Слова
Содержание
Косма Этолийский – пророк Новой Греции
Вступление Православие в условиях иноземного владычества (XVIII в.) Краткое жизнеописание «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди 2. Структура и состав проповедей 3. История записи и распространения «Поучений» 4. Подлинность 5. История публикации 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей «Слова» Космы Этолийского Слово первое (1) Слово второе (1) Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово первое (2) Слово второе (2) Притчи Притча 1 Притча 2 Притча 3 Притча 4 Притча 5 Притча 6 Фрагменты поучений Святого Космы Фрагмент 1 Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4
От издательства
Долгое время имя равноапостольного Космы Этолийского было незаслуженно забыто в России. Ситуация начала меняться только в последнее время. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколько посвящённых ему публикаций. Вот уже третью книгу о Святом выпускает и наш Издательский Дом. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви.
«Слова»1 Космы Этолийского переводились на многие иностранные языки и неоднократно издавались многомиллионными тиражами. Но на русском языке они публикуются впервые.
Некоторые книги и проповеди не переживают своего времени и представляют интерес только в контексте своей эпохи. Не таковы «Поучения» Космы Этолийского. Сегодня они не менее актуальны, чем два столетия назад. В XVIII в. боговдохновенные слова Святого изменили жизнь целого народа, сегодня они востребованы уже во многих уголках земного шара.
Выдающиеся церковные и общественные деятели, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому. Никодим Святогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович… Имена тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые учёные и неграмотные крестьяне, патриархи и военачальники выверяли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям.
В личности преподобного Космы поражает ревность о спасении ближнего. Для Русской Церкви необычен образ странствующего по городам и глухим деревням монаха-проповедника. Жертвенное служение ближним и горячая проповедь напоминают отчасти житие святого праведного Иоанна Кронштадтского, который тоже представляет собой совершенно исключительное явление на небосклоне русской церковной жизни после её реформации в XVII-XVIII веках в соединении с секуляризацией, засильем западных влияний и бюрократизмом.
Богословие святого Космы отличает глубоко православный святоотеческий дух, почерпнутый им из творений великих православных святых, с которыми он имел возможность познакомиться в богатейших монастырских библиотеках Святой Горы Афон. Мы можем найти у него и возвышенное учение о Святой Троице, и истолкование домостроительства спасения человека, совершённого Сыном Божиим Иисусом Христом, и восходящие к ареопагитскому корпусу умозрения об ангельской иерархии, и примеры из церковной истории и житий святых.
В поучениях Космы Этолийского можно увидеть и строгое следование церковным правилам и обычаям, и традиционное православное учение о молитве и аскетических подвигах как обязательных условиях духовной жизни христианина.
«Слова» уникальны по своей силе и глубине. В них вся красота и величие Православия, а народная мудрость органично сочетается с евангельской и святоотеческой. От них веет свежим ветром восточного богословия. Богословия опыта, а не схоластики, любви, а не этики, обожения, а не пиетизма.
Косма Этолийский – пророк Новой Греции
Протопресвитер Георгий Металлинос, профессор Афинского университета2
1. Издательский Дом «Святая Гора» представляет вниманию русского читателя выдающиеся и важные во всех отношениях «Поучения» Космы Этолийского (1714–1779). Своей жизнью и миссионерской деятельностью этот Святой завершает целую эпоху в историческом пути новой Греции, которая содержит много общего с нашей сегодняшней действительностью. Как и сейчас, Европа тогда переживала духовную и социально-политическую трансформацию, в конечном итоге приведшую к Великой Французской революции 1789 года и Великой Греческой революции 1821 года. И тогда, и сейчас мы можем наблюдать кризис национальной идентичности, вызванный как естественными, так и рукотворными причинами. Он разразился не столько в широких народных массах, сколько в среде политической и образовательной. Впрочем, эти процессы уже нашли своё отражение в потрясающем описании русских авторов, прежде всего в произведениях великого Фёдора Достоевского.
Просвещение тогда и Постпросвещение сейчас неразрывно связаны с движением сторонников метаке́носиса3. На практике это означает односторонний перенос принципов, лежащих в основе западных обществ, на восточную почву, который сопровождается пренебрежением к нашей национальной идентичности и к отдельным её составляющим. Уже тогда просветители ставили знак равенства между греческой идентичностью и античными идеалами, параллельно недооценивая и даже отрицая Православие и Византийское наследие. Мечтой Греции стала тогда европеизация, а для этого следовало преодолеть веру наших Святых – Православие. И сегодня мания модернизации (aggiornamento), стремление к полной интеграции в рамки и дух Новой Эры (New Age) влечёт за собой то же требование. Каков же был идеал святого Космы, его мечта о будущем Греции, в наибольшей степени отображённый в его «Поучениях»?
2. Он справедливо был назван «величайшим греком со времён падения Константинополя» (К.Констас) и «отцом современной Греции». Такая характеристика является признанием того, что святой Косма спас те начала и принципы, которые как в исторической перспективе, так и сегодня характеризуют не только каждого грека, но и любого православного человека. Патрокосма4 был человеком традиции. Традиция – не синоним консерватизма, а, напротив, динамичное развитие образа жизни, воплощающего унаследованные от предков идеалы и находящего им новые формы выражения, созвучные духу и средствам данного исторического периода. Традиционализм – богословская функция, отличающая, прежде всего, наших православных Святых. К их кругу, без сомнения, относится и Косма Этолийский.
Преподобный был настоящим подвижником, святогорцем и исихастом. Именно Святые в исторической перспективе показали себя подлинными носителями и выразителями традиции. По их стопам пошёл и святой Косма, вставший на путь очищения, просвещения и обожения. Он прошёл школу афонского монашества, «на Святой Горе семнадцать лет плакал о своих грехах»5. Приобщился к подлинно православному образу жизни, так что, когда покинул Афон, не потерял с ним связь, а стал выразителем его духа. И в миру, где праведный Косма каждый день жертвовал собой ради блага братьев своих христиан, Святая Гора была для него не географической точкой на карте, а образом жизни, мысли, существования. Это и стало основой его миссионерской деятельности. Без духовных предпосылок православная миссия существовать не может. Её фундамент не мораль и этика, а аскеза и Дух Святой. Патрокосма, несомненно, был одним из коливадов6. У нас есть свидетельства7 его неразрывной духовной связи с участниками этого движения8. Преподобный следовал святоотеческому идеалу, и непрестанная аскеза была предпосылкой его богословия. Я много раз восхищался и поражался невероятному сходству образа святого Космы с великими отцами нашей Церкви. Эта общность достигнута не путём интеллектуального усилия и научного изыскания, а общим аскетическим опытом и духовными переживаниями. Так в любой исторический период и достигается святоотеческий дух. Святой Косма не стал простым преемником, «наследником на троне» святых отцов и апостолов. Он был продолжателем их традиции. Пророки – апостолы – святые отцы движутся в одном направлении по линии церковной традиции. Они светлые маяки и вехи на пути её развития. Дар прозорливости Космы Этолийского, его мученическая кончина в сочетании со всеми сопутствующими его жизни чудесными явлениями – всё это суть подтверждение и проявление почивавшей на нём Божественной Благодати, удостоившей его права стать пророком целого народа.
Традиционность святого Космы видна в его постоянном сошествовании со всеми святыми и, прежде всего, с Пресвятой Богородицей. Он безмерно любил нашу Владычицу и Заступницу. Свою традиционность Святой неразрывно связывает с Церковью. Он действовал с разрешения и благословления Вселенских Патриархов Серафима II (1757–1761) и Софрония II (1774–1780). Стал проповедником и просветителем всего ромейского9 мира.
Связь с живой церковной традицией воплотилась и в его миссионерской деятельности. У святого Космы было подлинно апостольское сознание. Его жертвенная любовь к соотечественникам была плодом его православных убеждений. Святой подчёркивает: «Каждый христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своём спасении, но должен ещё заботиться и о своих братьях (см. 1Кор.10:24). А тот, кто печётся только о себе и совсем не заботится о ближних, не наследует Царствия Божия. Братья, с тех пор как я услышал эти слова нашего Господа, они долго точили моё сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять»10.
Средством своей апостольской проповеди Святой избирает миссионерское путешествие. Около двадцати лет он беспрерывно странствует по стране, неся людям живую воду истины Христовой. Он созидает единство народа и трудится ради его объединения и организации на основе греко-православной традиции. Его любовь к своему народу была безграничной. Согласно Эдуарду Шпрангеру «тот, у кого нет народа внутри, ничего ему дать не может». Сердце вождя и сердце народа должны биться в унисон и быть словно сообщающиеся сосуды. Об этом проповедник и сам говорит своим слушателям: «Учёные должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою учёность, но… обязаны учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости»11.
3. Что несла в себе проповедь святого Космы? «Однажды преданный святым» (Иуд. 1) образ веры, мысли и жизни. Его проповедь – постоянное прикосновение к подлинным основам народного сознания и глубинам греческого духа. «Я узнал, – говорит Святой, – что по милости Христа, Господа и Бога нашего, вы не эллины (язычники), нечестивцы, еретики или безбожники, а благочестивые православные христиане. Вы веруете и крещены во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и являетесь сыновьями и дочерьми Христа нашего»12. Таким образом, просвещение Космы Этолийского радикальнейшим образом отличается от просвещения западномыслящих интеллигентов. Оно основывается на православной истине, в которой Святой стремится удержать народ, ежедневно сталкивающийся с натиском агрессивной иноверной пропаганды. Святой подчёркивает: «Все веры ложные, фальшивые, исходят от диавола. В одном я не сомневаюсь: только наша вера, вера благочестивых православных христиан – вера правильная и святая. Так давайте её держаться, крестившись во имя Отца и Сына и Святого Духа»13.
Косма Этолийский исповедует и проповедует правую веру Отцов: «В Пресвятую Троицу мы, благочестивые православные христиане, веруем и Ей поклоняемся. Она есть истинный Бог, и все так называемые «боги» вне Святой Троицы суть демоны»14. «Духовное и материальное, Ангелы и люди, Церковь воинственная и торжествующая – всё существует благодаря любви Пресвятой Троицы, преуспевает и спасается из-за любви к Ней»15. Ещё одним центром проповеди Святого является Христос. Он для праведного Космы не только Бог, но и «Сладчайший Вседержитель и Владыка». Какое впечатление производили эти слова на народ, который привык называть «вседержителем» тирана – султана, а «владыкой» – своего архиерея! Но для Святого Христос выше любой земной власти. В своей проповеди он однажды выскажет свою сокровенную мечту: «Ах, если бы, братия мои, я был бы в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что один Христос наш есть Сын и Слово Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни!»16 (см. 1Ин.5:2).
Его проповедь была не бесцветным морализаторством, а Богословием, которое позиционировалось как онтологическая основа православной нравственности. От веры – персональной связи с Богом – через рассказ о Таинствах и духовной жизни он переходил к человеку и его насущным проблемам. Потому что православная вера – это основа и православной нравственности, и православного образа жизни. Святой неустанно напоминает о спасительной триаде добродетелей: смирении, прощении и любви как основе христианского общества. Он просит Христа «укоренить в сердцах (своих слушателей) мир, любовь, согласие, кротость, пламенную веру, истинное покаяние». Деятельность Патрокосмы была направлена на возрождение не только отдельной личности, но и человеческого общества в целом. Он сам свято жил (как монах-святогорец) и действовал в рамках православного общинно-киновийного идеала. Обретённый на Афоне киновийный опыт Святой несёт миру в своей проповеди: «Что является моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и беседовали об этих священных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, чтобы они вели вас в жизнь вечную»17. Более того, согласно свидетельству управителя острова Левка́да святой Косма советовал жителям Пре́везы посещать именно те храмы, где функционировала община.
4. Второй после Православия основой мировоззрения святого Космы была любовь к Отечеству. И здесь он выстраивает чёткую иерархию, подчиняя всё, в том числе и патриотизм, православной вере, завершающей «всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов». «Моё тщетное, земное, временное отечество – местность Апокуро, находящаяся в епархии епископа Арты»18. «Христиане, здесь у нас нет родины (см. Евр.13:14) ... Бог потому и … вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную родину – Царствие Небесное»19. Приоритет вере, Православию Святой отдаёт всегда и во всём: «Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши) – берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте»20.
5. В эту последовательность вполне вписывается и выбор языковых средств21 Космой Этолийским – несомненный плод его любви к народу. Эта любовь буквально разлита в его «Поучениях». При этом простота его языка и стиля никоим образом не обусловлена его собственной несостоятельностью. Сам Косма Этолийский обладал высоким по меркам того времени уровнем образования, полученного рядом с выдающимися наставниками и завершённого в его аскетической келье. Святой соединил языковой код своей эпохи с языком Нового Завета и Божественной Литургии. Димотицизм22 Патрокосмы был естественным, а не искусственным. Он не впадал в крайности, так как ставил своей целью не впечатлить слушателей, а принести им духовную пользу (см. 1Кор.9:22). Он не совершал насилие над языком. Проповедовал живо, находя те слова, которые могли затронуть душу народа, вне зависимости от его социальных и классовых различий. Это был язык Святых отцов и одновременно язык любящего отца. В простых формах речи Святого сокрыто всё богатство греческого языка. С просторечиями соседствуют цитаты из Священного Писания – Святой использует всё, что было близко и доступно народу, могло принести ему пользу.
О его языковой свободе говорит тот факт, что он приспосабливал свою речь к обстоятельствам. На одном языке он говорил с народом, на другом, более высоком и книжном, писал свои письма. Поистине, «для всех он сделался всем»! Язык и стиль его «Поучений» свидетельствуют о его великодушии к народу. Он не стремится показать своё величие и значимость, поэтому упрощает высокие и сложные и не усложняет простые и лёгкие смыслы. И в этом он уподобляется Христу, Который, будучи Богом, воплотился, чтобы дать нам возможность понять Его и стать Ему сопричастными. Он стал говорить о «земном», так как мы не смогли говорить о «небесном» (Ин.3:12). Вслед за Спасителем так действует и Патрокосма, используя эту методику в своём общении с народом.
6. Думаю, здесь перед нами со всей определённостью встаёт следующий вопрос: какую цель ставил святой Косма перед всем своим миссионерским служением? На мой взгляд, он стремился к внутреннему, духовному освобождению народа, без которого любая внешняя, национальная свобода не имеет смысла и значения. Святой стремился вернуть народ к православной традиции, заложив тем самым основы нового греческого общества. Как он сам говорил, чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая»23. Такие простые слова! А вместе с тем в них Святой с точностью даёт определение церковному образу жизни, ставящему человека на путь восхождения на небо. Радость, радость Христова, выраженная в братстве и «общении» (Деян. 2:42), – вот конечная цель этого мира.
Святой Косма верил в возрождение Ромейской идеи и в её историческую миссию. Он видел в православной Греции ту духовную закваску, которая сможет оказать ощутимую помощь человечеству. Поэтому он стремился вернуть народу упавшую от долгого рабства и многочисленных испытаний самооценку, дать ему сильное и мужественное самосознание.
Жизнь и деятельность Святого всё время движутся между двух полюсов: Православия и патриотизма. Это главные составляющие, определившие его личность и мировоззрение. Их он передаёт и нам через свои Проповеди. Он чувствовал, что общество развивается, стоит на пороге глобальных изменений, которые угрожают его миру, миру его традиции. Поэтому он и настаивает на своих идеалах, делает всё ради спасения народа и сохранения его идентичности. И этой борьбе он остался «верен до смерти» (Откр.2:10).
Именно поэтому святой Косма так современен и актуален для нас. Его слово особенно необходимо в нашу эпоху, когда мы становимся свидетелями восхода рукотворного нового Pax Romana. Нам следует больше говорить о примере святого Космы. Для нас он не просто священный символ, а путеводный маяк в нашей непростой борьбе за сохранение нашей идентичности, за наше историческое выживание.
7. Из всего этого становится ясно, почему «Поучения» святого Космы, равно как и его переписка, имеют большое значение не только для современных греков, но и для любого другого православного общества, живущего в условиях нового мирового порядка и сталкивающегося с проблемой сохранения своей духовной и культурной идентичности.
Поэтому я не сомневаюсь, что перевод «Поучений» святого Космы на русский язык принесёт в самом ближайшем времени большую духовную пользу русскоязычным читателям, ведь они смогут прикоснуться к просвещённому и благодатному слову православного пастыря и миссионера, который справедливо охарактеризован как великий пророк новой Греции и подлинный носитель православного духа коливадов, преподобного Паисия Величковского и исихастской традиции.
* * *
В науке принят термин «Поучения», но сам Святой называл свои проповеди «Словами».
Родился на о. Корфу (Греция) в 1940 году, где получил среднее образование. Является выпускником Афинского университета по специальностям «Богословие» (1962г.) и «Классическая литература» (1967г.). После службы в армии (1963–1965гг.) получил должность научного сотрудника на кафедре патрологии, а в 1969 г. направился в ФРГ для обучения в аспирантурах Бонна и Кёльна, где прожил до 1975г. В это время также проводил исследования и работал в архивах Англии. В 1971г. был рукоположен и получил степень доктора богословия (Афинский университет) и доктора истории философии (Кёльнский университет). В 1984г. стал профессором факультета богословия Афинского университета и начал преподавать историю духовности поствизантийского периода, историческую литургику, а также историю Византии. Был деканом факультета богословия с 2004г. по 2007г., после чего получил звание заслуженного профессора в отставке. – Прим. пер.
«Теорию метаке́носиса» впервые выдвинул «патриарх» новогреческого Просвещения Адамантиос Кораис. Согласно этой концепции, национальная культурная традиция (имеющая в своей основе древнегреческую культуру) была прервана с римским завоеванием и не нашла своего продолжения в Византийском государстве, безусловно чуждом Греции по своему духу и принципам. Согласно «теории метаке́носиса» греческая культурная традиция, утерянная на своей исторической родине, должна вернуться туда из Западной Европы в интерпретации западноевропейского Просвещения. Кораис подчеркивал, что в основе западно-европейской цивилизации лежит древнегреческая культурная традиция, в частности, воспринятая европейцами через Ренессанс. – Прим. пер.
Патрокосма́с – батюшка Косма (греч.). Так греки часто называют своего народного Святого. – Прим. пер.
Διδαχή Α, 2. Βλ. Ιωάννου Β. Μενούνου, Κοσμά τού Αιτωλού Διδαχές..., Αθήνα, χ. χρ. σ. 148
Коливады – группа афонских монахов-традиционалистов, получившая свое название из-за несогласия с практикой поминовения усопших по воскресным дням (коливо – заупокойная кутья). Коливады стояли у истоков духовного возрождения Балкан, занимались народным просвещением. – Прим. пер.
Χαραλ. Σωτηροπούλου, Κολλυβάδες – Αντικολλύβαδες, Αθήναι 1981, σ. 24 ε. ε.
Подробнее о связях прп. Космы с коливадами и прп. Паисием Величковским можно прочитать в книге нашего издательства: Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008. –Прим. пер.
Ромеи – жители Византийской (Ромейской) империи. Они объединялись не столько этническими, сколько религиозными, языковыми и территориальными принципами. Современные греческие авторы также часто употребляют термин «ромиоси́ни» (ромейство). Они полагают, что православное население Балкан было разделено во многом искусственно, подчеркивают необходимость объединения всех ромеев. Неотъемлемой частью ромейской идентичности является Православие. – Прим. пер.
Διδαχή Α, 2. οπ. π.
Βλ. καί τίς επιστολές του στού επισκ. Αυγουστίνου Ν. Καντιώτου, Κοσμάς ο Αιτωλός, Αθήναι 1977, σ. 317 ε.ε.
Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 115 ε.
Διδαχή Α, 1. Στό ίδιο, σ. 1423.
Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 120.
Π. Β. Πάσχου, Κοσμάς ο Αιτωλός, Αθήνα 1985, σ. 27.
Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 116.
Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 140141.
Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 116. Πρβλπ. Σ. 150.
Στό ίδιο, σ. 143–144.
Διδαχή Γ. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 240.
В Греции тогда существовал большой разрыв между книжным языком и языком народа. Зачастую люди не умели читать и писать. Большинство не понимало говоривших на «высоком» языке проповедников. Подробнее о языковой проблеме и способах её решения см.: Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008. – Прим. пер.
Димотика – народный язык. Димотицизм – приверженность димотике. – Прим. пер.
Διδαχή Α, 1. Ι. Β. Μενούνου, οπ. π. σ, 144. Πρβλπ. Σ 180, 207.