Источник

6-е

Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонах

В это число, которое в просторечии называется днем Михаилова чуда, Прав. Церковь прославляет чудеса, совершенные для блага христиан св. Михаилом, Архистратигом небесных Сил, в разные времена и в разных местах:

1) Близ Фригийского города Иераполя, на месте, называвшемся Хони, в IV веке. Вскоре после того, как Иоанн Богослов, бывши в Иераполе с Апостолами Филиппом и Варфоломеем для проповеди Евангелия, которое ученики Господа разносили по все земле, предсказал, что на сем месте воссияет благодать Божья, и св. Архистратиг Михаил будет посещать место сие, проторжеся вода в пустыне (Ис.35:6) Иерапольской и открылся источник, от которого св. Архангел невидимо подавал верующим исцеления, как некогда от купели Силоамской. Многие приходили к сему источнику; не только христиане, но и неверные, и мывшиеся и утолявшие жажду водой его, исцелялись от недугов своих; многие приняли в нем св. крещение. Впоследствии при целебном источнике, усердием одного еллина, дочери которого Господь разрешил язык водой от этого источника, создан был храм во имя св. Архистратига Михаила. При храме поселился муж по имени Архипп, и прославился в целой стране своей святостью. Язычники по ненависти к вере в Иисуса Христа, уничтожавшей ложных богов, решились разрушить храм, созданный при источнике во имя Архистратига Михаила, и погубить св. Архиппа, служившего во храме. Неоднократно посрамленные в своих злых намерениях против святыни, они вознамерились затопить место, на котором воздвигнуть храм Архистратигу. Св. Архипп молился о избавлении, и в то время, как поток пущен был из двух рек и с великой силой устремился ко храму, Архистратиг чудесно остановил стремление воды рассевшейся землю и спас и храм от разрушения и св. Архиппа от потопления: отчего и произошло название места хонас (Χωνας – погружение).

2) На Неаполитанской горе Гарган, близ города Сипонта, явившийся Архистратиг, в 493 году, чудесно указал место для построения храма во имя его и по сооружении этого храма подавал также в нем исцеление недужным; а когда неверные лангобарды в 630 году приступили к Сипонту с враждебным намерением покорить и разграбить его и монастырь Гаргонский, Архистратиг явился в видении епископу сего города и, ободрив устрашенных жителей, содействовал им своей помощью и победил и изгнать врагов, которые после того, познав в этом событии всесильную руку Божью, обратились к православной вере Христовой.

3) Близ горы Афонской, где святой Михаил спас от потопления одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, дабы воспользоваться найденной им богатой сокровищницей с великим множеством золота. По случаю этого чуда посвящен был имени Архангела храм, сооруженный на Афонской горе некиим Дохиаром, царедворцем болгарским, а золото, сохраненное вместе с жизнью отрока, употреблено на украшение нового храма.

В VIII веке св. Иоанн Дамаскин, в IX Иосиф Студит и Византий написали многие песнопения на празднование св. Архангелу Михаилу в 6 день сентября. В день воспоминания чудес св. Архистратига Михаила Церковь взывает к нему о предстательстве и заступлении верных и молит его, с прочими небесными силами, оградить нас кровом крыл невещественной славы своей.

Память преп. Архиппа, парамонария

Память преп. Архиппа, парамонария (прислужника, неотлучного при храме), по молитве которого совершилось чудо св. Архистратига в Хонах.

Празднество Братской иконы Божьей Матери

Празднество Братской иконы Божьей Матери. О ней см. 11-го мая.

Святого мученика Евдоксия (Евдокса) и дружины

Евдоксий, занимавший должность военачальника в царствование Диоклитиана, во время наставшего жестокого гонения, когда множество верующих удалились в горы и пустыни, также скрывался некоторое время в пустыне со своими детьми и женой.

Но встретив однажды посланных разыскать его воинов, Евдоксий, радушно приняв их и дав отдохнуть от пути, добровольно предался в их руки, сказав своей жене и домашним: – «пришло время теперь идти, куда Бог призывает меня. Вас же оставляю попечению Божьему; Он устроит вас всех, как Ему будет угодно», – и дав наставление жене своей, как ей воспитывать детей и как им всем жить без него, отправился с воинами, посланными взять его – в г. Мелитину.

Приведенный на суд и принуждаемы принести жертву богам, Евдоксий с непоколебимой твердостью отказался; тогда правитель во всеуслышание объявил: «кто не исполняет воли царя, тот недостоин служить в его войске: пусть же снимает с себя знаки воинского звания!» При этом, совершенно неожиданно для правителя, множество присутствовавших при допросе воинов стали снимать с себя знаки воинского звания, говоря, что и они – христиане и готовы положить жизнь свою за веру…

Так как воинов-христиан оказалось более тысячи человек, то решено было предать истязаниям и смерти только главных начальников. Евдоксия снова призвали и вынуждали его отречься от Христа, но, не успев в этом, его после истязаний железом осудили на смертную казнь.

Идя на смерть, Евдоксий молился. Неожиданно среди толпы, собравшейся вокруг места казни, он увидел плачущую жену свою и двух друзей.

– «Не плачь обо мне, – сказал он жене своей; – напротив того, почти день моей кончины за Христа, как день радостного торжества». Обратясь потом ко другу своему Зинону, сказал ему: – «Бог, Которому мы служим, не разлучит нас; мы, как в одной ладье, приплываем вместе к жизни вечной»… В порыве пламенного усердия при этих словах своего друга, Зинон воскликнул: – «и я – христианин! Исповедаю Христа и хочу умереть за Него!» За это немедленно был схвачен и усечен мечем; потом обезглавлен был и Евдоксий и некоторые из 1104 воинов, уверовавших ради Евдоксия.

Это было в 311 г. – В IV же веке был построен храм во имя св. Евдоксия в Константинополе.

Преп. Давида, бывшего прежде разбойником

Подобно Моисею Мурину (память 28-го августа) Давид был разбойником и даже предводителем разбойничьей шайки в пустыне Ермопольской – в Египте. Достигнув преклонных лет, он, казалось, закоснел в пороках. Но всего мира даже грехами непреодолеваемая благость Божья нашла доступ и к его сердцу. Сидя однажды в кругу своих соучастников, почувствовал Давид такое отвращение к безобразным товарищам своим и к самому себе, проснувшаяся внезапно совесть представила ему такую ужасающую картину длинного ряда преступлений, что он в порыве страстного желания искупить всевозможными подвигами то зло, какое он причинил людям, поспешил искать убежища в монастыре.

– Ты очень стар, – предупредил его игумен, – трудно тебе начинать иноческий подвиг, тем более, что в этой обители братья живут в великий трудах и воздержании…

– Я все исполню, что потребуется от меня по монастрыскому уставу… – обещал и умолял принять его – разбойник и, наконец, высказал, что он – тот, кто наводил ужас на всю страну, и что раскаяние его не менее велико, чем преступления…

Видя беспредельное стремление несчастного – исправить свой путь, опасаясь даже довести его до гибельного отчаяния в случае отказа принять его, игумен допустил Давида принять пострижение, и тогда все были поражены действием силы Божественной, преобразившей последнего из людей в великого подвижника, так как в скором времени Давид подвигами кротости и воздержания превзошел всех братий в обители. Удостоенный даже и видений Божественных, он еще не мог верить, что прощаются ему грехи его, которые казались ему бесчисленнее песка морского. Но благодать Божья так явно проявилась во многих чудостворениях, которые совершил он именем Божиим, что сама Церковь причислила его к лику святых.

Преподобный Давид мирно скончался в глубокой старости, в VI веке.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle