrorum que origine et sedibus antiquissimis, Dorpatiæ 1853. Сочинитель, знакомый с источниками и пособиями, доказывает, что Дунайские Болгары Славяне и их родина – Карпаты, тогда как родина Волжских Болгаров – Кавказ.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle