Основы христианской нравственности

Источник

Содержание

Аннотация

Глава I. Содержание христианской нравственности 1. Название науки, основные моменты ее содержания Какая наука говорит об основах христианской нравственности? Что данная наука говорит об этом? Какой систематический порядок изучения предлагает нам наука Нравственное богословие? 2. Понятие о нравственности Что принято называть нравственностью? Что содержит в себе слово нрав? Отчего нравственность может в человеке возрастать? Какие чувства лежат в основе отношений человека к физической природе и в отношении к другому человеку? 3. Виды нравственности Что мы знаем о видах нравственности? Что нам надо знать о нравственности естественной? Почему естественной нравственности стало недостаточно? Чем вызвано появление Евангельского учения? Что входит в состав христианской нравственности? Что составляет базовый компонент христианской нравственности? 4. Религия и нравственность В чем суть религиозного сознания человека? На чем сосредоточено внимание верующего человека? Откуда исходят религиозно-нравственные жизненные нормы человека? Чем должен быть озабочен человек, принимая за основу своей жизни христианскую нравственность? 5. Значение науки Нравственное богословие Какие требования сообщают человеку естественные нравственные основы? Что черпает человек для себя из нравственности Богооткровенной? На что наука Нравственное богословие открывает человеку глаза? Куда наука направляет внимание человека? Глава II. Духовно-нравственная природа человека 1. Высокое достоинство человека Какие особенности Священное Писание указывает в деле сотворения человека? Какие главные мысли Писания подчеркивают достоинство человека? Что свидетельствует о духовно-телесном составе человека? От чего зависит деятельность человеческой души? 2. Духовная направленность жизни человека Как дух человека воздействует на его душу? Почему наибольшая ответственность за направленность нашей жизни ложится на душу? От чего возрастает в нас интенсивность духовной жизни? 3. Духовная природа человека Что есть дух человека? Какой способностью дух наделяет человека? 4. О нравственной природе человека В чем суть нравственной природы человека? Как формируется характер нравственных проявлений человека? При помощи чего происходит общение людей? 5. Нравственный инстинкт Виды инстинктов биологической природы человека и в чем суть этих инстинктов Какой инстинкт присущ духовной природе человека? Какой инстинкт действует в нравственной природе человека? Какой инстинкт обнаруживает себя при общении человека с другими людьми? Чем и с какой целью пользуется человек, устанавливая свои отношения с другими людьми? Как нравственное влечение перерастает в нравственное чувство? 6. Нравственное чувство Что нам известно о назначении основных сил души? Что такое чувство и о чем оно говорит человеку? Какие основные чувства в человеке нам известны и как они себя проявляют? Как заявляет о себе нравственное чувство? Что обеспечивает нравственное самосознание человека? Глава III. Виды нравственных переживаний и нравственный закон 1. Чувство стыда Каким чувством выдает себя согрешившая природа человека? Какое определение можно дать этому чувству? Как проявляется стыд вовне и внутри человека? Каким образом можно охарактеризовать стыд ложный и стыд благодатный? Что нам известно о стыдливости и ее назначении помогать человеку? Что можно сказать о взаимодействии стыда и стыдливости? Каким образом стыд помогает нам бороться за нравственную жизнь? 2. Чувство совести Что такое совесть по своей сущности? Какое знание дает человеку совесть? Чему подобно свидетельство совести, когда человек ее вопрошает? Как совесть говорит человеку? Как совесть ведет человека к внутренней духовной свободе? Что имеет в виду действие совести? Каким образом совесть создает в человеке алтарь его жизни? По какой причине совесть возбуждает в человеке чувство раскаяния? Почему совесть неодинакова у всех людей? В какой совести нуждается каждый христианин? 3. Чувство долга Чей голос слышит человек в чувстве долга? Какой смысл заложен в словах долг, должно? Что можно сказать о двух видах долга, связанных с конечным результатом? Какие виды долга свойственны человеку? 4. Чувство обязанности Какая связь у чувства долга с чувством обязанности? Какая сила заложена в слове обязанность? Каким образом чувство обязанности помогает человеку созидать блага жизни? Какую задачу ставит перед нами каждая жизненная обязанность? Какие применяются правила, чтобы избежать коллизий? Какими могут быть коллизии? Как обязанности помогают человеку устанавливать тесную связь с обществом? 5. Чувство ответственности Что значит моральная ответственность человека? Когда это чувство возникает у человека? В чем это чувство помогает человеку? Могут ли быть действия человека безразличными? Что является критерием ответственности? От чего чувство ответственности увеличивается? 6. Чувство вменения Что такое вменение? Что о вменении говорит нам Священное Писание? В земной жизни кто вменяет человеку его греховность и его праведность? Какие поступки вменяются человеку? 7. Религиозно-нравственный закон Какой закон Божий становится личным законом человека? Какой способ бытия и деятельности именуется автономным? В чем суть автономии? Как возникает подлинная самостоятельность человека? Как же возникает нравственный закон? С помощью чего человек подчиняется нравственному закону? Какое основное требование нравственности? Какой закон принято называть естественным нравственным законом? Что мы называем законом Богооткровенным? Что такое нравственная мудрость? Глава IV. Семья и ее послушание богооткровенному нравственному закону 1. Устроение семьи Как понимать цель и задачу семьи? Чем семья крепка? 2. Природа семьи Кто создает семью? Как сочетается мужу жена? Каково определение Божие о фундаменте человеческих взаимоотношений в семье? В чем назначение семьи? 3. Фундамент семьи Какие принципы составляют фундамент семейной жизни? О чем говорит первый принцип? О чем говорит создающим семью второй принцип? Что открывает человеку третий принцип брака? Что утверждает для семейных людей четвертый принцип брака? 4. Каркас семьи В чем усматривается мудрость при создании семьи? Какие еще два принципа должны знать супруги, созидая свой дом? 5. Строительный материал семьи Чем, каким поведением жены приобретается для Господа ее муж? Что необходимо знать о внешнем и внутреннем отношении жены к своему мужу? Какой вид добра заложен в основу отношения жены к мужу? В чем усматривается благоразумие мужа по отношению к своей жене? Что значит знать свою жену и почитать ее? Чем скрепляется строительный материал мужа и жены? 6. Опасность разрушения семьи Что угрожает благополучию семьи? Какими средствами семья оберегается от «термитов» беспорядка? Какими средствами семья сберегает себя от чрезмерной занятости? Почему семья не освобождает нас от обязанностей членов Тела Христова? Чем еще сберегается семья от чрезмерной занятости? Глава V. Свобода воли и проявление ее в жизни человека 1. Связь свободы воли с другими нравственными чувствами В чем выражается связь свободы воли с нравственными чувствами? Кто же выполняет это дело? 2. Воля человека и ее свобода Что такое воля человека? Как надо понимать свободу воли? В чем выражается разумно-сознательная направленность человеческой воли? 3. Начало свободы воли и ее завершение Что такое побуждение? Что собой представляют мотивы? Какова роль нашего я в этой борьбе мотивов? Какие же этапы развития имеет свобода воли человека? 4. Виды свободы воли Как свобода воли взаимодействует с высоким назначением человека? Какая свобода называется формальной? Что является реальной, разумно-сознательной свободой человека? Какая свобода именуется нравственной? По каким мотивам нравственная свобода делает свой выбор? Что избирает для человека нравственная свобода? К чему стремится нравственная свобода? Когда человеку открывает себя свобода идеальная? Кто дает нам пример достижения высшей свободы воли? Для какого человека возможна подобная свобода? Почему мы недостаточно осознаем свою свободу? 5. Доброделание Что мы называем добродетелью? Как следует понимать слово добро? От чего зависит совершенство добродетели? С чего начинается доброе дело? Что преподобный Иоанн Лествичник называет «превосходным алфавитом доброделания»? Какую суть с помощью этого алфавита человек прочитывает на скрижалях своего сердца? Как алфавит работает на высшую цель человеческой жизни? 6. Созидание добра в семейной жизни Первый период семейной жизни Почему так важно, чтобы Господь созидал семью? Как внешне происходит начало этого созидания? Что в этот период вводит в состав своей жизни христианская семья? С чем встречается в это время христианская семья? Какое главное условие семейной жизни в этот период? Что создает единство и общность жизненной цели супругов? Второй период семейной жизни В чем особенность этого периода? Почему Бог называет детей наследием, наградой от Него? Почему важен ребенку родительский дом? Третий период семейной жизни Какова суть этого периода? Что является главным в жизни повзрослевшего ребенка? В какой мудрости нуждаются родители при общении со своими повзрослевшими детьми? Как атмосфера дома прививает повзрослевшему ребенку главное? Четвертый период семейной жизни В чем суть этого периода? Какое значение имеет для супругов «память смертная»? Как нам следует понимать смерть? Что свидетельствует об опыте веры в вечную жизнь? Что говорит об этом чин отпевания? Как это доброделание связано с вечностью? В чем суть процесса восхождения в вечность? Какое задание имеет человек, когда воздает «последнее целование умершему»? Глава VI. Становление отношений человека с окружающими его людьми 1. Естественное доброделание Какие добродетели мы именуем естественными ? Что служит для естественного человека побуждением к доброделанию? Какие добродетели из числа естественных особенно уважались в античном мире и у христиан? 2. Мудрость как непременное условие для добрых отношений между людьми Чему учит человека мудрость? Как понималась мудрость в Ветхом Завете? Что несет в жизнь мудрый человек? Что является основанием естественной мудрости? Что говорит о мудрости апостол Иаков? Как понимают мудрость святые отцы? Сколько существует видов премудрости и в чем они себя проявляют? Почему в студенческую пору особенно необходима мудрость? Как узнает человек о принятии им от Бога мудрости? 3. Мужество, проявляемое при становлении отношений человека с другими людьми Что необходимо человеку при созидании отношений с близкими ему людьми? Какое мужество требуется человеку в религиозно-нравственной жизни? Как надо относиться к житейским бурям? Что свойственно человеку мужественному? Почему стойкость является достоинством человека? Чему уподобляются скорби, неизбежные в духовной брани? В чем нуждается сердечное мужество? Кому человек поручает распознавать помыслы? И как с ними ведет брань? Что сообщает нашему сердцу мужество? 4. Умеренность как основание правильных отношений между людьми Что представляет собой умеренность? Как можно научиться умеренности? О чем свидетельствует наше согласие на воздержание? Что требует от человека воздержание? Какую способность человека созидает воздержание? 5. Справедливость в отношениях людей друг с другом Что называют справедливостью Отцы Церкви? Как пользовались справедливостью в древности? Как человек может научиться распознавать судьбы правды Божией? О каких двух правдах человек должен составить для себя понятие? Чем полезно предварительное изучение справедливого ? Как принцип справедливости обозначен в Новом Завете? 6. Препятствия к доброделанию – грех и греховное дело 1) Грех Почему человек согрешает? Когда наше поведение становится греховным? Где коренится грех и какие последствия ожидают человека, совершившего грех? В чем выражается враждебность греха по отношению к Богу? 2) Развитие греха в греховное дело Что предлагают человеку плевелы греховных помыслов? Как помысл греха дозревает в человеке до греховного дела? Как надо относиться человеку к прилогу? Что открывает в разуме человека внимание? Какое отношение ко греху отображает стадия услаждения? Какой опасностью грозит человеку стадия желания? Печать чего демонстрирует человеку решимость? Что может сделать человек, когда греховное дело уже совершено? Какова же панорама борьбы с греховным помыслом? Как греховный предмет постепенно пленяет внутренние силы человека? Кто контролирует развитие греха и чем его пресекает? 3) Виды грехов Какой основной грех человека? Какие бывают грехи по силе воздействия? Какой грех возникает непроизвольно? Какой грех совершается произволением человека? Что навязывает человеку господствующий вольный грех? Что же такое страсть? Что лежит в основе чувственных и духовных страстей? Что собой представляет порок? Каким образом следует преодолевать случившиеся грехи? 7. Покаяние – завет человека с Богом об исправлении жизни а) Сущность Покаяния Что есть Покаяние? Что освобождает человека из греховного плена? Чего требует от человека Покаяние? Почему человек ищет доступа к духовным очагам? В чем же состоит основная задача Покаяния? Почему Покаяние необходимо всем людям? б) Плоды покаянного очищения Что человек должен постигать в событиях и обстоятельствах своей жизни? В постижении событий своей жизни какая установка души будет правильной? Что обеспечивает плодотворность покаянного очищения? Что входит в ткань религиозно-нравственной жизни? Чему учит нас телесная красота? Пустой ли предрассудок – честь? Чему человек должен научиться в своем очищающемся сердце? Как человек приобретает свои жизненные убеждения? Что дает человеку живое ощущение тайны? Что вызывает в душе человека искусство созерцать живую тайну? Чем важен для человека дар благодарности? Что сообщает человеку дар сердечного созерцания? Что еще расцветает у человека от пожизненного покаянного очищения? Глава VII. Образы добра при воспитании детей 1. Знание о своем ребенке Как Священное Писание называет детей? Добрым даром Кого являются дети? Почему дети являются наградой от Господа? Почему дети уподобляются стрелам? Почему дети сравниваются с масличными ветвями? Какую помощь оказывают родителям приведенные сравнения? 2. Родительская любовь при общении с детьми Умеют ли родители слушать своего ребенка? Чем важна манера говорить с ребенком? Почему нам надо учиться наказывать своих детей? Какое еще доказательство любви надо знать родителям? Что обнаруживает собственную зрелость родителей? 3. Наставление юноше при начале пути его Что об этом говорит Священное Писание? Как следует понимать слово наставь? Какие понятия произошли от этого слова? Кем определяется путь каждого юноши? Каков Божий замысел о каждом из нас? Какое представление должны иметь родители о греховности души ребенка? Почему так важно возбуждать в ребенке жажду к хорошему? Для чего родителям необходима мудрость? 4. Безоговорочная любовь Какая любовь является настоящей? Что является основанием прочных отношений с сыном или дочерью? В чем суть безоговорочной любви? Какой вопрос скрывается за поведением ребенка? Влияет ли безоговорочная любовь на воспитание детей? У кого родители учатся выражать свою любовь к детям? 5. Любящий взгляд родителей Зачем человек ищет дружеского взгляда окружающих людей? Нужен ли новорожденному ребенку родительский взгляд? Что такое глазной контакт? Какое влияние на воспитание оказывает согревающая любовь родителей? 6. Сосредоточенное внимание Какие существуют пути для выражения любви к детям? Что такое сосредоточенное внимание? Дождутся ли дети нашего внимания и времени, которое мы отнимаем у ник? Какая очередность во времени принадлежит нашим обязанностям? Какое задание должны освоить родители на пути к безраздельному и полному вниманию? 7. Дисциплинирование детей Что есть дисциплинирование? Для чего нужно дисциплинирование нашему ребенку? Когда надо начинать наказывать своего ребенка? Что является орудием наказания глупца? Чем пагубно воспитание ребенка без розги? В чем положительное воздействие розги на душу ребенка? Является ли наказание поступком любви? Какой пример наказания дает нам Господь? Почему наказание привлекает наше внимание к Господу? Каков метод наказания Божия? 8. Закладка в ребенке здравого эмоционального отношения к Богу Что делают родители, чтобы дети познали и полюбили Бога? Как дисциплинирование помогает формировать отношение ребенка к Богу? Как у ребенка утверждается вера в Бога? Чего требует от нас воспитание детей в христианском духе? 9. Родители и подростки Что является неотъемлемой составной частью хорошей семьи? Нужны ли определенные постановления в семье? Что делать, если дети намеренно ломают ваши правила и не слушают вас? В чем выражается признание в семье? Нужно ли признание друзей вашего ребенка? Что еще означает признание? Каким должно быть прощение в семье, угодной Богу? Итак, какие же качества необходимы членам семьи? 10. Сомнения в жизни ребенка Как и когда возникают сомнения? Как проявляется сомнение в душе подростков? Как же мы можем помочь детям справиться с проблемой сомнений? Когда сомнение становится грехом? В каком случае сомнение превращается в веру? 11. Освобождение ребенка С чем встречаются родители, когда их дети повзрослели? Почему некоторым родителям так трудно освободить своего сына или свою дочь? Какова вторая причина трудностей при освобождении ребенка? Как отражается на таких браках уход ребенка? Что следует делать родителям, готовясь к уходу детей из дома? Как родителям следует смотреть на освобождение своего ребенка? Каково поведение родителей после состоявшегося освобождения своего ребенка? Какой еще есть важный принцип, связанный с освобождением ваших детей? Глава VIII. Искусство правильно строить взрослую жизнь 1. Понятие об этом искусстве Какая у человека цель работы над собой? В чем суть религиозно-нравственного опыта? Где человеку дается Откровение Божие? Что является источником Божественного Откровения и как он влияет на нравственность? Какое место в этом содержании отводится святости? Что является основанием христианской нравственности? Какова же цель искусства правильно строить взрослую жизнь? 2. Искусство богоделания Чем важно для человека усвоение Священного Писания? Как это искусство открывается в Священном Писании? Как Откровение Божие воздействует на человека? Что помогает человеку увидеть Божественное Откровение? Что постигает человек, вчитываясь в Божественное Откровение? Что есть христианская жизнь? В чем же состоит тайна «искусства богоделания»? 3. Труд человека над своим духовным возрастанием Как святые Отцы называют такой труд? Как в этом труде меняется поведение человека? Что еще включается в поведение человека? Что является препятствием к совершенной любви? От чего предостерегает Господь подъявшего путь духовного возрастания? О чем человеку надо заботиться в первую очередь? Почему христианская жизнь действительно богочеловеческая? Чем христианская жизнь отличается от всякой другой? Чего от человека ожидает Господь? Что в этой жизни приносит человеку труд духовного возрастания? 4. Внедрение Заповедей блаженств в дела семейной жизни Чем важны Заповеди блаженств? Чему учит нас первая Заповедь блаженств? Что же такое нищета духовная? Как возделывается человеком смирение? Чему учит человека вторая Заповедь блаженств? Где открывает себя источник плача? Какие плоды приносит человеку дар слез? Чему научает человека третья Заповедь блаженств? Как кротость утверждается и действует в человеке? Чему научает человека четвертая Заповедь блаженств? Что значит жаждать правды? Чему научает человека пятая Заповедь блаженств? Какую способность приобретают люди милостивые? Кто же такие люди милостивые? Чему учит шестая Заповедь блаженств? Как появляется чистота в человеческом сердце? Как же достигает человек чистоты сердца? Как святые зрят Бога? Чему учит человека седьмая Заповедь блаженств? Как создается прочный мир в человеческих отношениях? Кем желает видеть нас, последователей Христа, Бог? Чему учит человека восьмая Заповедь блаженств? Что приводит человека в состояние святого мужества? Чему учит девятая Заповедь блаженств? В чем суть духовной радости? Как переживается эта духовная радость супругами? 5. Полнота христианской жизни К чему приводит человека внедрение в свою жизнь Заповедей Божиих? Как влияет на уровень деятельности человека его призвание? Почему призвание именуют крестом человека? Какая цель заложена в отношения человека к Богу? Что надо знать, чтобы творить волю Божию? Как совершается водительство Божие над каждым из нас? Какие средства способствуют различению человеком воли Божией? Какое значение отводится в работе над собой молитве? 6. Жизнь Иисуса Христа как образец нравственного совершенства для Его последователей Что требуется от последователя Христова? Чем выражается совершеннейший нравственный характер Иисуса Христа? На каком основании мы подражаем смирению Христову? В чем выразилась связь Иисуса Христа с Небесным Отцом? Возрастая, чему навыкал Христос? Чем закончилась подготовка Иисуса Христа к общественному служению? Чем была для Иисуса Христа молитва? Как Христос вступал в общение с людьми? В чем проявляется пастырская любовь Христа? Какое было отношение Христа к природе? Что можно назвать характерной чертой общественного служения Спасителя? Какую новую заповедь дал Христос людям? Что произойдет с поступающими по примеру Иисуса Христа? Глава IX. Церковь Христова и ее благодатная помощь 1. Царство Божие – существо церковной жизни Что мы называем Царством Божиим? Для чего создана Церковь Христова? Может ли Царство Божие открывать себя внутри человека? С чего начинается вхождение в Царство Божие? Как себя реализует Царство Божие? 2. Дары Церкви Что имеется в виду под дарами Церкви? Каков основной дар Церкви? Почему храм именуется даром Церкви? Икона является ли даром Церкви? Как дар чтения Священного Писания может быть усвоен человеческим сердцем? В чем суть культуры чтения сердцем? Почему культура сердечного чтения необходима при восприятии Священного Предания? Как это требование относится к догмату? Что требует от нас религиозный догмат? В чем состоит дар Церкви, именуемый Духонаучением? Что в Церкви действительно приводит человека к единению с Богом? Какие стороны надо различать в богослужении? В чем суть религиозно-символической глубины богослужения? Как человек может созерцать реальность Духовоплощений? Чем еще является богослужение? Какая подготовка должна быть осуществлена человеком для верного восприятия Таинства? Что является последним даром Церкви? Что стоит на первом месте в этом даре научения? Какова роль живого любящего сердца пастыря? К чему приводит пастырь и что дарит через него Церковь? 3. Служения в Церкви Какое понятие о Церкви дает нам святитель Ириней Лионский? Кто же такие апостолы? Чем мы выражаем свое отношение к святым апостолам? Тропарь апостолу, глас 3: Величание: Кто такие Отцы, учители и пастыри Христовой Церкви? Чем мы оказываем честь и почитание пастырям и учителям Церкви Христовой? Тропарь святителю единому, глас 4: Величание святителю единому: Тропарь святителям, глас 4: Величание многим святителям: Кто такие мученики? Каков закон мученичества? Семенем чего стала твердость мучеников? Чем можем и мы выказывать свою любовь и уважение к святым мученикам? Тропарь мученику единому, глас 4: Величание: Тропарь мученице единой, глас 4: Величание: Кто такие преподобные? Какие подвиги наиболее свойственны преподобным? Как можем мы этим угодникам Божиим оказывать надлежащую честь? Тропарь преподобному единому, глас 8: Величание: Тропарь преподобной жене, глас 8: Величание: Кто такие юродивые Христа ради? Как мы должны относиться к подвигу юродивых Христа ради? Тропарь Христа ради юродивому, глас 1: Величание: 4. Действие в Церкви благодати Божией Кто является источником благодати Божией? Как в мире действует благодать Божия и как на нее откликается согрешивший человек? В чем сила преизобилующей благодати Божией? Как характеризуется благодать Божия? Какое влияние оказывает благодать Божия на отношения людей между собой? Когда благодать Божию мы принимаем не на пользу? От какого помысла человеку следует остерегать себя? Чего требует от человека благодать Божия? Каково взаимодействие благодати Божией и сердца человека? Почему душа по-разному воспринимает благодать? Какие виды благодати нам следует знать? Каково действие благодати общей? Как воздействует на человека Евангельская благодать? Благодать оправдания как изменяет человека? Почему человек нуждается в благодати освящения? Глава X. Стяжание мыслей и чувств правильных и святых 1. Святость святых Какие мысли о своей святости должен иметь христианин? Что человек для этого роста должен делать? Что такое святость? Исполнением чего является святость? 2. Вера Что такое вера? Какое искусство сообщает человеку вера? Какую направленность сообщает человеку религиозная вера? В чем психологическая суть религиозной веры? Что представляет собой слово Господа? Что говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский? Что значит быть верующим человеком? Что предполагает вера? Каково в человеке соотношение веры и добрых дел? С чего начинается дело спасения? Что же приводит человека к спасению? В какое положение ставит себя человек своей верой? 3. Надежда Какие виды надежды мы знаем? В чем особенности надежды естественной? Что представляет собой надежда христианская? Какое добро несет в себе христианская надежда? Чем труден путь, ведущий к подлинной христианской надежде? Какое значение имеет надежда по отношению к вере и благому результату? 4. Любовь Что именуется словом любовь? Что Бог заповедует нам? Откуда любовь? Из какого источника она вытекает? Что значит – возлюбить Бога всем сердцем? Что значит – возлюбить Бога всею душой? Какую задачу ставят перед человеком слова Господа – возлюбить Его всем разумением? Чем выражается любовь во всей крепости своей? Как проявляет себя любовь к Богу? Что требуют от человека заповеди Божии? Какая особенность свойственна христианской любви? Что значит – любить ближнего, любить человека? Что полагается в основу отношений человека к человеку? Что означает обязанность любить самого себя? 5. Молитва Что собой представляет молитва? Как через молитву осуществляется живое общение с Богом? Откуда исходит молитва? От чего возгревается вера? а) Молитвенное правило С каким настроением нам следует приступать к молитве? К чему сводится молитвенный труд человека? Как надо относиться к молитвенному правилу? Что такое молитвенное правило и какова его цель? Что говорит о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов? Каково назначение молитвенного правила? Что заключено в молитвенных словах правила? б) Крестное знамение и краткие молитвы Чем сопровождается молитвенное правило? В чем суть поклонов земных и поясных? Какие мысли пробуждают в нас краткие молитвы? Какое применение этим кратким молитовкам указывает святитель Феофан Затворник? Как удерживать молитвенный строй своей души? Из кратких какая молитовка имеет исключительно важное значение? в) Молитвы домашние и храмовые Из чего слагается домашняя молитва? О чем человек молится в храме? Какую возможность имеет человек, участвуя в храмовой молитве? Что испытывается в человеке храмовой молитвой? С какой целью часто поминаются в молитвах имена Бога, Пресвятой Девы и святых? В чем спасительность богослужения и сопровождающих молитву священнодействий? Как можно охарактеризовать богослужение? Чему учит душу православное богослужение? 6. Чтение духовных книг Почему необходимо человеку чтение Слова Божия? Что нам открывает Священное Писание? Что говорит о чтении Священного Писания святитель Григорий Богослов? Что сообщает человеку святость? Какая связь ведет к единодушию людей? Какое руководство к чтению Священного Писания дают нам Святые Отцы? Что может найти для себя душа в книгах Святых Отцов? Как подбирается чтение творений Святых Отцов? 7. Иконопочитание Какое место занимает почитание икон в жизни православного человека? Частицу какой веры и радости передают нам святые иконы? В чем состоит искусство иконописи? Каким образом иконопись служит искусству христианской жизни? Что является основной темой иконописи? Почему иконопись называется «богословием в красках»? Кроме изобразительного, какое еще значение имеет икона? 8. Церковные посты Чем расстраивается единство духовно-нравственной жизни? Что такое пост? Какие условия создаются Церковью во время поста? Перед какими праздниками необходимо держать посты? В чем значение поста перед святым Причащением? Почему Евхаристия есть начаток нового бытия? 9. Церковные праздники К чему призывает нас Церковь в дни праздников? Как нам следует распорядиться радостью научения? Что является краеугольным камнем христианской нравственности? Как закладывается фундамент отношений человека к Богу и людям? Что предлагается студентам МРПС для изучения и осмысления? На что рассчитан учебный материал?  

 
Аннотация

Каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры.

Именно об этом идет речь в книге «Основы христианской нравственности», адресованной юношеству и каждому человеку, задумавшему создать собственную семью.


Источник: Основы христианской нравственности / прот. Геннадий Нефедов. - Москва : Паломник, 2006. - 287 с.

Комментарии для сайта Cackle