Источник

26-е

Святого и праведного Гедеона, судии Израильского

Гедеон, из колена Манассиина, Самим Господом призван был к избавлению своего народа от насилий мадианитян, которые уже семь лет распоряжались в земле Израильской, как своей. Когда Гедеон выколачивал пшеницу в укромном месте, чтобы скрыть от мадианитян, то явивший ему ангел Господень от лица Господа сказал: «иди и спаси Израиля от руки мадианитян» и знамением небесным (Суд. 6 гл.) укрепил веру его. Скоро появились враги, перешли реку Иордан и расположились в долине Израильской, принадлежавшей колену Иссахарову. И вострубил трубой Гедеон, и созвал к себе воинов из колена Манассиина, Асирова, Завулонова и Неффалимова.

Накануне битвы обратился Гедеон с молитвой к Богу и сказал: «если Ты спасешь Израиля рукой моей, как говорил Ты, то вот я расстелю на гумне отстриженную шерсть; если роса будет только на шерсти (на руне), а на всей земле сухо, то будут знать, что спасешь рукой моей Израиля, как говорил Ты». Так и сделалось. На другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть, и выжал из шерсти орошенной целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: «не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью. Пусть будет сухо только на шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Так и сделал Бог в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса.

Получив таким образом, новые знамения божественного призвания, он, по повелению Божию, с тремястами безоружных воинов окружили ночью стан неприятельский и внезапным, при трубных звуках и восклицаниях, открытием светильников привел неприятелей в такое смятение, что они поражали друг друга и обрались в бегство. Захваченные в бегстве цари мадианитян, Зевей и Салман, были преданы смерти за убийства, совершенные ими над израильтянами на горе Фаворе.

Благодарные израильтяне предлагали Гедеону царскую власть; но он сказал: «ни я не буду владеть вами, ни сын мой; Господь путь владеет вами».

И был Гедеон судией в Израиле сорок лет, и во дни его земля израильская наслаждалась миром. Избавление, доставленное через него Израилю, и впоследствии помнилось (Псал. LXXXII, 10–12), а пророки видели в этом событии радостное знамение спасения Богом во Христе (Исайя IX, 4–7; X, 25–27).

† Преставление преподобного Ефрема Перекопского

Жизнь уединенная влекла к себе Евстафия с молодых его лет.425 Обученный грамоте, он любил и в доме родителей, Стефана и Анны, поститься и молиться и не любил забав юности. По влечению души своей, он тайно ушел в Кашинский монастырь.426 Родители, узнав о месте пребывания его, долго уговаривали его возвратиться в доме их; после разговоров с ним, они уступили его желаниям, – сами посвятили себя уединенной жизни и скончались в иночестве. Пробыв три года в Кашинском монастыре, пришел он в обитель преподобного Саввы Вишерского, тогда еще «малоогражденную, в нейже церковь малая древяная».

Здесь на 25 году жизни принял он пострижение с именем Ефрема и со всей ревностью проходил монастырские послушания. – Под руководством великого подвижника блаженный Ефрем прожил 25 лет. Он столько приобрел у великого аввы духовной опытности, что преподобный Савва перед смертью своей (1462 г.) поручил обитель свою Андрею и Ефрему, как опытнейшим из учеников своих.427

После кончины преподобного Саввы блаженный Ефрем недолго оставался в Вишерской обители; он удалился на западный берег озера Ильменя, к устью реки Веренды, и на берегу речки Черной поставил себе келью. Место здесь было глухое, безмолвное, самое приятное для пустынника. Один из окрестных жителей нечаянно набрел на хижину Ефрема и изумился, что в такой глуши живет человек; беспомощному отшельнику принес он потом хлеба и муки. Отшельник благодарил Господа. Затем прибыл к Ефрему подвижник Фома с двумя учениками; они поставили себе келью вблизи кельи Ефремовой. За ними вслед пришли и другие. По просьбе новых спостников своих блаженный Ефрем принял на себя сан священства и игуменства. Любимый ученик дивного Саввы, столько лет подвизавшийся под его руководством, известен был многим по своей жизни. Ему скоро доставили средства построить сперва деревянный храм Богоявления, а потом и каменный, в честь святого Николая. – Гораздо более надобно было употребить трудов и времени, чтобы местность обители, болотистую и нездоровую, сделал удобной для пребывания на ней. Преподобный копал каналы для осушения места, а чтобы доставить в обитель чистую воду, провел он из Веренды в озеро проток. Оттого-то и пустынь его в свое время называлась Перекопской, а по протоку Веренды – Верендовской. – Блаженный игумен являлся первым во всех работах и послушаниях. – Ходил в пекарню готовить хлебы и просфоры, носил воду и рубил дрова, часто ходил в служебную палату и, во время отдыха братий, молол за других рожь. По его установлению каждый брат молол ночью назначенную часть ржи; после утрени братия также шли на работу в поле или огород, после литургии и трапезы снова трудились. В подвигах труди и молитве преподобный Ефрем достиг осмидесятилетней старости и мирно преставился 26 сентября 1492 года.428 Трудолюбивое тело его положено было близ построенного им храма святого Николая.

Впоследствии монастырь от частых наводнений перенесен был на другое место, безопасное от наводнений, и над гробом преподобного Ефрема поставлена была часовня; в 1545 г. мая 16-го святые мощи его перенесены были в обитель и тогда же установлено было праздновать память его.429 – В 1582 г. главный каменный храм обители с приделом в честь преподобного Ефрема от нападения ляхов стоял без служения и 13 келий обители оставались пустыми,430 но потом обитель была восстановлена.431

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Сей день Церковь празднует торжественнее, нежели дни прочих апостолов и евангелистов, яко паче иных Христу Богу возлюбленного. Другой праздник в честь сего апостола Церковью установлен 8-го мая, в воспоминание чудесных знамений, при гробе его совершившихся. Подробное житие смотри 8-го мая.

* * *

425

Ркп. житие пр. Ефрема в общ. ист. № 45, у Царского № 136. Оно называется сочинением Романа, ученика Ефремова. Но по множеству хронологических и исторических ошибок, из которых некоторые, но не все, указаны в ист. иер. V, 470. 472. 474, несомненно, что известное ныне житие – переделка записок ученика Ефремова, составленная человеком подобным о. Василию; многословие и напыщенность говорят о том же.

426

По ркп. житию Евстафий удалился в Колязин монастырь; но этот монастырь основан позже 1433 г. Сожитие Макария Колязинского с Евстафием в Каблуковом монастыре ввело в ошибку, повторенную и в словаре.

427

В житии сказано, что Ефрем удалился из Вишерской обители в 1450 г. Но Пахомий, писавший жизнь преп. Саввы ок. 1465 г., говорит, что Ефрем в 1462 г. был еще в Вишерской обители и выслушивал завещание препод. Саввы и обители. – Словарь и здесь повторяет старую ошибку.

428

По ркп. житию преподобный преставился при архиеп. Геннадин, след. не раньше 9 дек. 1484 г. С другой стороны в 1462 г. не могло быть ему меньше 50 лет. Потому кончину его остается отнесть к 14.92 г.

429

Ист. иер. V, 473. 474. Служба прев. Ефрему 16 мая (минея мая, М. 1646 г.) составляет почти буквальное повторение службы пр. Савве (окт. 1); к сожалению, не исключены из нее и некоторые исторические черты жизни препод. Саввы. В святцах устава XVI в. (Толстаго 1. № 100) 17 мая «перенесение мощей Ефрема игумена Перекопского».

430

Неволин о пятынах, стр. 71.

431

Ист. иер. V, 475–479. Сведен. о монаст. 386. 387.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle