Источник

22-е

Святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского

Аверкий был третьим епископом города Иераполя, бывшего недалеко от нынешнего Турецкого Бамбук-Каласи, и которого теперь не осталось и следов. Многими трудностями сопровождалась его ревностная деятельность в городе, где христиан было очень мало; тем не менее он содействовал к распространению веры, в чём поддерживал его Бог многими чудесами. Однажды во время одного языческого празднества во время епископства его, когда он сильно скорбел об ослеплении народа и усердно молился, чтобы Бог помог ему в деле просвещения язычников, увидел он, заснув после молитвы, знаменательное сновидение. – «Иди и сокруши жезлом начальников заблуждения!» – сказал ему светлый юноша, подавая жезл.

Уразумев смысл видения, Аверкий, встав, поспешил в языческое капище и разбил в куски множество бывших в нём драгоценных идолов. Как только узнал об этом народ, то с яростью бросился к дому Аверкия, чтобы убить разрушителя его святыни. Епископ не уклонился от опасности, но, выйдя на площадь, наставлял народ, в Кого он должен веровать вместо идолов своих... В это же время, именем Того, Кого он проповедовал, совершил он в глазах всей толпы исцеление трёх больных юношей. И внезапно ярость народа против христианского епископа обратилась в почитание человека Божьего. – Истинно Тот – Бог, Которого проповедует Аверкий! – прозрела толпа и устремилась к нему, прося поведать ей о Том Боге, одним именем Которого больные получают исцеление. Весь тот день епископ поучал язычников и на другой день приняло от него святое крещение 500 человек.

Но не в одном только своём городе Аверкий приводил народ к вере во Христа; он путешествовал с целью проповеди и в других странах, был в Сирии, Киликии, Месопотамии, Риме, почему и получил наименование равноапостольного.

Кончина его полагается около 167 г., когда ему было около 72-х лет.

Мощи св. Аверкия видели в Константинополе, в храме Спаса Милостивого, Стефан Новгородец и иеродиакон Зосима в XIV и XV столетиях.

† Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

В ркп. святцах читаем: «преподобнии отцы Феодор и Павел, игумени Борисоглебского монастыря на Устье реке, быша в л. 7000, мес. октября в 22 д.». По ркп. повести о начале Борисоглебского монастыря289, Феодор пришёл в чёрный лес р. Устья из Новгородской стороны. Вблизи дороги, шедшей из Каргополя и Белоозера в Москву, построил он себе из хвороста хижину, а на дереве, при самой дороге, повесил кузовок, чтобы принимать от проходящих подаяние для пропитания своего. Он жил как небесная птица, без забот о земном, и проводил время в молитвах; так прожил он три года, один с Господом! Спустя три года пришёл к нему Павел и стал делить с ним пустынническую жизнь. При вел. кн. Димитрии Иоанновиче и м. Алексии, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич, а святительскую кафедру занимал Игнатий III, преп. Сергий приходил на родину свою в Ростов. Это было в 1363 г., когда кн. Константина надлежало мирить с новым в. кн. Димитрием, и святое дело примирения было совершено с успехом290. Пустынножители Феодор и Павел сочли за святое дело обратиться за духовными советами к великому пустынножителю. Они просили его осмотреть место для новой пустынной обители и благословить его. Сергий обошёл с ними лесную пустыню и на р. Устье, где ныне стоит храм обители, указал строить церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. «Призрит Господь на это место, великие страстотерпцы будут помогать вам; обстроится оно и получит известность», сказал преп. Сергий. Кн. Константин и епископ Игнатий с любовью дозволили строить новую обитель. Одушевлённые словами св. подвижника, которого все уважали, пустынники начали рубить лес, чтобы очистить место для храма и обители, и скоро увидели подтверждение словам Сергия. Раз, когда отдыхали они от трудов, явились им два воина в княжеских одеждах и сказали: «трудитесь здесь; Бог не оставит вас, и мы здесь будем неотступно, с помощью для вас и для ваших преемников». «Кто вы таковы?» спросили пустынники, пробудясь от сна; но только услышали ответ небесных воинов: «я Роман», сказал один; «а я Давид», сказал другой. После того пустынники удвоили ревность свою об устроении обители. Мало-помалу собрались к ним ревнители пустынной жизни. Пустынники построили два храма, – один в честь страстотерпцев, другой, тёплый, в славу благовещения Богоматери. Братия упросила Феодора принять на себя звание игумена. Место ревностных подвижников пришло в известность: к празднику страстотерпцев князей собирались многие Богомольцы и завёлся торг291. Многие из богатых людей Ростовской области стали желать быть погребёнными в пустынной обители мучеников и делали вклады. Так заведены были пашни и рабочий скот, – обитель обзавелась всем нужным для неё. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро и здесь на святой Луке поставил келью. Но Чудь, ещё не расставшаяся с грубостью дикого язычества, разметала келью и заставила его удалиться с Луки. Перейдя на другой берег озера, он прошёл по глухим местам на р. Ковжу и при устье её полюбил место; здесь положил он основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному кн. Андрею Дмитриевичу, в области которого находилась Белозеро-Вологодская сторона, и выпросил у него грамоту на рыбную ловлю и земли для обители292. Возвращаясь из Москвы, Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу. При впадении Ковжи в Белоозеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая и сюда собралось к нему довольное число подвижников. Наконец, почувствовав близость кончины, избрал он настоятеля для новой обители, а сам возвратился на место начальных подвигов своих и здесь скончался 22 окт. 1409 (6918) г. Блаж. Павел, которому друг его, согласно с грамотой князя Андрея, поручил наблюдать и за Ковженской пустыней, прожил после того не долго293. Борисоглебская обитель чтит память его в один день с памятью первоначальника Феодора, окт. 22 дня.

Празднование Казанской иконе Богородицы

Второй праздник в честь Казанской иконы Божией Матери установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия Поляков в 1613 году. По низведении с престола царя Василия Иоанновича Шуйского, в 1610 году, Россия, междуцарствием, расстройством гражданского порядка, внутренней изменой и крамолой предана была в руки самозванцев и врагов внешних – Шведов и ненавистных Поляков, которые грабили, жгли города и сёла, овладели Москвой и привели отечество на край погибели и поругания. Народ Русский почувствовал своё унижение и несчастье. В разных местах начали составляться ополчения для избавления столицы и отечества от неистовых врагов. Тогда и Казань выказала своё усердие к отечеству, особенно после бывшей в ней измены, и выслала (в 1612 году) свои дружины к Москве с образом Казанской Богоматери. Ратники начали иметь великую веру к образу Пречистой. От него были многие чудеса. Прибывшие к Москве дружины со святой иконой, помощью Небесной Заступницы, 26-го мая отбили у Поляков Новодевичий монастырь и взяли в плен две роты Ляхов и 500 Немцев. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен был с Казанским протоиереем и принесён в Ярославль. В это время прибыли в Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Рать пожелала иметь икону с собой, а в Казань послали список с неё.

Движимые чувством благочестия, для испрошения помощи свыше в своём правом деле, предки наши наперёд обратились с постом и молитвой к Господу и Пречистой Его Матери. Всему православному воинству и народу заповедали тридневный пост и учредили торжественное молитвословие. Бог услышал молитвенный вопль болезнующих об отечестве и Церкви. Преп. Сергий явился Арсению, архиепископу Елассонскому, пришедшему в Россию с Греческим патриархом Иеремией, бывшему потом епископом Суздальским (1612–1613), находившемуся в плену у Поляков, и объявил, что Господь по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев России – Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов и первопрестольный град Российский возвратит православным христианам. Божественное видение, исцелившее недуг святителя, удручённого врагами, скоро сделалось известным Российскому воинству. Ободрённые воины мужественно приступили к Москве в 1612 г. 20 августа; снова отняли у неприятеля Девичий монастырь, который после первого освобождения от врагов опять занят был ими; прогнали гетмана Ходкевича от Москвы; находившихся в Москве врагов совершенно стеснили и морили голодом; 22 октября 1613 г. освободили Китай-город. Поляки, потеряв надежду удержать остальную часть города, сами сдали Кремль и униженно испросили у Пожарского пощады.

В следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства, назначили совершить крестный ход с Казанской иконой Богоматери на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление своё от врагов. Когда совершилось это священное, торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений с священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честный крест и другие святые иконы, бывшие в плену. Узревши чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слёзы и лобызали св. изображения.

По изгнании врагов из Москвы, князь Пожарский освятил храм в своём приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанской. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и матерь его великая старица инокиня Марфа Ивановна возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое в 22-й день октября, когда очистилось Московское государство. Чудотворный образ украсил многою утварью князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 г. Ныне оба праздника совершаются с крестным ходом в Казанский собор.

Со времени изгнания Поляков из Москвы и России и восшествия на Всероссийский престол Михаила Феодоровича икона Казанской Божией Матери сделалась семейной в царском роде.

В 1649 году, 22 октября установлено совершать празднование Казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Димитрия Алексеевича, – что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так 29 сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича писано было Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в 22-й день октября: «в 1613 году, в 22-й день октября, милостью Божией, молитвами и заступлением Пречистые Владычицы нашей Богородицы Казанские чудотворные иконы, на память Аверкия, епископа Иерапольскаго чудотворца, Московское государство от Литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия уставили праздновать Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, в царствующем граде Москве, при отце нашем блаженные памяти великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России. А в 1649 году, в 22-й день октября, на праздник Пресвятые Богородицы чудотворные иконы Казанские, во время всенощного пения, Бог даровал, родился нам сын – государь цесаревич князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22-й день октября Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, во всех городах, по вся годы. Итак, по получении сей нашей грамоты, тыб, Богомолец наш, в соборной церкви, со всем освященным собором, и на посаде, и во всей архиепископии в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам, велел праздновать Пречистой Богородицы чудотворной иконе Казанской, по вся годы октября в 22-й день, на память Аверкия, епископа Иерапольского». В своде отечественных законов 22-й день октября признаётся табельным.

Священный памятник и свидетель изгнания Поляков из Москвы и восшествия Дома Романовых на царский престол, в 1710 году, по повелению императора Петра I-го, перенесён из Москвы в С.-Петербург, в освящение этой новой столицы, и поставлен был первоначально в центре её на Петербургской стороне, в Посадской улице старого гостиного двора, в полотняной церкви, устроенной в часовне.

«Оклад на образе Казанской Богоматери весьма полюбился бывшему тогда архимандриту Невского монастыря Феодосию. Приехав в церковь Казанскую для осмотра порядка церковного, он заметил, что образ Богородичин стоит низко в иконостасе, и всякие люди к нему прикасаются, и велел взять и отвезти его в Невский монастырь. Не по многом времени, ризу сняв, велел поставить образ в святых воротах монастыря. Узнав об этом, прихожане Казанской церкви очень оскорбились. Было доложено императору, и он с гневом повелел возвратить образ в прежнем окладе и поставить на прежнем месте в Казанской церкви».

В 1721 году образ Казанской Богоматери перенесён в Троицкий собор. В 1737 г., в день освящения новоустроенной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, где ныне Казанский собор, икона перенесена сюда и украшена богатой золотой ризой и драгоценными камнями от приношения её Величества Императрицы Анны Иоанновны. Ко дню освящения настоящего собора Казанского в 1811 году 15 сентября на икону положена новая риза, сделанная из чистого золота превосходной работы, украшенная драгоценными каменьями и жемчугом, из коих большая часть принесена в дар императрицами Марией Феодоровной, Елисаветой Алексеевной и великой княгиней Екатериной Павловной. В день освящения собора святая икона, в присутствии императора, двора, военного парада, при бесчисленном стечении народа, перенесена в новоустроенный великолепный храм.

Церковная служба во дни празднования Казанской иконе Богоматери 8 июля и 22 октября совершается одна и та же. Каноны составлены иеромонахом Игнатием. В эти дни Церковь между прочим взывает к верующим: «притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, – скорой помощнице, готовому и тёплому спасению, – к Покрову Девы. Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудные милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравные и Богобоящиеся рабы Своя». О покровительстве Божией Матери благонравным и Богобоязненным христианам св. Димитрий Ростовский в слове своём на день явления иконы Пречистой Божией Матери в Казани говорит: «ужаснися, человече неблагонравный и небогобоящийся, ужаснися, слышав сие, яко благонравным токмо и Богобоящимся помоществует Божия Мати, и избавляет их от великих бед и зол, а развращённые нравы имущим и страх Божий от сердца отринувшим помоществовати не соизволяет. И что дивно? Ужели Мати начнет благодетельствовати тем, иже суть врази Сына её? Не паче ли прогневается на ня, видя их вторицею Сына ея распинающих грехами и ругающихся Ему беззаконии своими? Якоже бо древле Иудеи Христа распята и поругашася Ему: сице и ныне всяк человек христианский, нечистое житие проходяй и в сквернах своих яко в блате валяяйся, ни о покаянии помышляяй, распинает себе вторицею Божия Сына, ругается же Ему во удесех своих, кровью Христовою искупленных, егда взем уды Христовы, творит уды блудничи. Таковый может ли мил быти Пречистей Матери Христовой? Какая бо мати когда возлюби того, иже есть убийца сына ея? Чего же и ты, о человече грешный и ожесточенный, непокаянным твоим сердцем, чего надеешися от Матери Божией, еяже Сына по вся дни и нощи студными твоими делы печалити, и во удесех твоих бесчестити Его, и токмо имя христианское носити на себе, а делы худше неверных обретаешися! Милосердствует Мати Божия о грешницех, но о тех, иже аще и падают от немощи человеческие, обаче скорым покаянием восстают и притекают к Богу и к Божией Матери со слезами и теплыми молитвами. Помоществует Мати Божия грешником, но киим грешником? Тем, иже тщатся исправити житие свое и, уклоняющеся от зла, начинают творити добрыя дела. Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Тыя, иже возвращаются к Отцу Небесному, яко блудный сын, воздыхают биюще перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковыя грешныя Пречистая Божия Мати свыше призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет я: а о некающихся грешницех небрежет».

Икона Казанской Богоматери сделалась общей святыней С.-Петербурга и отечества. Императоры, все лица царской фамилии, жители столицы и все благочестивые соотечественники при своих приездах сюда и отъездах обращаются к иконе с молитвами. Она участвует во всех крестных ходах в столице и поднимается в дома жителей С.-Петербурга. – См. 8-го июля.

* * *

289

«Повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало» – в сборнике Сергиевой лавры № 20. Повесть писана вслед за тем, как в 1524 г. игумен Феофил начал строить новый каменный храм в Борисоглебской обители.

290

Так как Димитрий Иоаннович стал вел. князем с 1362 г. и в 1363 г. обязал кн. Константина грамотой признавать его вел. князем России (собр. грам. 1, 200. Ник. лет. 4–5), бывший при нём Игнатий был Ростовским епископом не далее 1363 г. (Святыни Ростова, стр. 58. 71) и в 1364 г. кн. Константин умер от чёрной смерти: то посещение Ростова Сергием, а след. и основание Борисоглебской обители, относились без сомнения к 1363 г. Затем несомненно и то, что пр. Сергий приходил мирить с вел. кн. Димитрием кн. Константина, безуспешно воевавшего за князей Суздальских (Никои, лет. 4, 5. Арцыбашев 2, прим. 795. 797).

291

В царской грамоте 1652 г. написано: «от начала преподобных отец Феодора и Павла мая во 2 д., на праздник страстотерпцев Бориса и Глеба съезжаются с городов и из уездов торговые люди всяких чинов со всякими торги и торговали беспошлинно, а им в Борисоглебский монастырь давали на свечи и на ладан, и на вино церковное».

292

«Окрест живущий неразумнии невегласи человецы, еще Чудское исчадие, сего преподобного изгониша и келейцу разметаша... Андрей же князь даде место и починкы и пожни и рыбные ловли».

293

По грамоте князя Андрея Дмитриевича велено Борисоглебскому игумену с братией «на Беле озере, за озером, на устье Ковжи поставити храм Николы чудотворца и монастырь устроити и дан к тому монастырю починок». Так сказано в царской грамоте 1615 г. Никольский монаст. на Ковже упразднился до учреждения штатов. Ист. Иер. 6, 548.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle