святитель Филарет Московский (Дроздов)

481. Слово в день Святого Царевича Димитрия

(Говорено в Архангельском Соборе, мая 15 дня)

1826 год

Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их. (Лук. XI. 47).

Неожиданное обвинение произносит в сих словах Господь на книжников и фарисеев Иудейских.

«Горе вам, яко зиждете гробы пророк!» Итак, неужели созидать гробы пророков есть преступление?

«Отцы же ваши избиша их». Но что до того детям, которые их не убивали? Не в законе ли Твоем, Господи, написано: «сын не возмет неправды отца своего» (Иез. XVIII. 20)?

Сомнения сии не суть праздные, и дело сие не есть чуждое и для вас, которые сие слышите.

Увы! От рода отцов наших были те изверги рода, которые убили сего царственного мученика. Достойнейшие из рода отцов наших, при благоприятстве судьбы Божией, прославляющей неповинного страдальца, создали ему гроб. Вы красите раку праведного – благоговейным посещением, поклонением, лобзанием. Итак, уверены ли вы, что не угрожает и вам "горе", возвещенное детям избивших пророки, "зиждущим гробы пророческия, и красящим раки праведных» (Мф. XXIII. 29)?

Остановимся, размыслим, в каком преступлении обвиняет слово Господне книжников и фарисеев, от какого преступления предостерегает всех нас?

«Горе вам, яко зиждете гробы пророк, отцы же ваши избиша их». Без сомнения, не то вменено книжникам и фарисеям в преступление, что их предки убивали пророков. От сей вины решительно освобождает их слово Господне у пророка Иезекииля: «сын не возмет неправды отца своего, и отец не возмет неправды сына своего: правда праведнаго на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» (Иез. XVIII. 20).

Еще менее можно полагать вину их в том, что гробы пророков, или вообще святых человеков времен предшествовавших, созидали, украшали, почитали. Не из почтения ли к гробам святых предков, с клятвою завещавал Иаков Иосифу, говоря: «да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта, и погребеши мя во гробе их» (Быт. XLVII. 30). Не с почтением ли к святому предку и «кости Иосифовы изнесоша сынове Израилевы из Египта» (Нав. XXIV. 32). А когда случилось, что в незакрытый и не охраненный гроб пророка Елиссея нечаянно поверженное тело мертвоаго человека «прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе» (4Цар. XIII. 21); тогда не надлежало ли признать не только невинным, но и похвальным и должным то действие, чтобы создать и приличными знамениями отличить от прочих гроб пророка, дабы нечистое не прикасалось к святому, а ищущие очищения и освящения, без затруднения могли находить между костями мертвых кости животворящие.

В чем же виновны зиждущие гробы пророков? За что угрожает им "горе"? Они виновны в лицемерии; за лицемерие должно приити на них горе. «Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко зиждете гробы пророческия». Лицемер есть тот, кто представляет лице благочестивого и добродетельного человека, не будучи таковым в сердце; или, по выражению Апостола, кто имеет «образ благочестия, силы же его отверглся» (2Тим. III. 5), или «Бога исповедует ведети, а делы отмещется Его" (Тит. 1:16).

Лицемер есть тот, кто на словах строго ревнует о вере, как православный, а жить попускает себе слабо и беспечно, как язычник; кто любит учить других, но не старается сам следовать своим наставлениям; кто делает добрые дела, но не с добрым намерением, как-то, из своекорыстия, самоугодия, тщеславия; кто хвалится точностию, с которою исполняет наружные обряды набожности, но, как известная самаряныня, занимаясь спорами о месте и других внешних обстоятельствах богослужения, совсем не понимает "поклонения Богу духом и истиною» (Иоан. IV. 24) и еще хуже самаряныни, и понимать сего не хочет, и понимающих сие преследует.

Как лицемеры, книжники и фарисеи совиновны были отцам своим, и вместе с ними подлежали прещению Господню, не потому, что родились по плоти от избивших пророки, но потому что в духе своем богопротивные свойства их по своей воле возродили. Давно предложен был вопрос людей, неразумеющих путей Божиих: «что яко не взя сын неправды отца своего»? И Бог чрез пророка на сие ответствует: «понеже сын правду и милость сотвори, вся законы Моя соблюде, и сотвори я, жизнию поживет» (Иез. XVIII. 19). Посему если кто предложит обратный вопрос: что, яко взя сын неправду отца своего? Без сомнения, на основании того же ответа Божия, ответствовать можно: понеже правды и милости не сотвори, и закон не соблюде; поелику он свободно сделал себя наследником неправды и беззакония своих предков: то по необходимости сделан будет наследником их бедствий и казней. Сей точно разум имеет и прещение Господне на Иудейских лицемеров. Господь обличает их: «соблаговолите делом отец ваших» (Лук. XI. 48); вы так же, как они, расположены внутренно. Он предсказывает: «се Аз послю к вам пророки и премудры и книжники: и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищах ваших, и изженете от града во град» (Мф. XXIII. 34). И проникая в таковые их расположения, и предвидя таковые дела их, Он их и оплакивает, и осуждает: «горе вам! яко да приидет на вы всяка кровь праведна» (Мф. XXIII.29, 35)!

При богопротивных внутренних расположениях и намерениях сих лицемеров, какая польза, или достоинство в личине, которою они покрываются, как бы ни была она благовидна? Они зиждут почетные гробы убиенных пророков: какая в том польза, когда сердце их есть сокровищница вражды и смерти против живущих святых, когда «гроб отверст гортань их» (Пс.5:10) для убийственной клеветы на неповинных чад премудрости? Они красят наружно вещественные раки праведных: какое в том достоинство, когда не украшают себя внутренно духом и живыми чувствованиями праведных? Мало сказать, что в сем случае нет в том пользы, нет в том похвалы, нет в том достоинства: точно, горе им, что они то делают, лучше бы они того не делали. Если бы они не оказывали почтения умершим пророкам и праведникам: то можно было бы заключить, что по неведению не отдают справедливости живущим, и потому заслуживают извинение; но когда то, что уважают в умерших, оскорбляют в живущих: то "горе" им, как виновным, и паки "горе", как неизвинительным! И между нами человеками, не столько ненавистен тот, кто не оказывает нам любви или уважения, сколько тот, кто показывает вид любви ненавидимому или вид уважения презираемому: как же должен быть пред Сердцеведцем Богом отвратителен тот, кто пред благочестием и святостию являет наружные знамения благоговения, которых сердце его не знает? «Горе вам лицемери, яко зиждете гробы пророческия!»

Из сего могут видеть и нынешние почитатели гробов пророков, или апостолов, или мучеников и других праведников, чего при сем, впрочем справедливом и священными преданиями утвержденном почтении, должно им остерегаться. Остерегаться им должно лицемерия.

Если с видимым усердием ищете вы гробов и останков святых телес пророков или апостолов, божественных проповедников веры, но не имеете внутреннего усердия искать живого слова и духа веры и святыни в их священных писаниях, особенно когда не имеете недостатка в способах сего искания: то остерегитесь, чтобы некогда не пришло на вас "горе", изреченное на лицемеров.

Если вы чтите гробы мучеников, которые утвердили веру тем, что терпеливо за нее пострадали, но сами не столько расположены собственным терпением, и, когда нужно, страданием доказать непобедимость веры, сколько мучить других за любимые вами мнения: то берегитесь; и сие расположение духа не столько вас не обнадеживает радостию, которую святые находили в страданиях, сколько вам угрожает "горем", которое предвещено подражателям избивших пророки.

Если вы красите знамениями благоговения раки праведных и святых, – а Сердцеведец усматривает закосневающую в вашем сердце неправду и беззаконие: – остерегитесь, – "горе!" Напротив того, благословение Божие да приидет на вас, истинно благоговейные чтители гробов праведнических, когда вы, притекая к сим святым гробам, искренно желаете почерпнуть от них дух правды и святыни, для вашего внутреннего оправдания и освящения; когда, приближаясь к нетленным телесам, вы стараетесь не менее приближиться к блаженным духам, их одушевлявшим, чрез послушание их неповрежденному учению, чрез подражание их чистому житию, чрез общение данной им от Бога благодати, когда, с любовию духа, лобызая остатки святых преставльшихся, с такою же любовию отверзаете объятия всему благому и святому, что, по благодати Божией, еще является и в живущих человеках.

Да мимоидет всех нас горе лицемерия! Да посетит нас благословение искреннего благоговения и любви ко всему святому! Аминь.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 477. Слово в день обновления храма Иерусалимского, и по случаю обновления храма великомученика Никиты, в Басманной святитель Филарет Московский (Дроздов) 389,6K 

2. Слова и речи – 484. Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, по первом лете... святитель Филарет Московский (Дроздов) 389,6K 

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Велтистов В. Н. профессор Александр Павлович Лопухин 71,6K 

4. О православном приходе как юридическом лице профессор Василий Никанорович Мышцын 225 

5. Собрание сочинений. Том 2 профессор Георгий Петрович Федотов 137 

6. Собрание сочинений. Том 3 профессор Георгий Петрович Федотов 134 

7. На среднюю седмицу поста святитель Иоанн Златоуст 738 

8. Отношение церковного устройства к строю общественному и государственному в первые два века профессор Василий Никанорович Мышцын 477 

9. На начало индикта святитель Иоанн Златоуст 756 

10. О посте, о Давиде, о пресвитерах, о Голиафе и против Навата святитель Иоанн Златоуст 686 

Комментарии для сайта Cackle