святитель Филарет Московский (Дроздов)

463. Слово в день святого Апостола Варнавы, при посещении города Волоколамска

(Говорено Июня 12 дня).

1824

И послаша Варнаву преити даже до Антиохии: иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. (Деян. XI, 22–23).

Когда святые Апостолы, находясь во Иерусалиме, услышали, что в Антиохии не только Иудеи, но и язычники начали принимать веру во Иисуса Христа: тогда они, для удостоверения, как должно полагать, в сем вожделенном событии, а в случае подлинности оного и для утверждения верующих, из среды себя «послаша Варнаву преити даже до Антиохии». Дерзаю сказать, что и меня в сей верный град послали Апостолы, если не словом повеления, то делом примера, подобно как и сей самый Варнава с Павлом, в другом случае не требуя нового повеления от Апостолов, сами решились повторить дело своего посланничества. "Подобает, – говорили они, – посетити братию нашу во всех градех, в них же проповедахом Слово Господне, како пребывают» (Деян. XV, 36).

Святый Варнава, пришед во Антиохию «и видев благодать Божию», то есть по благодати Божией принятую и содержимую Антиохиянами веру Христову, «возрадовася». Радуюсь и я, видя во граде сем благодать Божию, то есть, веру Христову, от предков принятую и согласно со всею православною Церковию содержимую. Велика была радость Святого Варнавы особенно потому, что сверх чаяния вновь приняли веру Христову и язычники: великая и то радость, когда вера, давно принятая, верно сохраняется; ибо как есть препятствия насаждению вновь веры Христовой, так есть препятствия и сохранению ее в первоначальной чистоте и силе, хотя, впрочем, она может победить и те и другие.

Посему и Святый Варнава не совершенно предался радости верующих, но и заботился о них, «и моляше всех изволением сердца терпети о Господе». Сие спасительное наставление Апостольское желаю и я разделить со всеми, которые не отрекутся слышать и принять мольбу мою.

Что значит «терпети о Господе»? С мыслию о терпении всего сроднее мысль о бедствиях и страданиях. Посему «терпети о Господе» значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно сей род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: «предаст... брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убиют их. И будете ненавидимы всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца той спасен будет» (Матф. X, 21–22). Так "терпели о Господе" святые мученики!

Но как Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются, почему и терпение сего рода престает: то нужно далее изыскивать, что значит «терпеть о Господе», хотя бы не было бедствий и страданий, испытующих терпение. В слове Божием находим, что "терпеть Господа" иногда значит прилежно и неослабно молиться, доколе не умилостивим Бога, и не будем услышаны. Сие видим в Псалмопевце, который говорит: «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою» (Пс. XXXIX, 2). Еще же и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются «терпящии Господа», что можно видеть в следующем изречении: «терпящии... Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и неутрудятся» (Ис. XL, 31). Все сии роды благочестивого терпения, или одним словом, постоянство в вере, заповедывал Святой Варнава Христианам Антиохийским, когда молил их, не только по нужде, по требованию обстоятельств, но «изволением сердца терпети о Господе». В сем разуме Апостольского слова, и я, хотя недостойный, но того же Слова служитель, "молю всех", слушающих меня, «изволением сердца терпети о Господе», то есть соблюдать твердость и постоянство как в разумении, так и во всяком деле веры, и в житии, достойном человека верующего.

"Порождени вы не от семене истленна, но не истленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки» (1Петр. I, 23); и дано вам "чадца", каждому в меру возраста его "познати Отца» (1Ин. 2:12–13), знать «Единаго истиннаго Бога и Его же послал есть Иисус Христа» (Иоан. XVII, 3). Так же неистленною и неизменною любовию возлюбите «словесное и нелестное млеко» учения Христова, «да о нем возрастете во спасение» (1Петр. II, 2); напротив того не будьте, яко "младенцы", легкомыслием и непостоянством «влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Еф. IV, 14). Как младенец естественно желает единого млека и постоянно держится единых сосцев матери: так вы постоянно держитесь учения Христова, которым питаетесь от сосцев истинной матери, православной Церкви. Не прельщайтесь словом человеческим, не увлекайтесь льстивым советом, будьте постоянны в последовании Слову Божию, поколику оно вам известно; «терпите о Господе». – Если и не воздвигаются ныне на последователей Христовых гонения, производящия мученичество: и ныне однако, как и всегда, «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие» (Деян. XIV, 22). Итак, посылается ли на тебя бедствие и скорбь, и при тщательном испытании своей совести, ты познаешь в сем наказание за грехи твои: «терпи... о Господе», и говори с Псалмопевцем: «праведен еси, Господи, и прави суди Твои: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Псал. CXVIII, 137, 71). Если же и не примечаешь того, чтобы твоею виною привлечено было на тебя бедствие, которое постигает тебя: и тогда «терпи... о Господе», и говори с Иовом: «яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословено» (Иов. I, 21).

Научает тебя благодать Божия молиться Богу о избавлении от бед, просить Его помощи в нуждах, а наипаче духовных, относящихся ко спасению души твоей и к вечному блаженству твоему: берегись и в сем святом упражнении непостоянства и нетерпеливости. Господь заповедал нам «молитися и не стужати» (Лук. XVIII, 1), то есть, не тяготиться, не скучать молитвою, но пребывать в ней неослабно. И Апостол говорит нам: «непрестанно молитеся» (1Сол. 5:17). "Хощу, – говорит он еще, – да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим. II, 8), или сомнения. Видишь ли плод твоея молитвы? Усугубь ее благодарением Богу, "исполняющему во благих желание твое» (Пс. CII, 5). Не получаешь ли просимого? Признавай несовершенство молитвы твоей и продолжай ее с новым усердием, помышляя, что всеблагий Отец Небесный, если видимо не исполняет твоего желания, то, без сомнения, невидимо печется о благе твоем более, нежели ты познать и вообразить можешь. Так и в молитве «терпи... о Господе».

Но чтобы не продолжить слова, скажу вообще: какой бы ты ни предпринял благочестивый подвиг, в какой бы ни начал упражняться добродетели: не изменяй принятому однажды благому намерению; и хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует ожиданию твоему, не отчаивайся, не малодушествуй; и напротив того, хотя бы показалось тебе, что ты довольно успел в добром деле и подвиге, не обленяйся, не будь беспечен, признавая себя "рабом неключимым», когда б и «все повеленное сотворил», ибо и в сем последнем случае ты "сделал" бы «только должное» (Лук. XVII, 10), и потому не имел бы еще права остаться без дела. Таким образом, в трудности подвига уповай на Господа, «и терпи... о Господе»; в успехе дела не полагайся на себя, и паки «терпи... о Господе».

"Молю всех" вникнуть в сие Апостольское учение; и каждый со вниманием да приложит оное к себе, к своей вере и житию. Ибо многие много против сего погрешают. Час "терпят», слушая Слово Господне; а потом несколько дней слушают житейские, праздные, суетные, нередко даже злые и срамные слова человеческие: как же прозябнуть малому семени Слова Божия, посреди столь многих плевел? Утром молятся и празднуют пред Богом; а остаток дня предают иногда объядению и пиянству: как же сохранится дух молитвы в чаду вина и в тяжком пресыщении плоти? Несколько дней постятся, один день каются; а потом надолго возвращаются к прежнему житию невоздержному и греховному: где же плод поста? Где плод достойный покаяния? Если бы сын твой один день был у тебя в послушании, а потом проводил многие дни в своевольстве: был ли бы ты им доволен? Как же Отец Небесный, Который, без сравнения, паче земных родителей достоин послушания нашего, и по лучшему духовному рождению нашему от Духа Его, и по безпримерным и бесчисленным благодеяниям, как может Он быть доволен нами, если мы один день или час исполняем Его волю, а почти во всю жизнь нашу творим волю плоти нашей и похотей? Если бы раб твой или временный наемник изредка делал твое дело, а всегда почти был празден, или работал на себя: почитал ли бы ты его достойным награды? Не почел ли бы напротив того достойным наказания, либо изгнания из дома? Какую же награду можем мы получить от Господа, Которому вечно и неотъемлемо принадлежим и мы, и все, что называем нашим, когда изредка делаем некоторые благие дела по заповедям Его, а в прочее время остаемся для Него праздны, или работаем самим себе, или что хуже, миру служим и угодное диаволу творим, и не помышляем о воле Господа нашего.

Скажут: неужели каждый день пост, каждую минуту молитва? Как жить, если ничего не делать для временной и телесной жизни? Напрасные опасения! Постись в установленное время: но в другое время не будь роскошен и невоздержен, и сохранишь плод поста. Приходи на молитву в освященные дни и часы: а потом с призыванием имени Божия всякое дело начинай и оканчивай; мыслию и сердцем со благоговением воспоминай о Боге всюду и всегда, где и когда можешь; не говори слов богопротивных, и не слушай их; не предавайся мыслям и желаниям нечистым и беззаконным: таким образом во всякое время, и при всяком деле научишься сохранять в себе дух молитвы. Питайся, но не пресыщайся; пей, утоляя жажду и подкрепляя немощь, но не потопляй в вине ума, и не угашай духа; приобретай потребности временной жизни законным и честным трудом, но, при попечении о сем, не забывай духовных потребностей и жизни вечной; покайся, и не возвращайся на грех; "возложи руку... на рало, и не обращайся вспять" (Лук. IX, 62). Если люди, сами непостоянные и временные, не любят других людей непостоянных: кольми паче неизменному и вечному Господу приличествует постоянное и ревностное служение верою и добродетелию. "Молю", убо, "всех" желающих быть рабами Его, достойными небесной награды, и чадами Его, достойными наследия духовного и вечного, «изволением сердца терпише о Господе" во всяком деле веры, и во всяком подвиге добродетели. Аминь.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Комментарии для сайта Cackle