Святитель Геннадий (Гонозов), архиепископ Новгородский в истории русской культуры
Личность Святителя Новгородского Геннадия (Гонозова) изучена очень слабо. Кроме житийных источников можно назвать ряд фрагментов в исследованиях отечественных историков и религиоведов. В этой работе автор пытается выявить культурологический вектор в наследии Святителя.
К 1025-летию Крещения Руси посвящается.
Длительные изыскания в библиотеках позволили ознакомиться с большим объемом письменных материалов по истории Церкви (в частности, периода борьбы с ересью жидовствующих), что дает возможность сделать вывод: не недостаток фактов является причиной неоднозначности оценок и субъективности в истории, а разные мировоззрения исследователей дореволюционного периода и последующего. В частности, это касается и личности Святителя Геннадия (Гонозова), архиепископа Новгородского.
Геннадий (Гонозов) родился в Москве. Можно предполагать, что его родители были знатного рода, т.к. «муж был сановитый, разумный и добродетельный и Божественному Писанию довольный, что было большой редкостью в те времена» [8, с. 914]. Он был в начале иноком Валаамского монастыря. В 1480 г. он становится архимандритом Чудова монастыря в Москве, где под его руководством начал строится первый храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси. В декабре 1485 г. митрополит Геронтий впервые из архиепископов напрямую, без жребия, по согласованию с Великим князем, назначает Геннадия архиепископом Великого Новгорода для усиления церковного влияния Московской митрополии. Архиепископ Геннадий активно включается в деятельность Новгородской епархии и вводит в ней иерусалимский сокращенный богослужебный устав. У него были все качества прекрасного администратора. Он отличался стойким, независимым характером, не способным жертвовать делом в угоду «сильным» людям. Ко всему относился он с душей в интересах Православия. Геннадий считал одной из главных задач своего архиерейского служения то, чтобы Православие оставалось единым во всей Руси, как в Москве, так и в Новгороде. Архиепископ, желая поднять уровень образования священнослужителей своей епархии на должный уровень, делает все возможное для этого. Он сам обучает духовенство проведению фрагментов церковных служб и некоторых богослужебных действий, а также проводит беседы со священниками о пасторском служении с сознанием своего дела. «Он хиротонисал в священников и диаконов таких, которые долго учились у него, и они оказались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы, а все люди получили от них великую пользу» [8, с. 914]. Архиепископ ведет переписку с Великим князем и митрополитом по строительству училищ для подготовки священнослужителей, возлагая на них большие надежды. Архиепископ Новгородский «не поблажал в современниках страсти к обрядной набожности и осуждал пользующихся этой страстью для личной выгоды» [8, с. 805]. Одним из основных дел архиепископа Геннадия была борьба с ересью «жидовствующих», продолжавшаяся почти двадцать лет.
В атеистической литературе «жидовствующих» называют «вольнодумцами, погруженными в прогрессивные искание» и обвиняли Геннадия в беспощадной жестокости к ним. Однако ереси были ударом и по идее объединения земель молодого Московского государства, и по Православной Церкви, а Запад поощрял проникновение в русские пределы еретических форм религиозного свободомыслия. Яркая эрудиция, высокая образованность архиепископа Геннадия сделали его на тот момент лидером противостояния еретическим веяниям.
К середине XV в. на севере-западе Руси одним из центральных городов был Новгород, который имел значительное сходство с европейскими городами и не знал татаро-монгольского ига и его последствий. Лихачев Д.С. отмечал: «Именно в Новгороде широко распространялись грамотность и сохранились за многие годы культурные ценности, в том числе книжный, рукописно-летописные богатства» [4, с. 323]. В данный период времени начинается активный приток иностранцев на Русь, центром которого был тот же Новгород, ведущий активную торговлю с Литвой и Польшей, «поэтому многие попали под культурное влияние Запада, где аристократия воспитывалась с гуманистическими взглядами в университетах Германии и Италии» [4, с. 323]. В этих странах, к середине XV в. было 46 высших учебных заведений и во всех монастырях открыты школы, где учащиеся изучали философию и богословие.
На Руси, в это же время, домонгольский уровень образования был практически уничтожен и частично сохранился только в монастырях. Упадок книжного образования больше всего отразился на духовенстве, а именно, на священнослужителях. Кроме бедственного состояния богослужебных книг, к концу XV века русская церковь испытывала еще одну проблему: отсутствие полного текста Библии. Этим воспользовались западные гуманисты, которые открыто противопоставляли свои антропоцентрические взгляды теоцентрическим.
Архиепископ Геннадий пишет Послания епископам других епархий о случившемся, но те были далеко от центра и напрямую зависели от митрополита и в результате этого не могли помочь Новгородскому архиепископу. По заказу Геннадия, в 1489 г., грек Дмитрий Траханиод составляет справку о «летах седьмой тысячи» – 1490 г. По словам Д.И. Иловайского. «Геннадий являлся начальным борцом с ересью, а борьба с ересью дала толчок русской письменности» [1, с. 468]. На протяжении этого времени Геннадий защищает Православие и ведет активную борьбу с иноверием и является первым апологетом Православия в борьбе с ним. В результате этого архиепископ положил и начало гуманитарному возрождению молодого Московского государства. Под руководством Геннадия в 1499 г., впервые на Руси издается полный текст Библии, получивший название Геннадиевской Библии. Ее появление было вызвано необходимостью противодействия религиозному вольнодумству «жидовствующих». Они для распространения своего лжеучения пользовались преимущественно Священными книгами Ветхого Завета. Между тем, как у православных верующих, как и у самого архиепископа, не было полного собрания таких книг. Геннадий сосредотачивает все свои силы на приобретение этих книг. Он пишет Послания во все епархии Московского государства о сборе книг Ветхого и Нового Завета. Он для этого также обращается к латинским пособиям. Он посылает своего сподвижника Д. Герасимова в Италию, снабжает его деньгами для изучения латинского языка и духовной культуры латинской церкви. По возвращению из этой поездки, Д. Герасимов делает перевод с латинского языка многих Библейских книг на славянский. Около 1496 г. архиепископ Геннадий с большим трудом впервые собрал все священные писания Ветхого и Нового Завета в славянском переводе. Это было одним из важнейших событий в Русской Православной Церкви. Главная заслуга в этом был архиепископ Новгородский Геннадий (Гонозов) для своего и последующих поколений. Приобретение полного списка Божественных книг – т.е. Библии и важность на тот момент заключалась в следующем:
1. Библия оградила простых людей от обмана, в какие вовлекали их еретики, выдавая поддельные сочинения за священные книги.
2. С этого момента православные христиане могли пользоваться ею, что повлияло на развитие образованности населения той эпохи.
3. «Библия архиепископа Геннадия представляет у нас первый опыт такого отделения библейских книг и такого соединения всех их в один священный кодекс» [6, с. 13].
Хотя само состояние собраний Священных книг было не на высоком уровне из-за не одинакового переводного достоинства, но, тем не менее, труд Геннадия играл весьма значительную роль в культурно-просветительском аспекте в истории Руси позднего средневековья. Он был направлен против идей ереси «жидовствующих», имевших своей основой европейский гуманизм, который, в отличие от средневекового понимания мира, полагал, что человек, а не Бог, является приоритетом Вселенной. Так же гуманизм подразумевал возрождение античной мифологии и использование ее для прикрытия магических ритуалов. Помимо светского, гуманистического направления, в ереси «жидовствующих» имелось так же религиозное, отчасти связанное с Западной Реформацией. Это направление подразумевало отказ от поклонения иконам, мощам святых и отрицание наследия богословов первых десяти веков христианства и монашества. Костомаров Н.И. пишет: «В это время ярко высказываются признаки религиозного свободомыслия, стремившегося к отпадению основных догматов православной церкви» [3, с. 309]. Не следует забывать, что руководители еретического движения были высокообразованными людьми своего времени. В такой сложной обстановке Новгородский архиепископ Геннадий (Гонозов) начал весьма энергичную борьбу с этой ересью. Сложность состояла в следующем:
1. Распространяя в тайне свое учение, еретики «по наружности не только оставались православными, но и казались благочестивыми; будучи людьми книжно образованными, они пользовались уважением» [1, с. 458].
2. Ересь проникла в придворные круги Ивана III и в высшую церковную иерархию (митрополит Зосима также поддерживал еретиков).
Кроме упомянутого нами выше полного свода Библейских книг, «Геннадием, по словам Д.С. Лихачева, в 1490 г в качестве противодействия ереси, были записаны «Речи посла цесарева Георга фон Турна», где рассказывалось об испанской инквизиции, изгнанию евреев из Испании и направлена против светского гуманистического ядра еретиков» [4, c. 323]. Таким образом, Геннадиевская Библия и «Речи посла цесарева Георга фон Турна» играли одинаковую роль в антиеретической деятельности Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского. Но, тем не менее, Святитель подвергался со стороны светской и церковной власти негласной опале и как сказал Г.П. Михайлов, что «Геннадий испил чашу гонения за правду» [5, с. 293]. Эта правда заключалась в его активной борьбе с ересью «жидовствующих», в просветительской деятельности и жестком наказании тех, кто шел против Веры Христовой. Большой негатив высказывали исследователи деятельности Геннадия в советский (атеистический период). Так, например, А.И. Клибанов писал: «Геннадий – идейный вождь клирикалов, он не подходит к роли идейного вождя церковной оппозиции» [2, с. 190]. Историк церкви советского периода Н.М. Никольский утверждал, что «Геннадий постоянно жаловался на бездействие властей московских, что еретиков надо «жечи и вешати». Большой негатив в отношении архиепископа Геннадия высказывает профессор Р.Г. Скрынников. Он приходит к выводу что инквизицию больше всего ценил Геннадий, так как не пользовался уважением в Москве. Но положительную роль Геннадия высказывают дореволюционные исследователи, это Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, П.В. Знаменский, А.Н Муравьев и многие другие, а также изгнанники советского режима – эмигранты Г.П. Федотов, Г.П. Флоровский, А.В. Карташев и другие. В современном периоде Геннадия высоко оценил Сергей (Логащ), иеромонах, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).
Судьба архиепископа Геннадия (Гонозова) сложилась трагически. Он был заточен в монастырь, тяжело заболел и вскоре умер. Церковь причислила архиепископа Новгородского Геннадия (Гонозова) в 1718 г. к лику Святых, как Святитель Новгородский.
Список литературы:
1. Иловайский Д.И. История России: в 6 т. Т. 3: Собиратели Руси. – М., 1996.
2. Клибанов А.И. История общественной мысли, религии и сектантства в России XV–XVI вв. – М., 1964.
3. Костомаров Н.М. Русская история в жизнеописании ее важнейших деятелей в 3 т. – Т. 1. – Ростов-н/Д., 1995.
4. Лихачев Д.С. Великая Русь: история и художественная культура. – М.: изд. Дом Италия, 1994.
5. Михайлов Г.П. Нравственный образ истории. – СПб. 2006.
6. Нектарий, иеромонах. Историческое описание Иосифо-Волоколамского второклассного мужского монастыря Московской губернии. – М., 1887.