Грековосточная церковь в период Вселенских соборов
Чтения по церковной истории Византии от императора Константина Великого до императрицы Феодоры (312–382)
Содержание
Чтение 1. Император Константин Великий Константин до воцарения (274–306). Религиозное воспитание, жизнь при дворе Диоклетиана Константин от воцарения до единодержавия (306–323). Торжество над Максенцием и Ликинием Единовластительство Константина (323–337). Арианские споры. Основание новой столицы Смерть императора Константина. Отзывы и легенды о нем Чтение 2. Императоры Констанций (337–361) и Юлиан (361–363) Характеристика императора Констанция и его участия в делах церковных Император Юлиан († 27 июня 363 г.). Воспитание Юлиана и его жизнь до воцарения Царствование Юлиана. Юлиан в Константинополе и Антиохии Смерть Юлиана. Легенды и суждения о нем Чтение 3. Внутренняя история Церкви в царствование династии Константиновой (312–363) Начало христианского монашества. Святые подвижники в Египте. Общая характеристика иноческого миросозерцания и жития Святые епископы. Общая характеристика тогдашнего положения епископов. Св. епископы Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Враги Церкви Религиозное состояние народа. Влияние христианства на народную жизнь. Двоеверие. Язычество. Новые приобретения христианства вне пределов Римской империи Чтение 4. Императоры Иовиан, Валентиниан, Валент и Феодосий Великий (363–395) Положение Церкви в короткое царствование Иовиана (с 27 июня 363 г. по 16 февраля 364 г.) Император Валентиниан (364–375). Брат и соправитель его Валент – император Востока (364–378). Арианство Валента и его погибель от готов Воцарение Феодосия Великого. Св. Григорий Богослов в Константинополе. II Вселенский Собор. Религиозный характер императора Феодосия (379–395 гг.) Чтение 5. Императоры Аркадий, Феодосий Младший, Пульхерия и Маркиан (395–457) Император Аркадий (395–408). Характеристика Аркадия и его жены Евдоксии. Отношение Евдоксии к св. Порфирию Газскому и св. Иоанну Златоусту Феодосий Младший (408–450). Его сестра Пульхерия и жена Евдокия. Ересь Нестория. III Вселенский Собор. Состояние империи при императоре Феодосии. Ересь Евтихия Император Маркиан – супруг Пульхерии (450–457). IV Вселенский Собор в Халкидоне Чтение 6. Внутреннее состояние Церкви в царствование Валента и династии Феодосия Великого (363–457) Золотой век церковной литературы Монашество. Иноческая литература. Распространение иночества. Новые виды иноческих подвигов Епископы и миряне рассматриваемого периода. Подавление язычества на Востоке Чтение 7. Состояние Церкви при императоре Льве Фракиянине и его преемниках до Анастасия I Лев Фракиянин (457–474). Его благочестие и православие Лев Малый и Зенон (474–491). «Энотикон» Зенона и что из того вышло Анастасий Диррахит, или Дикор (491–518). Его религиозная политика. Волнения в Константинополе и в Иерусалиме Чтение 8. Юстин I и его преемники до Маврикия (518–602) Юстин I (518–527). Его происхождение и религиозная политика Юстиниан I (527–565). Характеристика его и его супруги Феодоры. Удачи и бедствия его царствования Император Юстиниан как церковно-исторический деятель. Построение Св. Софии. Церковное законодательство. V Вселенский Собор Преемники Юстиниана: Юстин II (565–578), Тиверий (578–582) и Маврикий (582–602). Гибель Маврикия и его семьи Чтение 9. Внутренняя история Церкви во время династий Льва I и Юстина I (457–602) Сравнительный упадок монашества в VI веке. Подвиг юродства. Св. игумены Упадок церковной литературы. Осуждение умерших писателей. Преобладание легендарно-апокрифических сказаний. Иноческая литература Церковные узаконения в век Юстиниана. Восточные христиане вне пределов империи Чтение 10. Императоры Фока и Ираклий (602–641) Фока и его гибель (610). Ираклий и его попытка покинуть столицу (618) Походы Ираклия на персов. Осада Константинополя аварами и персами и акафист Богоматери (624). Возвращение Ираклия из походов и воздвижение Креста Господня (629) Магомет и его учение. Завоевание Сирии и Египта магометанами. Религиозная политика и смерть Ираклия (11 марта 641) Чтение 11. Преемники Ираклия до пресечения его династии (641–711) Смутное полугодие по смерти Ираклия. Император Конста, внук Ираклия, и последняя монофелитская борьба. Смерть Консты († 668) Император Константин Погонат (668–685). Неудачная осада столицы арабами (669–676). VI Вселенский Собор (680) Юстиниан Ринотмет (685–695 и 705–711). Его характер. Собор в Трулле (692). Низвержение Юстиниана (695). Императоры Леонтий (695–698) и Тиверий (698–705). Вторичное царствование Юстиниана (705–711) и его гибель Чтение 12. Внутренняя история Церкви в век Ираклидов Влияние успехов магометанства на положение Восточной Церкви. Православие на Востоке становится почти исключительно греческим исповеданием. Развитие у греков обрядовой набожности в связи с умственным и нравственным упадком Богослужебная литература в VII веке. Почитание священных реликвий Постановления Трулльского Собора против двоеверия и суеверия Чтение 13. Первая половина иконоборческого периода при так называемой Исаврийской династии (711–802) Греческая историография относительно периода иконоборчества Три краткосрочных императора после Ираклидов (711–717). Лев III (717–741) как воин и правитель. Попытки церковной реформы. Ее сторонники и противники. Общее суждение историков обо Льве Константин V (741–775) в его отношениях к государству и Церкви. Иконоборческий собор (754 г.). Антимонашеская борьба. Общее суждение историков о Константине V Лев IV Хазар (775–780). Императрица Ирина вместе с сыном Константином (780–790). VII Вселенский Собор (787). Константин VI (790–797). Борьба матери с сыном. Единодержавие Ирины (797–802). Отзывы историков о ней Чтение 14. Вторая половина иконоборческого периода (802–842 гг.) Аналогия между обеими половинами иконоборческого периода. Император Никифор Геник (802–811). Его борьба с внутренними и внешними противниками. Отзывы о нем. Падение династии Геника (811–813) Лев V Армянин (813–820). Его борьба с иноками и иконоборческий собор (815). Смерть Льва V (25 декабря 820). Отзывы о нем Амморейская династия. Михаил II Травл (820–829) и его религиозный характер. Феофил – последний иконоборец (829–842). Императрица Феодора и торжество Православия (19 февраля 842). Конец Амморейской династии Чтение 15. Внутренняя история Церкви в период иконоборчества I) Новаторы-иконоборцы. Уцелевшие остатки иконоборческой литературы. Догматика и церковная политика иконоборцев. Отношение иконоборцев к науке и к искусству II) Православные защитники иконопочитания и монашества. Их церковный авторитет. Крайнее направление их церковно-политических убеждений. Общее суждение о них III) Духовные христиане, или павликиане. Аналогия павликиан с русскими антицерковными сектами. Их учение. Их внешняя история. Заключение
Предисловие
После трех веков христианства гонимого мы переходим ко временам, когда христианство сделалось господствующей, государственной религией: из периода мучеников и исповедников вступаем в период благочестивых царей, православных патриархов и иноков. Наше внимание в настоящем труде почти исключительно остановится на судьбах Греко-Восточной Церкви, и притом в пределах Византийской империи. Чтобы объяснить причины этого предпочтения Византии, мы, кажется, не можем сделать ничего лучшего, как повторить слова Т. Н. Грановского об особенном значении для русского византийской, в частности церковно-византийской истории.
«История Византийской империи, – говорит Грановский (II, 211), – не пользуется большим почетом на Западе. Говоря о ней мимоходом, тамошние писатели редко берут из нее содержание для специальных сочинений. Очевидное равнодушие западных писателей к государству Константина Великого объясняется отчасти отношением этого государства к латино-германским племенам. Между ними не было органической связи. Французу или англичанину Византия представляет такой же любопытный предмет, как, например, Аравийский халифат, но она не имеет в его глазах другого, высшего значения. Ее влияние на судьбу его предков не дает ей особенных прав на его сочувствие… Нужно ли, с другой стороны, говорить о важности византийской истории для нас, русских? Мы приняли от Царьграда лучшую часть народного достояния нашего, т. е. религиозные верования и начатки образования. Восточная империя ввела молодую Русь в среду христианских народов. Но кроме этих отношений нас связывает с судьбою Византии уже то, что мы славяне… Поверхностное знакомство с византийскими писателями достаточно для того, чтобы убедиться, что в европейских темах громадное большинство населения состояло из славян и что в азиатских областях преобладали чуждые эллинизму примеси… Исавры, славяне и армяне сидят на престоле Константина и Феодосия… Какая же сила собрала воедино и сдерживала разнородные, отчасти враждебные стихии, заменяя таким образом народность или кровную связь населения другой, чисто духовной связью? Эта сила заключалась в религии, утвержденной отцами Восточной Церкви, и в образованности, наследованной от языческого мира вместе с языком». «Можно прибавить, – заключает Грановский, – что на нас (т. е. русских) лежит некоторого рода обязанность оценить явление, которому мы так много обязаны».
Особенности в изложении нашего труда обозначились уже в первом выпуске чтений по церковной истории.
В настоящем выпуске выдержки из первоисточников будут допущены в возможно меньших размерах во исполнение желания тех, которые говорят: graeca sunt, non leguntur. Библиографические примечания отнесутся к концу книги и будут содержать в себе посильное обозначение не только русских, но, по возможности, и иностранных сочинений, соответственных предмету чтений. В конце книги будет приложен очерк церковной географии христианского Востока IV–IX веков.
Что касается текста чтений, то при составлении второго выпуска мы не имели уже таких определенных руководителей, какими были для первого выпуска Гизелер и Гагенбах. Правда, мы с признательностью пользовались трудами по византийской истории Гиббона1, Тиллемона2, Лебо3, Шлоссера4, Гефеле5, Муральта6, Финлея7, Папарригопуло8; из русских: св. Димитрия Ростовского9, арх. Сергия10, арх. Арсения11, А. П. Лебедева12, – но, заимствуя из помянутых авторов отдельные сведения и соображения, в общем мы должны были идти дорогами неготовыми.
* * *
Примечания
Ed. Gibbon. The history of the decline and fall of the Roman empire.
Tillemont. Histoire des empereurs… Bruxelles, 1709.
Le Beau. Histoire du Bas-Empire.
Schlosser. Geschiehte der Bildersturmender Kaizer der ostromischen Reichs.
Hefele. Conciliengeschiehte. Freiburg, 1875–77.
E. de Muralt. Essai de chronographie byzantine, 1855.
Г. Финлей. Греция под римским владычеством до 717 г. М. – 1877.
Histoire de la civilisation hellénique par M. C. Paparrigopoulo Paris 1878.
Минеи-Четьи 12 месяцев.
Арх. Сергий. Полный Месяцеслов Востока, 1876.
Арх. Арсений. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные.
А. П. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков, 1879.
