святитель Филарет Московский (Дроздов)

485. Слово в день Святителя Алексия

(Говорено в Чудове монастыре мая 20968)

1827 год

И ныне се аз связан духом, гряду в Иерусалим. (Деян. XX. 22).

Если взять в рассуждение, что мы от Бога имеем бытие, жизнь, силы, чувства, сердце, разум, волю и от Его провидения многоразличные блага, коими пользуемся в мире; что Бог же, и единственно Бог, может даровать нам вечное блаженство, и действительно дарует оное верным рабам Своим, что наибольшая часть людей или знают сие по разумению, или верят сему по несомнительному свидетельству разумеющих; но что при всем том не наибольшая часть людей занимается служением Богу верно, постоянно, исключительно, или, по крайней мере, преимущественно пред всяким другим занятием, то с удивлением должно спросить, как возможно идти так прямо против справедливости, против благодарности, против величайшей пользы собственной? Нашли безрассудные сию несчастную возможность в том, что не отрекаются совсем от служения Богу, желают достигнуть в нем блаженства, и думают, что сего довольно. А узкий путь? – Он сделался шире от умножившегося числа ходящих. А тесные врата? – Оне перестроены просторнее прежнего новыми художниками нравственной жизни. А многие скорби, коими подобает внити в царствие Божие? – Сию чашу испили до дна Христовы Апостолы, мученики, исповедники, во времена гонений на христианство, по самой необходимости; – теперь сей необходимости нет, и мы можем наполнять себе чашу веселия. Может быть, не многие признаются, что так думают; но многие так живут, что жизнь их служит вывескою таковых мнений.

«Не сообразуйтеся веку сему» (Рим.12:2), писал Апостол христианам в веке иудейства и язычества. О горе! нужно и в христианские времена повторять христианам: «не сообразуйтеся веку сему». Сообразуйтеся тем истинным рабам Божиим, которых верное служение Богу не ослабляется ни прельщением выгод мирских и удовольствий чувственных, ни опасением трудностей, препятствий, скорбей. Чтобы не искать примера вдали, посмотрите на сего верного служителя Божия, на сего твердого предстоятеля церкви сей, как он, не колеблясь, шел не только против трудностей, но и на явную опасность для чести веры, которая есть честь Божия, для безопасности церкви, которая есть достояние Божие. Дважды ходил он к царям Ордынским, которых могущество ничем не ознаменовывалось чаще, как жестокостию и вероломством.

Один раз Чжанибек призывал Алексия уврачевать Царицу, но Алексий учился слову Божию и молитве, а не врачебной науке; следовательно, уврачевание мог совершить не иначе, как чудом; нельзя было знать, дарует ли Бог чудо исцеления, и особенно для болящей, зараженной зловерием; а то можно было знать почти верно, что неудача врачевания послужит в поругание Христовой вере, и что шутка над верою, по вкусу ордынцев, будет не иная, как горькая смерть избранного ее служителя. Святитель дерзнул о Господе, и чудо совершено, и вера прославлена. В другой раз, Великий Князь Иоанн убеждал Алексия идти в Орду, чтобы отвести от враждебных против России намерений, и ввести в мирные расположения нового царя Бердебека, который начал царствование убийством двенадцати братьев. Хотя Великий Князь мог в сем случае полагать некоторую надежду на уважение к имени Алексия, которое, без сомнения, осталось в Орде от исцеления царицы: однако тем не менее посольство сие походило на то, как если бы пастыря овец с одним пастырским жезлом посылали укротить разъяренного льва или тигра. Но пастырь словесных овец решился положить душу свою за овцы: и Всемогущий Пастыреначальник, и жизнь его сохранил, и мир словесному стаду и земле Российской чрез него даровал.

Но дабы показать еще в высшей степени священный пример ничем не ослабляемого служения Богу, вопреки мнениям людей, еще не отвергшихся мира и самих себя, доказывающий, что верные рабы Божии борются с трудностями, и переносят скорби, не по неизбежной только необходимости, но и с добровольною готовностию, и даже с некоторым желанием страдать для Бога, происходящим от сильной любви к Богу, – посмотрим на Божественного Павла, когда он идет в Иерусалим на опасность, не по догадкам и заключениям явную, но по свидетельству Св. Духа достоверную, и, однако, идет и не колеблется. Прочитаем слова, которые на сем пути своем говорил он Пресвитерам Ефесским, прощаясь с ними. «И ныне се аз связан духом, гряду во Иерусалим, яже в нем хотящая приключитися мне не ведый: точию яко Дух святый по вся грады свидетельствует, глаголя яко узы мене и скорби ждут. Но ни едино же попечение творю, ниже имам душу мою честну себе, разве еже скончати течение мое с радостию, и службу, юже приях от Господа Иисуса, засвидетельствовати Евангелие благодати Божия» (Деян. XX. 22–24).

Чудный Павле! Но если ты уже знаешь, что узы и скорби ждут тебя в Иерусалиме, (хотя и не ведаешь от кого и за что, так как ты ни пред кем ни в чем невинен), и если знаешь сие не по догадкам и заключениям, которые, хотя выводятся из обстоятельств, могут оказаться не верными чрез перемену, или от не точного познания обстоятельств, но знаешь по свидетельству Духа Святого, изрекаемому Его Пророками, в непогрешительности коего ты не можешь сомневаться: кто же тебя гонит в Иерусалим, когда ты еще на свободе? Никто, говорит он, кроме того, что я связан Духом. «Связан духом, гряду в Иерусалим».

Что такое «связан духом»? Неужели подлинно Дух влечет в Иерусалим на страдания, как узника в темницу? – Нет. Ибо мы видим, что когда люди, ему преданные, со слезами "молили" его «не восходити ему в Иерусалим», он отвечал не то, что делает сие по необходимости, по неволе, но утверждал, что делает то, что хочет, и к чему готов по доброй воле. «Отвещав же Павел, и рече: что творите плачуще и сокрушающе ми сердце? аз бо не точию связан быти хощу, но и умрети во Иерусалиме готов есмь за имя Господа Иисуса» (Деян. XXI. 12–13).

Каким же образом сей, – не знаю, как назвать его, – свободный, может быть, невольник, "связан" был "духом", так что шел во Иерусалим на страдание, как агнец на жертву, и был однакоже так доволен в сем состоянии, как агнец на тучной пажити? Павел был связан и веден духом, подобно тому, «как Иисус возведен бысть духом в пустыню по своем крещении» (Мф. 4:1). Под сие полномощное водительство и управление духа, подошел Святой Павел, деятельно следуя тому же умозрению, и тем же правилам, которые преподавал другим, когда говорил христианам: «Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16) и потому «Духа не угашайте» (1Сол. 5:19); – «аще живем духом, духом и да ходим» (Гал. V. 25); – «духом ходите, и похоти плотския не совершайте» (Гал. V. 16), подобно как и Св. Петр учил души очищать «в послушании истины духом» (1Петр. I. 22).

По той мере, как отказывают в удовлетворении похотям плоти, плоть умирает для греха, и дух оживает для правды, или добродетели. Чем охотнее и вернее следуют добрым побуждениям оживающего духа, или, по выражению Св. Петра: "души... очищают в послушании истины духом» (1Пет.1:22), тем более священный огонь духа возгорается, свет его просиявает, он идет от силы в силу, так, что иногда, в минуты восторга, не только все плотские похоти, но и всякое желание собственной воли человеческой связует, оставляет в бездействии, как бы в плену, или в узах, и только чистым мудрованием духовным, только любовию Божественною, только преданностию воле Божией, едва, так сказать, прикасающегося земле человека водит и носит, куда призывает Бог, и законы царствия Его; хотя бы для сего надлежало идти сквозь огнь и воду, сквозь страдание и смерть. О блаженный плен! О сладкие узы! Неограниченно свободная неволя! Высоковладычественное рабство! Ибо что есть плен духа, как не все побеждающее убеждение истины? Что суть узы духа, разве крепко всеобъемлющая любовь? Добровольная неволя самоотвержения есть совершенная воля Божия, и глубочайшее порабощение закону духа есть высокое право гражданства в Царствии Божием, которого последняя цель есть не та, чтобы поработить свободных, но чтобы рабов соделать свободными, и даже царями и иереями Богу нашему. Посему, пленник и узник духа не захочет расторгнуть свои узы или выступить из своего плена, ни для какой свободы плоти, ни для какого владычества в мире, ни по какому побуждению человеческому, как бы оно ни казалось благовидным.

Сходны ли с истиною сии понятия о состоянии связанного духом, судите сами по собственным словам Апостола: "Ни едино, – говорит он, – попечение творю, ниже имам душу мою честну себе», то есть, не дорожу моею жизнию, «разве еже скончати течение мое с радостию, и службу, юже приях от Господа Иисуса, засвидетельствовати Евангелие благодати Божия» (Деян.20:24). Примечайте, христиане, в указанных теперь примерах образ, или, по крайней мере, важную отличительную черту верного служения Богу, которая есть решительная, безусловная, ни чем не воспящаемая готовность творить волю Божию и дела Царствия Божия: и потом, обратясь к себе, испытуйте, сохраняете ли вы в себе таковое расположение верных рабов Божиих, не говорю, в случаях трудных и чрезвычайных, сохраняете ли оное в самых обыкновенных и всем общих делах служения Богу.

Нас не призывают прославить веру чудесами; не посылают безоружных для укрощения жестоких врагов, не ведут во узах духа в узы железные за имя Христово. – Просто приглашает нас вера посетить болящего, беспомощного. Дело доброе, говорим мы: желательно, чтобы оно делалось; но при нынешнем устройстве и обычаях общежития оно неудобно и подвержено пререканиям и другим неприятностям.

Евангелие посылает нас искать примирения со врагом: желательно, говорим мы; но по нынешнему образу мыслей сие унизило бы нас в глазах других, и было бы принято или за действие слабости духа, или за признание нашей вины, которой мы за собою не знаем.

Зовут нас в храм на богослужение; кажется, мы готовы; однако, во время вечерней молитвы мы еще заняты мирскими делами или забавами; до утренней часто не допускает сон; к дневному Богослужению не спешим, а из храма торопимся. О Господи! Дом молитвы Твоей ныне походит на гостинницу, в которую входят, и из которой выходят, когда кому случится. Послушайте вы, которые, видно, еще не знаете того чувства, по которому Давид "едино просил от Господа, ...еже жити в дому Господни, ...зрети... красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Псал. XXVI. 4): знаете ли вы, по крайней мере, приличия ваших собственных домов? Понравилось ли бы тебе, если бы званные к известному часу на твой обед один по другом приходили уже по начатии обеда, и один по другом уходили прежде окончания оного? Подумай же, как взирает на тебя Великий Домовладыка и Угоститель, Который предлагает здесь Свою Божественную трапезу, когда ты по собственному нерадению исключивший себя из числа причастников оной, и сделавшийся только зрителем, входишь и выходишь безвременно, топотом ног твоих возмущаешь священное безмолвие, и похищаешь у слушающих слово Божие, которого сам не хочешь слушать, наконец, когда еще на сем престоле Царь славы является в таинственном телеси Своем, ты бесстыдно и бесстрашно дерзаешь обратить к нему тыл и удалиться?

Жаловался некогда Господь на дремлющих учеников своих: «тако ли невозмогосте единаго часа побдети со Мною» (Матф. XXVI. 40). Но их могло извинять и пустое место, и отлучение от них Господа, и ночь, и предшествовавшее дневное утомление, как и Сам Он свидетельствовал, что "дух" их был «бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41; Мк.14:38). Коль велико должно быть Его негодование, когда мы здесь в признаваемом нами таинственном Его присутствии, во свете дня, при возбуждающем гласе общественной молитвы, не возбуждаемся, не выдерживаем назначенного для богослужения часа, и сие не по немощи плоти, но потому, что дремлет обленившийся дух и не связует плоти, своевольной, ищущей суетного рассеяния!

Христиане! будьте судиями сами себе прежде суда Божия. Как бы кто ни был к себе пристрастен: можно ли присудить себе вечность блаженной награды, когда мы одного часа не хотим прилежно послужить Царю и Мздовоздаятелю вечности? Оттрясем же сон и леность; возбудимся к верному, постоянному, и не ослабному служению пред Богом, к исполнению воли Его, не смотря на трудности, не развлекаясь суетными мнениями; а для сего укрепимся связать плоть духом, и ее похотей не совершать, ее деяния пресекать, дабы водимые духом любви Божественной, могли мы и настоящей жизни течение с радостию скончать, и в нескончаемую радость Господа нашего внити. Аминь.

* * *

968

Печатается с рукописи автора, полученной от М. М. Евреинова.



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 496. Слово в день Святителя Алексия святитель Филарет Московский (Дроздов) 389,6K 

2. Слова и речи – 487. Слово в неделю дванадесятую, при посещении города Коломны святитель Филарет Московский (Дроздов) 389,6K 

3. «Точное изложение православной веры» на греческом языке преподобный Иоанн Дамаскин 5,6K 

4. О происхождении первых трех канонических евангелий: Опыт разбора гипотез – 3. Условия образования материи Синоптических Евангелий по теории Эвальда Николай Иванович Троицкий 2K 

5. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков преподобный Викентий Леринский 6,9K 

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иосиф (Туробойский) профессор Александр Павлович Лопухин 80,2K 

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Поликарпов Феодор митрополит Евгений (Болховитинов) 43,7K 

8. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Августин Виноградский митрополит Евгений (Болховитинов) 43,7K 

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоанн Торквемада профессор Александр Павлович Лопухин 80,2K 

10. Библейская энциклопедия – Долги, должник архимандрит Никифор (Бажанов) 3080,6K 

Комментарии для сайта Cackle