Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский О страстях Христовых. Слово, сказанное в Великую пятницу в воспоминание о снятии тела Христа со креста
Распечатать

святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

О страстях Христовых. Слово, сказанное в Великую пятницу в воспоминание о снятии тела Христа со креста

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Когда Церковь собирает нас, христиан, чтобы мы вспомнили о мучениях Спасителя нашего в этот день и почтили их, одна мысль, конечно же, возникает у всех людей и, несомненно, удивляет их. Эта мысль о том, какие великие труды принял на Себя из-за нас Спаситель, а мы даже на малые лишения и труды не готовы ради Него. Сколько любви, сколько примеров оставил Он нам в наследство, и какое малое количество видит Он среди нас тех, которые готовы принять это наследие и возблагодарить Его за это.

Невозможно немногими словами описать все то, что сделал Христос для нас. Страшные мучения, которые претерпел Он в сей день из любви к нам, составляют лишь часть Его трудов. Можно сказать, что Спаситель не только умер на кресте, но и всю Свою жизнь провел на нем. Но не думайте, братья, что Он мучился на этой земле из-за каких-либо внешних неудобств. Правда, у Него часто не было места, где можно было бы приклонить голову; часто со Своими учениками Он питался тем, что преподносили верующие; часто Он скрывался от врагов в удаленных местах. Но не это было причиной Его скорби. Он печалился, видя степень падения людей, их невежество, греховность. Если даже мы, которые сами являемся грешными и жалкими, страдаем, видя степень падения человеческого существа, то как же не опечалилось бы чистейшее Существо, для Которого невыносим даже малый грех, глядя на глубокое падение и порчу человеческой натуры! Это беспокоило и терзало Его сердце на протяжении всей Его земной жизни.

Но Он до конца испил горькую чащу всех страданий и мучений. Не без причины говорил Он Своим ученикам в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26: 38); не без причины трижды упал ниц на землю перед Отцом Своим, обратясь к Нему со словами: «Отче! все возможно Тебе, пронеси чащу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14: 36). Но не думайте, что Он боялся мук телесных, побоев, гвоздей, плевков, креста. Нет! Для такого Существа, Каковым был Спаситель наш, телесные страдания ничто по сравнению с душевными!

Спаситель заранее знал, что близок тот день, когда в полной мере проявится все зло падшей человеческой природы, когда враги Его отчетливо проявят степень греховного падения человеческого существа.

Древний враг, посеявший в сердце человека грех и вражду, применил все свои средства и приемы для подавления и уничтожения Царства Божия, ради утверждения которого явился Спаситель. Как же не тревожилась бы душа Христа до самого дня смерти, видя страшные дела, совершенные его врагами?!

Несчастный Иуда за деньги предал учителя и друга своего. Именно это было для Спасителя больнее тех гвоздей, которые пронзили руки и ноги Его.

Фарисеи и двуличные старцы под видом сохранения верности учению Моисея употребили самые темные средства для кары Иисуса Христа. Именно это было для Него тяжелее и горше, чем побои и плевки.

Неблагодарные иудеи, которым Спаситель оказал бесчисленное множество благодеяний, которые еще вчера встречали его восторженно и восклицали: «Осанна сыну Давидову!» – сегодня же, дабы угодить старейшинам и первосвященникам, кричат: «Распни, распни Его!» Такая неблагодарность людей и такая злоба осчастливленного Им народа были во сто крат тяжелее креста, который взвалили на Его плечи.

Неправедный судья Пилат после вынесения Ему смертного приговора тут же признает, что не видит никакой вины в Его действиях. Вот такое попрание всякой правды и правосудия больше мучило Его душу, чем колючий венец, надетый на Его голову.

Наконец, звериная жестокость воинов, которые развлекались страданиями невинного, обессиленного и еле живого, неслыханное зло фарисеев и старцев, которые насмехались над умирающим, распятым на кресте, бессердечие мирян, которые, видя распятого на кресте, тоже надругались над Ним, несказанно увеличили степень Его страданий.

Но, не обращая внимания на неописуемые душевные и телесные страдания, на уродливые проявления человеческой природы, Спаситель ни на секунду не заколебался в Своей любви к роду человеческому, а наоборот, взмолился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23: 34).

Вот что сотворил Спаситель ради нас! И чего требует Он взамен всего этого от нас? Требует лишь, чтобы Его учение и каждый пример Его не остались бы для нас бесполезными, а наоборот, чтобы мы воспользовались ими для нашего же просвещения и счастья. Но, к несчастью, как мало Он видит среди нас верности и готовности к этому.

Нас удивляет и вызывает отвращение предательство Иуды. Но, братья, разве сами мы никогда не предаем Спасителя? Разве не предательство – каждый совершенный нами грех, когда мы забываем Его заповедь? Когда мы, забыв о Его любви к нам, живем и поступаем вопреки Его учению, предаем и враждуем друг с другом, разве этим не напоминаем Ему предательство Иуды?

Темное двуличие первосвященников и книжников иудейских, их ненависть, окаменение будят в нашем сердце глубокую скорбь. Но, братья, страшного греха фарисейства разве совсем нет у наших христиан? Некоторые слова и дела иных христиан разве не оживляют в сердце Христовом те страдания, которые Он претерпел от фарисеев?

В Священном Писании мы читаем, что христианин, не гнушающийся греха, повторно распинает Иисуса Христа на кресте. И неудивительно! Разве может Он равнодушно смотреть на грехи наши, для уничтожения которых Он столько претерпел?

Говорят, что на земле самая возвышенная и сильная любовь – это любовь матери к своему чаду. Почему? Потому что матери дорого стоит рождение и воспитание сына своего. Наше духовное рождение и просвещение Спасителю стоило невыразимых и неописуемых страданий. Поэтому ни одна мать на земле так не беспокоится, видя недостойный поступок своего ребенка, как беспокоится Спаситель, когда видит наше бесчестие.

Иудеи, которые замучили Господа Иисуса Христа, имели лишь одну смягчающую их вину причину: они доподлинно не знали, кем Он был. А мы знаем, любим и веруем в Него, и, соответственно, у нас нет и не будет ни одной причины для нашего помилования, когда мы мучаем Его своими грехами и несмирением.

Спаситель наш, распятый ради нас! Оживи в нас чувство и сознание величия Твоей жертвы, принесенной ради нас. Даруй, чтобы не осталась она напрасной, а служила всегда и везде примером для нас. Аминь.

Комментарии для сайта Cackle