святитель Филарет Московский (Дроздов)

175. Речь при благодарственном к Господу Богу молебном пении, в Высочайшем присутствии Его Императорскаго Величества, к собранным из безсрочнаго отпуска воинам

(Говорена 2 октября; напечатана отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

1843 год

Пред лицем Бога мира, видя собор сынов брани, что помыслит, что скажет Церковь, служительница Бога мира?

Не будет ли тем сильнее вопиять к Богу о мире, чем явственнее напоминает о брани, сие множество испытанных в искусстве брани, и среди мира и отдыха к брани готовых?

Когда наконец, по пророчеству, «раскуют мечи своя на орала, и копия на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут к тому ратоватися» (Ис. II. 4)?

И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани?

Однако – Господь, нарицаемый «Богом мира», не нарицает ли Себя также «Господом воинств»?

Не Бог ли «научает руки» верных Своих «на ополчение, персты на брань» (Псал. CXLIII. 1)?

Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных Царей?

Не войной ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную?

Не Ангел ли Божий сделал гумно Гедеона военноучебным поприщем, и сильным небесным словом образовал его для победы над Мадианитами?

Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его, не только тогда, когда он извлекал из десятострунной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя не из лука стрелою, а камнем из пращи?

Равноапостольный Царь Константин, для чего первее всего употребил крест Христов, только что им познанный? – Для брани и победы.

Итак – Бог любит добродушный мир: и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земли немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частию надобно завоевать. И для сохранения приобретеннаго мира надобно, чтобы самый победитель не позволял заржаветь своему оружию.

И так, Православные воины, словом Давидовым говорит вам Святая Церковь, приглашая в то же время и вас говорить с нею: «благословен Господь Бог» наш, «научаяй руки» ваши «на ополчение, персты» ваши "на брань!" (Псал. CXLIII. 1)

Любит мир Самодержец России: но по сему самому крепко стрежет его стражею сильнаго вернаго, искуснаго воинства.

Любит Он мир Царства, и мир Своих воинов: и потому-то ускорил Он вам переход от военных подвигов к мирным занятиям, хотя впрочем еще находит нужным сохранить в вас искусство брани: потому что в мире надобно сеять, на случай нужды, семена побед.

Мирные сыны брани! Уразумейте, возчувствуйте, оправдайте Царское о вас попечение.

Некогда в Иерусалиме одни и те же люди, в одно и то же время, должны были строить городския стены, и ежеминутно быть в готовности отразить врагов: «единою рукою своею творяху дело, а другою держаху мечь» (Неем. IV. 17). И сей сугубо тяжкий подвиг перенесла и совершила любовь к отечественному граду. Вы можете обеими руками, безопасно, безпрепятственно, делать предоставленное вам дело поселянина или гражданина: делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для довольства и блага вашей собственной жизни: но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству. Дух порядка, совершеннаго повиновения, точности в исполнении должнаго, который составляет одно из отличительных достоинств военнаго звания, сохраняйте и в гражданском положении вашем, и легким способом добраго примера простирайте его на других.

Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно: а гнев и грозу берегите для врагов Отечества.

Наипаче не забывайте, что добрый воин Царя Благочестивейшаго должен быть равномерно «добр воин Иисус Христов» (2Тим.2:3). Надобно ли в подтверждение сего вновь напоминать вам о древних победоносцах и уверять вас Апостольским словом, что они «верою победиша царствия» (Евр. XI. 33)? – Вы это ближе и простее знаете из деяний наших предков, наших Царей, наших избранных вождей.

Тот воин истинно не победим, которому венец мученичества за Веру, Царя и Отечество, так же любезен, как и венец победы.

Тот лучший слуга Царев, и надежнейший защитник Отечества, кто в верном Богу сердце, в чистой совести носит верную надежду Отечества небеснаго.

Воины Христиане! Се Царь предводит вас не к подвигам бранным, но к Самому Источнику побед и мира, представляя вас, и Сам предстоя с вами Господу сил, в молитве и благодарении. Какая для вас награда! Какое утешение для Церкви! Какая душа не возвысится, в след за сим высоким призванием? – Горе сердца! Да исправится молитва, яко кадило! Да пройдет небеса! Да приимут ее Архистратиги небесных Сил, и принесут к престолу Царя царствующих! «Господи, спаси Царя!» (Пс.19:10) «Господи сил с нами буди!» Господи, «на людех Твоих благословение Твое». Аминь.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского – 23. Мнения и отзывы о публикациях профессор Константин Ефимович Скурат

2. Мудрые советы свт. Филарета, митр. Московского. Из его писем к наместнику Сергиевой Лавры архим. Антонию святитель Филарет Московский (Дроздов)

3. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 23, того же к тому же великому старцу: Прошу тебя, отец и учитель мой, не прогневаться на меня за то, в чем погрешаю, и дать мне... преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

4. Послание в поддержку благочестия, против Агарян святитель Симеон Солунский

5. История пелагианства и пелагианская доктрина священник Александр Кремлевский

6. Памяти великого святителя. Митрополит Филарет как библеист профессор Дмитрий Иванович Введенский

7. Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления – 4. Голгофа архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)

8. Антирретики против Акиндина – На написанное Акиндином против света благодати и тех, кто им в различные времена был просвещен, слово возражения седьмое. святитель Григорий Палама

9. К вопросу о методологической реформе православной догматики Алексей Иванович Введенский

10. О том, как должно понимать слова Апостола: егда предаст царство Богу и Отцу (1 Кор.15:24)? священномученик Зенон Веронский

Комментарии для сайта Cackle