3-е
Св. священному. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним свв. мучч. Феодила, диакона, Гликерия пресвитера, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы, Агафии и Феофилы – дев и Евфимия
Анфим, избранный в епископа отечественного своего города Никомидии, принял управление Церковью в тяжелое время в особенности для Никомидийских христиан, так как на них преимущественно обрушивалось гонение, воздвигнутое в это время императорами Диоклитианом и Максимианом, жившими большей частью в Никомидии. Когда же случился пожар, истребивший часть императорского дворца, и который был приписан Христианам, то издано было повеление истреблять беспощадно и всякими мерами тех, которые признавались опасными врагами государства. В самый праздник Рождества Христова в одном храме в Никомидии было сожжено до 20 000 христиан.
Главным образом преследуемы были пастыри Церкви и потому были приняты меры для разыскания и Анфима, который, по особенному внушению Божьему, пребывал в это время в одном окрестном селении, откуда он рассылал письменные увещания для подкрепления и утешения своей бедствующей паствы.
Узнав об его местопребывании, гонители послали воинов, чтобы привести его в Никодимию. Когда они дошли до того селения, где был Анфим, то встретив его самого, спросили у него: где тут скрывается учитель христианский Анфим?
– Войдите ко мне в дом и отдохните, – отвечал им епископ, уразумев, что наступило время его подвига, – я вам укажу, где скрывается тот, которого вы ищете…
И приняв в свой дом пришедших взять его, Анфим радушно их угостил и потом сказал им: я – тот епископ Анфим, за которым вы посланы, возьмите меня и ведите к пославшим вас. – Тронутые незлобием почтенного старца, так приветливо принявшего их, воины смутились и не решались взять его… – Постарайся скрыться, – предложили они ему, – мы же скажем, что нигде не могли тебя найти…
– Нет, отвечал им святитель, – великий грех перед Богом – поступить против правды; преступно – обмануть кого бы то ни было, и тем более царя своего, и допустить обман при исполнении долга. Исполните честно порученное вам, вы не виноваты в исполнении незаконного поручения, возложенного на вас… – И Анфим отправился с воинами. Дорой он беседовал с ними и так подействовал на их простые сердца, что они во время самого пути, подойдя к одной реке, пожелали немедленно принять крещение.
Анфим же, представ перед гонителями, твердо исповедовал веру и с такой же твердостью перенес все истязания и, наконец, был усекнут мечем10.
Около того же времени (302–303 г.) пострадали: пресвитер Гликерий, с дерзновением возразивший на угрозу Максимиана истребить христианское имя, после муки сожжен; Зинон воевода, обличивший всенародно суетность идолослужения, после истязаний усечен; Феофил, приносивший христианским узникам утешительные послания от епископа Анфима, убиен камнями и стрелами; Дорофей, препозит Италийский – усекнут мечем; Мардоний – сожжен; Мигдоний, живой зарыт в землю; Индис – евнух, Горгоний и Петр постельничий – ввержены в море; слуги придворные Максимиана скончались от разных мук. Три святые девы: Агафия – настоятельница отшельниц, Домна – до крещения жрица богини Цецеры, после крещения, которое приняла от св. Кирилла, епископа Никомидийского, предшественника св. Анфима, чтительница святых мучеников, приняла мученический подвиг 14-то лет и Феофила и, наконец, Евфимий, – усекнуты мечем.
(Пам. Этих свв. мучеников и мучениц вторично – 28-го декабря).
Св. мученицы Василисы Никомидийской
И детский возраст на спасал от преследования во время страшного гонения при Доклитиане. Так пострадала и девятилетняя Василиса, устоявшая в твердом исповедании веры Христовой, когда, как христианка, представлена была на суд гонителя игемона Александра в Никомидии. Но, пораженный и непоколебимой твердостью ребенка, и многими знамениями сверхъестественного заступления за нее Высшего Существа, сохранившего Василису невредимой и среди огня, и среди зверей, игемон сам уверовал в Бога истинного, Всемогущего. – «Это – дело Божье!» воскликнул он, вразумленный чудесами, совершавшимися в глазах его в то время, как истязали Василису по его повелению, – и, приняв св. крещение, сделался истинным христианином.
Избегнув смерти, совершившая мученический подвиг Василиса мирно скончалась в 309 г.
Св. Фивы диакониссы
Св. Фивы диакониссы, служившей Церкви в Кенхреях, Коринфской веси. О Фиве, через которую св. Ап. Павел доставил свое послание Римлянам, упоминает он в этом послании: «представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу Церкви Кенхрейской; примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому» (Римлян. XVI, 1–2).
† Память о блаженном Иоанне Власатом, Ростовском
В Ростовском храме св. Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна Власатого. На гробнице его лежат серебряный крест и псалтирь на латинском языке. На последней написано: «в л. 7089 (1580) сентября 3, в царство велик. госп. и вел. кн. Иоанна Вас. В Богоспасаемом граде Ростове преставился угодник Божий Иоанн Власатый и погребен в церкви св. священномуч. Власия, что в Заровье. От гроба его подаются ицеления больным, с верой приходящим. В л. 1702 в царствование вел. гос. ц. и в. кн. Петра Алексеевича, в неделю 2 поста, марта 1 д. прииде в Ростов преосвящен. Архиепископ Дмитрий и прия престол митрополии Ростовской и Ярославской. От времени преставления блажен. Иоанна Власатого и милостивого даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже угодник Божий, молився Богу, чтяше; и видев ю ветху и раздирающуся, преосв. Митрополит Димитрий повелел ю вновь переплести; обновив паки на гроб блаж. Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета».
![](/otechnik/assets/build/html/36227/binary4.png)
Так почтен был блаж. Иоанн св. Димитрием.
Кто был сей блаж. Иоанн?
Если он мог читать латинскую псалтирь, то это, по тогдашнему времени означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. Иностранные языки знали тогда в России чиновники, служившие при посольском приказе. По ркп. житию, блажен Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был? – оставляет оно в неизвестности. По обстоятельствам времени Грозного царя весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея жилья своего и приходя только по временам для отдыха то к одной престарелой вдове, то к духовнику своему, Всесвятскому священнику Петру, он проводил время в умной молитве и внимании к душе своей. По житию Иринарха Ростовского видно, что блаж. Иоанн, сам возрастая в духовной жизни, подавал и другим советы на счет духовной жизни; так утешал он изгнанного из обители Иринарха. После долгих подвигов мирно почил он 3 сентября 1580 г. и согласно с завещанием своим погребен был за алтарем Власиевой церкви вдовой и духовником.
Вскоре после кончины его начали истекать благодатные исцеления от его гроба. Ростовский митрополит Кирилл, будучи в преклонных летах, долго оставался без употребления ног и рук; услышав о чудесах блаженного, он велел нести себя к его могиле и здесь после молитвы получил исцеление. Это было за полтора года до его смерти и, следовательно, в 1618 г.
Память блажен. Иоанна местно чтится в день кончины его и 12 ноября11.
Св. новомуч. Полиодора
Св. новомуч. Полиодора, за веру пострадавшего от турок в Новом Ефесе в 1794 г. (см. «Христ. мучч.» Соловьева, стр. 244).
* * *
В память св. еп. Анфима построены два храма – императорами Иустинианом и Львом Великим: один на противоположном берегу Рога, а другой близ Ксироцирка.
Ярослав. епарх. ведом. 1860 г. № 26. 1862 г. № 18. 19. Ркп. святцы: «святый и блаженный Иоанн, юродивый Христа ради, преставися в л. 7089 сент. 3 д.».